Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи” и умений использовать компьютер в различных сферах деятельности человека.
Задачи:
- Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме “Бюджет семьи”, раскрыть основные понятия, продолжить формировать умения учащихся работы с компьютером в программе XL.
- Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность , самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводный инструктаж.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Изложение нового материала.
V. Практическая работа.
VI.. Закрепление ( тест).
VII.. Заключительный инструктаж.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся , письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.
Оборудование: компьютер.
Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.
Литература: учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год., “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.
I. Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Проверка присутствующих.
3. Назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
- Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
1. повторить пройденный материал
2. изучить новую тему
3. выполнить практическую работу
4. закрепить изученный материал
Ребята, раздел, который мы изучаем, называется “Домашняя экономика”, поэтому в нём рассматриваются такие основные понятия как “семья” и “экономика”. На прошлых занятиях мы познакомились с функциями, потребностями семьи и способами её участия в бизнесе. Чтобы приступить к изучению новой темы , мы должны повторить пройденный материал. Сегодня я представитель торговой сети “Успех” и буду оценивать вашу работу с помощью купонов на скидку на приобретение товаров в наших магазинах. Получившие оценку “5” получают 5% скидку, “4” получают 4% скидку и т.д.
На рабочих столах у вас находятся “Папки-путеводители по уроку”. Они нам помогут выполнить все поставленные задачи.
III. Повторение.
- Итак, первый этап урока – повторение. Откройте первую страницу, возьмите ручки, карточки и впишите в “окошечки” правильные ответы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
- А сейчас, поменяйтесь карточками с товарищем и проведём взаимопроверку.
Ответы учащихся оцениваются по “5” бальной системы: за 5 правильных ответов “5”
За 4 правильных ответа “4”
Учащиеся получают оценки за домашнее задание.
IV. Изложение нового материала.
- Тема урока “Бюджет семьи”. Обратите внимание на доске висят термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.
БЮДЖЕТ ДЕФИЦИТ ДОХОД ПРОФИЦИТ РАСХОД БАЛАНС
Бюджет (определение) – Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи
Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.
На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А следовательно она должна получать какой-то доход.
Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.
*Рассмотреть схему в учебнике на стр. 20 “Виды доходов”
Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.
Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
*Приведите примеры расходов.
Все расходы можно разделить на несколько групп:
Постоянные
Переменные
Непредвиденные
Единовременные
*Работа с тетрадями. Запись темы и определений “бюджет”, “расход”, “доход”
*ФИЗМИНУТКА
- Давайте рассмотрим структуру семейного бюджета в % соотношении на стр. 19, который представлен виде таблицы 4.
*Анализ таблицы:
- Что составляет основную часть доходов семьи?
- Определите самые маленькие источники доходов.
- Куда семья расходует наибольшее количество денежных средств?
- Назовите обязательные платежи.
Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:
1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.
*Объясните, когда может произойти такая ситуация.
2. Баланс – Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
3. Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.
Эти ситуации можно изобразить виде весов (рисунки на доске).
* Работа с тетрадями. Зарисовка рисунков (можно с “Путеводителя”)
V. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”.
А теперь переходим к выполнению практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи с помощью компьютера и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Ход работы
Показ приёмов учителем.
Работа на компьютере с помощью инструкционной карты.
Анализ бюджета.
- Семья Ивановых имеет профицит бюджета
Семья Сидоровых имеет сбалансированный бюджет
Семья Петровых имеет дефицит бюджета.
Итак, вы проанализировали данные на своём компьютере, а теперь сделайте вывод и объединитесь в группы:
Членом какой семьи вы являетесь?
*Работа с тетрадями. Учащиеся отвечают письменно на поставленные перед работой вопросы. “Глава семьи” озвучивает результаты.
Учитель даёт оценку проделанной работе.
VI. Закрепление.
Кроссворд. Задания даны в папках-путеводителях.
Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет правильно планировать семейный бюджет.
*Работа с тетрадями. Тестирование.
Подсчёт очков, озвучивание результатов.
VII. Заключительный инструктаж.
- Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.
- Д/З. “Оценка бюджета своей семьи”.
Домашнее задание выполняется следующим образом: в картах для д/з вы должны заполнить таблицу доходов и расходов своей семьи, проанализировать таким же образом и построить диаграмму.