Цели
: развитие фонематического слуха детей, умения обозначать звуки буквами, обогащение словаря учащихся, развитие речи.Задачи:
3. формирование исследовательских навыков.
Обоснование актуальности: на этапе обучения грамоте учащиеся испытывают трудности при выделении в словах отдельных звуков (гласных и согласных), при проведении слого-звукового анализа слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), при выделении ударных слогов, при соотнесении слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Тип проекта: индивидуальный долгосрочный, творческий.
Прогнозируемые результаты:
Ученик будет знать:
- все звуки и буквы русского языка;
их основное отличие.
Ученик будет уметь:
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- работать самостоятельно;
- оформлять результаты своей деятельности:
Будет воспитывать в себе:
- любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, самостоятельность.
В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению их первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению первоначальных представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.
В период обучения грамоте я практикую ведение учащимися творческого альбома “Разноцветный алфавит”. По мере знакомства с новой буквой ведётся оформление соответствующей странички.
Учащимся раздаются трафареты данной буквы, которые они обводят определённое количество раз:
- если это гласная буква, то – 2 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую -раскрашивают красным цветом;
- если это согласная буква, звук которой может быть в словах мягким или твёрдым, то – 3 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую – раскрашивают синим цветом, а третью – зелёным;
- если это согласная буква, звук которой только мягкий или только твёрдый, то - 2 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую – раскрашивают синим или зелёным цветом.
Далее учащиеся подбирают несколько слов, начинающихся с изучаемой буквы, составляют схему-модель каждого слова и иллюстрируют его.
Учащиеся, которые при поступлении в школу уже имеют навык чтения и письма, записывают составленные слова и подбирают некоторый дополнительный материал (строки из стихотворений, скороговорки, пословицы, загадки).
Рефлексия
Проект “Разноцветный алфавит” позволяет учителю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое, учитывать разный уровень дошкольной подготовки первоклассников.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика и воспитать положительное отношение к учёбе.