Урок русского языка в 4-м классе "Правописание падежных окончаний имен существительных трех склонений в дательном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся об окончаниях имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
  2. Развивать у учащихся умения осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных.
  3. Продолжить работу в малых группах.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас в гостях дательный падеж имён существительных.

Дательный падеж

- Назовите вопросы дательного падежа.

Кому? Чему?

- Какие предлоги употребляют со словами в дательном падеже?

К  По

3. Объяснение нового материала.

- Объяснить новый материал мне помогут мои помощники. (Учитель заранее готовить помощников-учителей. В этой роли выступают ученики класса.)

Подходил   к вод …

к речк …

к парт …

к дочк …

На доске висит таблица. По мере объяснения таблица заполняется.

Объяснение “маленького учителя”

- читает запись на таблице

Подходит к доске, к речке, к дочке

- это существительные 1 склонения

(“М.уч.”) подписывает над существительными 1 скл.

- подходил к чему? к кому?

(“М.уч.”) вписывает вопросы

- существительные стоят в дательном падеже

(“М.уч.”) подписывает Д.п.

- подходил к воде- окончание е, это окончание ударное (обозначает знак ударения)

Мы знаем правило, что существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Значит, к речке – пишу е
К парте – пишу е
К дочке – пишу е

“М.уч.” подводит итог

- Какое окончание имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

Одновременно записывает в таблицу “Падежные окончания имен существительных”

Аналогично проводится работа над словами 2 и 3 склонения Объясняет новый материал “М.уч.”

Идёт   к стол …

к кон …

к петушк …

к мор …

 

Дивятся   печ …

совест…

пристан …

дочер …

- Как вы думаете в каких склонениях при написании окончаний могут возникнуть трудности?

1 скл. - Е   3 скл. - И

- Почему?

Сегодня мы потренируемся писать окончания дательного падежа у имён существительных в 1 и 3 склонениях, т.к. во 2 склонении написание окончаний не вызывает трудностей.

4. Закрепление нового материала.

Волновой опрос (работа на доске “четвёрками”)

Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, объясняя почему выбрал именно это окончание.

  1. Бежал по деревне, писал по тетради
  2. Подарил дочери, скачет по дорожке
  3. Дорога к нефти, гуляла по аллее
  4. Экскурсия по Сибири, плывёт по водице
  5. Пришила к шубе, подошёл к площади
  6. Письмо сестре, вернулся к сирени
  7. Бежал по тропке, учил стойкости

Итог - Чему учились?

5. Работа в малых группах.

Работа с карточкой

По знакомой лестниц…

Собирал по горст…

Окраина деревн…

Воротился к старух…

Помогать по хозяйств…

Подошёл к постел…

- Запишите в тетрадь словосочетания с именами существительными в 1 и 3 склонении в дательном падеже.

- Выделите окончания. Определи склонение и падеж.

Проверка. На доске открывается запись. Учащиеся проверяют свои записи с записью на доске.

На полях в тетради ставят отметки в баллах

Итог: Чему учились?

Вывод:

В 1 скл. у им. сущ. – окончание Е

В 3 скл. у им. сущ. - И

6. Самоконтроль (от лёгкого материала к более сложному)

Учащиеся должны увидеть свои ошибки сразу же после работы

1 задание – минимум по программе. Обязательно определяется время на работу.

2 задание – связь с другими темами

3 задание – необычное, самое трудное

Оценивается работа в баллах

1 задание

Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание. Вам на выполнение этого задания 3 минуты.

Шёл к избушк…

Возил по пассажир…

Сообщил по связ…

Проверка. На доске открывается запись

Шёл к избушке- 1, Д.

Возил по пассажиру – 2, Д.

Сообщил по связи – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 балла.

(Если у учащихся есть ошибки они баллы себе не ставят)

2 задание

Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания 4 минуты.

Помогать (мама)

Подлетел (сирень)

Плыл (поверхность

Проверка. На доске открывается запись

Помогать маме – 1, Д.

Подлетел к сирени – 3, Д.

Плыл по поверхности – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 4 балла.

3 задание

Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание.

Подарок ( ) бабушк…

Подарок ( ) бабушк…

Письмо ( ) дедушк…

Письмо ( ) дедушк..

Проверка. На доске открывается запись

Подарок (кому?) бабушке Д.

Подарок (кого?) бабушки Р.

Письмо (кому?) дедушке Д.

Письмо (кого?) дедушки Р.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 баллов.

7. Итог урока

Чему учились?

Примерная контрольная работа на дательный падеж имён существительных

  1. Поставь вопрос к существительному.
  2. Определи склонение и падеж.
  3. Вставь окончания.

Бежал по деревн…, писал по линейк…, подарил дочер…., скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошёл к площад…, экскурсия по Сибир…, письмо сестр…, вернулся к сирен… .

Написать текст под диктовку.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони, потом отогрелся и тихо пискнул. Я насыпал птичке крупы и налил водички.

Найди существительные в дательном падеже, определи склонение.

Придумай три предложения с именами существительными в дательном падеже, определи их склонение, выдели окончание. (Можно задать тему)