Информационные технологии стремительно вошли в жизнь современного человека. Знание компьютерной грамотности стало первой необходимостью в системе образования. Информационные технологии стали неотъемлемой частью системы образования всего мира. Их использование в учебном процессе способствует развитию личности ученика, формированию информационно-коммуникационных умений – сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации. Но существуют определенные трудности реализации новых технологий. Содержание некоторых образовательных электронных пособий и мультимедийных учебников перегружено обилием второстепенного материала, не соответствует конкретным учебным программам. Поэтому при подготовке к занятиям необходимо тщательно отбирать информацию, выделяя основное. Пришло время учителю, наряду с обычной методической составляющей профессии, овладеть новой – технической.
Начало новой эпохи в обучении знаменует внедрение компьютеров в учебный процесс, в частности, на уроках МХК. Формирование высоких художественных вкусов учащихся, развитие их общей эстетической культуры является важнейшей задачей современной школы. Курс мировой художественной культуры в школе – особый предмет, он требует от учителя глубокой системы знаний и специальной подготовки. Своеобразие предмета состоит в уникальности той цели, которая стоит перед преподавателем МХК – не просто дать детям сумму знаний о культуре, а “взволновав, заставить задуматься” детей о вечных вопросах человечества. Жизнь настойчиво требует от учителя МХК высокого мастерства, умения применять в своей работе новые разнообразные приемы, методы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Процесс общения с искусством – сложное переплетение информации с эмоциями; логического и рационального - с памятью и воображением. Урок МХК – это диалог, где учитель должен играть роль “связующего звена” между учеником и искусством, а не роль источника информации. Успех урока МХК сегодня во многом зависит от личности учителя, поэтому сегодня вести такой урок должен преподаватель, знакомый с новыми технологиями образования. Новый подход к методике преподавания МХК в условиях внедрения государственного стандарта неизбежно ставит вопрос о модернизации материально-технического обеспечения учебного процесса. Обращение учителя на своем уроке к возможностям современной техники способствует формированию представления об искусстве, как о сфере, отвечающей современным потребностям человека. Это дает огромную возможность преподавателю творчески осмыслить учебный материал, одновременно привлечь на уроке МХК различные виды наглядности, повышает качество образовательного процесса, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, а главное, влияет на познавательную мотивацию учащихся. В конечном итоге высокая творческая активность класса должна стать критерием педагогического мастерства преподавателя.
Мультимедийные уроки МХК - одна из возможностей свободы выбора форм и методов работы, облегчающих прием знаний учащимися. Создание таких уроков позволяет не только составить необходимую именно для такого урока программу, но и дополнить ее музыкальным сопровождением, демонстрацией произведений изобразительного искусства, языковыми комментариями, организующими переход от одного вида работы к другому, что, несомненно, способствует повышению мотивации обучения. Содержание слайд – фильмов, их конструкция, делает возможным их использование в обучении наряду или вместо привычного учебника.
В качестве примера использования компьютерных технологий предлагается материал урока по МХК в 11 классе на тему ““Живописцы счастья” - художники - импрессионисты” по УМК Г.И.Даниловой “Мировая художественная культура.11класс”. Мультимедийный урок разработан учителем русского языка, литературы и МХК второй категории Виноградовой И.В., учителем математики высшей категории Алейниковой Т.В. МОУ “Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска”. Данная работа представлена в виде электронной презентации материала учебника, который дополнен информацией, полученной с помощью образовательных и энциклопедических ресурсов Интернет.
Цели урока:
1) знакомство с творчеством художников-импрессионистов, особенностями их живописного языка;
2) активизация познавательной деятельности учащихся;
3) привитие чувства прекрасного путем воздействия на эмоции;
4) интеллектуальное развитие ученика;
5) рациональное использование учебного времени.
Работа над проектом проходила в 5 этапов:
1) Выбор темы, планирование и сбор информации.
2) Аналитический этап (разработка проекта).
3) Этап обобщения информации (оформление результатов).
4) Этап представления полученных результатов (презентация).
5) Рефлексия (выявление новых направлений в изучении этой темы).
Оснащение: полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point, которая дополнена информацией, полученной с помощью образовательных и энциклопедических ресурсов Интернет. Презентация может использоваться как с проектором – демонстрация для большой аудитории, так и отдельными пользователями на ПК. Дополнительных комментариев в ходе показа работы не требуется. Перемещение по слайдам происходит автоматически.
