Методическая разработка урока на тему "Бюджет семьи", 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи” и умений использовать компьютер в различных сферах деятельности человека.

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме “Бюджет семьи”, раскрыть основные понятия, продолжить формировать умения учащихся работы с компьютером в программе XL.
  2. Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность , самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.
  3. Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводный инструктаж.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Изложение нового материала.

V. Практическая работа.

VI.. Закрепление ( тест).

VII.. Заключительный инструктаж.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся , письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер.

Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.

Литература: учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год., “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.

I. Организационный момент:

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Назначение дежурных.

II. Вводный инструктаж:

- Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:

1. повторить пройденный материал

2. изучить новую тему

3. выполнить практическую работу

4. закрепить изученный материал

Ребята, раздел, который мы изучаем, называется “Домашняя экономика”, поэтому в нём рассматриваются такие основные понятия как “семья” и “экономика”. На прошлых занятиях мы познакомились с функциями, потребностями семьи и способами её участия в бизнесе. Чтобы приступить к изучению новой темы , мы должны повторить пройденный материал. Сегодня я представитель торговой сети “Успех” и буду оценивать вашу работу с помощью купонов на скидку на приобретение товаров в наших магазинах. Получившие оценку “5” получают 5% скидку, “4” получают 4% скидку и т.д.

На рабочих столах у вас находятся “Папки-путеводители по уроку”. Они нам помогут выполнить все поставленные задачи.

III. Повторение.

- Итак, первый этап урока – повторение. Откройте первую страницу, возьмите ручки, карточки и впишите в “окошечки” правильные ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- А сейчас, поменяйтесь карточками с товарищем и проведём взаимопроверку.

Ответы учащихся оцениваются по “5” бальной системы: за 5 правильных ответов “5”

За 4 правильных ответа “4”

Учащиеся получают оценки за домашнее задание.

IV. Изложение нового материала.

- Тема урока “Бюджет семьи”. Обратите внимание на доске висят термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.

БЮДЖЕТ ДЕФИЦИТ
ДОХОД ПРОФИЦИТ
РАСХОД БАЛАНС

Бюджет (определение) – Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи

Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.

На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А следовательно она должна получать какой-то доход.

Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

*Рассмотреть схему в учебнике на стр. 20 “Виды доходов”

Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

*Приведите примеры расходов.

Все расходы можно разделить на несколько групп:

Постоянные

Переменные

Непредвиденные

Единовременные

*Работа с тетрадями. Запись темы и определений “бюджет”, “расход”, “доход”

*ФИЗМИНУТКА

- Давайте рассмотрим структуру семейного бюджета в % соотношении на стр. 19, который представлен виде таблицы 4.

*Анализ таблицы:

  1. Что составляет основную часть доходов семьи?
  2. Определите самые маленькие источники доходов.
  3. Куда семья расходует наибольшее количество денежных средств?
  4. Назовите обязательные платежи.

Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:

1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.

*Объясните, когда может произойти такая ситуация.

2. Баланс – Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.

3. Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

Эти ситуации можно изобразить виде весов (рисунки на доске).

* Работа с тетрадями. Зарисовка рисунков (можно с “Путеводителя”)

V. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”.

А теперь переходим к выполнению практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи с помощью компьютера и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

Ход работы

Показ приёмов учителем.

Работа на компьютере с помощью инструкционной карты.

Анализ бюджета.

- Семья Ивановых имеет профицит бюджета

Семья Сидоровых имеет сбалансированный бюджет

Семья Петровых имеет дефицит бюджета.

Итак, вы проанализировали данные на своём компьютере, а теперь сделайте вывод и объединитесь в группы:

Членом какой семьи вы являетесь?

*Работа с тетрадями. Учащиеся отвечают письменно на поставленные перед работой вопросы. “Глава семьи” озвучивает результаты.

Учитель даёт оценку проделанной работе.

VI. Закрепление.

Кроссворд. Задания даны в папках-путеводителях.

Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет правильно планировать семейный бюджет.

*Работа с тетрадями. Тестирование.

Подсчёт очков, озвучивание результатов.

VII. Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.
  2. Д/З. “Оценка бюджета своей семьи”.

Домашнее задание выполняется следующим образом: в картах для д/з вы должны заполнить таблицу доходов и расходов своей семьи, проанализировать таким же образом и построить диаграмму.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4