Проект по обучению грамоте "Разноцветный алфавит", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: развитие фонематического слуха детей, умения обозначать звуки буквами, обогащение словаря учащихся, развитие речи.

Задачи:

  • обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

3. формирование исследовательских навыков.

Обоснование актуальности: на этапе обучения грамоте учащиеся испытывают трудности при выделении в словах отдельных звуков (гласных и согласных), при проведении слого-звукового анализа слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), при выделении ударных слогов, при соотнесении слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Тип проекта: индивидуальный долгосрочный, творческий.

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • их основное отличие.

Ученик будет уметь:

  • вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • работать самостоятельно;
  • оформлять результаты своей деятельности:

Будет воспитывать в себе:

  • любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, самостоятельность.

В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению их первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению первоначальных представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

В период обучения грамоте я практикую ведение учащимися творческого альбома “Разноцветный алфавит”. По мере знакомства с новой буквой ведётся оформление соответствующей странички.

Учащимся раздаются трафареты данной буквы, которые они обводят определённое количество раз:

  • если это гласная буква, то – 2 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую -раскрашивают красным цветом;
  • если это согласная буква, звук которой может быть в словах мягким или твёрдым, то – 3 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую – раскрашивают синим цветом, а третью – зелёным;
  • если это согласная буква, звук которой только мягкий или только твёрдый, то - 2 раза; первую букву дети штрихуют в заданном направлении, вторую – раскрашивают синим или зелёным цветом.

Далее учащиеся подбирают несколько слов, начинающихся с изучаемой буквы, составляют схему-модель каждого слова и иллюстрируют его.

Учащиеся, которые при поступлении в школу уже имеют навык чтения и письма, записывают составленные слова и подбирают некоторый дополнительный материал (строки из стихотворений, скороговорки, пословицы, загадки).

Рефлексия

Проект “Разноцветный алфавит” позволяет учителю разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое, учитывать разный уровень дошкольной подготовки первоклассников.

Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика и воспитать положительное отношение к учёбе.