Презентация состоит из 29 слайдов, они знакомят нас с творчеством импрессионистов, рассказывают нам о своеобразии творческой манеры художников, основных представителях этого течения в живописи. Это увлекательное виртуальное путешествие в волшебный мир красок и кисти “живописцев счастья”.
Слайд №1,2: объявляется тема урока, учитель приглашает совершить увлекательное путешествие в мир художников. В титрах появляется информация о композиторах, чьи музыкальные произведения звучат в презентации.
Слайд №3: на фоне музыки появляется стихотворение “Импрессионизм” О.Мандельштама, где поэт точно и поэтично передал свое восприятие произведений художников-импрессионистов. Это создает определенный эмоциональный настрой.
Слайд №4: рассказывается о происхождении термина “импрессионизм”, звучит живое и эмоциональное описание картины, которая дала название этому художественному направлению. Это работа К.Моне “Впечатление. Восход солнца”.
Слайд №5: представлена галерея портретов наиболее выдающихся художников-импрессионистов. Примечательно, что это в основном работы самих живописцев.
Слайд №6: учащиеся знакомятся с информацией о Салоне Отверженных, где впервые были представлены картины импрессионистов, в том числе знаменитое полотно Э.Мане “Завтрак на траве”.
Слайд №7: демонстрируются картины Э.Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”, звучит живое и эмоциональное описание картин, которые вызвали неоднозначную реакцию у публики и критики, приведено цитирование высказывания Э.Золя о картине Э.Мане “Олимпия” с демонстрацией портрета писателя.
Слайд №8: воспроизводится таблица, рассказывающая об особенностях живописного языка художников-импрессионистов.
Слайд №9: раскрывается одно из главных правил импрессионистов – живопись на пленэре, демонстрируются картины художников – импрессионистов.
Слайд №10: учащиеся рассматривают ряд картин художников-импрессионистов, иллюстрирующих один из главных принципов этого направления – чувственное восприятие окружающего мира. Демонстрация сопровождается соответствующими комментариями и чтением стихов французского поэта-импрессиониста П.Верлена в исполнении учителя.
Слайд №11,12: рассказ о главной цели изображения художников - импрессионистов – подвижности и изменчивости мира - сопровождается демонстрацией известной серии картин К.Моне, на которых он показал постоянно меняющийся облик знаменитого Лондонского парламента в разное время суток.
Слайд №13: учащиеся рассматривают картины художников-импрессионистов А.Сислея, О.Ренуара, К.Моне, в которых представлены интересные находки в технике передачи света. Демонстрация сопровождается соответствующими комментариями учителя.
Слайд №14: эмоциональный рассказ учителя об использовании импрессионистами техники пастели сопровождается демонстрацией известной серии картин Э.Дега, которые помогают представить особую, праздничную атмосферу балетного танца.
Слайд №15, 16: учащиеся рассматривают ряд картин художников-импрессионистов, отображающих различные поиски в области живописных композиций. Показ сопровождается соответствующими комментариями учителя.
Слайд №17: рассказ о пейзажах впечатлений художников – импрессионистов сопровождается демонстрацией известной серии картин К.Моне “Вокзал Сен-Лазар”, звучит эмоциональный рассказ учителя об истории возникновения этой картины.
Слайд № 18,19: учащиеся рассматривают пейзажи А.Сислея и городские пейзажи К.Писсарро, иллюстрирующие характерные особенности творчества каждого из них. Демонстрация сопровождается соответствующими комментариями учителя.
Слайд № 20: учащимся представлены картины художников-импрессионистов О. Ренуара, Э. Мане, отображающих различный подход к повседневности и человеку в искусстве. Демонстрация сопровождается соответствующими комментариями учителя.
Слайд № 21: эмоциональный рассказ учителя о женских портретных образах О.Ренуара сопровождается демонстрацией картин, представляющих собой галерею пленительных женских образов.
Слайд № 22,23: учащимся предлагается рассмотреть ряд слайдов с репродукциями картин художников – последователей импрессионистов, с творчеством которых они будут знакомиться на следующих уроках МХК.
Слайд № 24, 25: учащимся предлагается рассмотреть ряд слайдов с репродукциями картин русских художников И.Грабаря, К.Коровина, В.Серова – последователей импрессионистов.
Слайд № 26: на фоне музыки появляется стихотворение Л.Мартынова, которое подводит к эмоциональному финалу. Звучит заключительное слово учителя.
Слайд № 27: представлена визитная карточка автора данного проекта.
Слайд № 28: перечень используемых в презентации материалов.
Слайд № 29: учащимся предлагается творческое задание: описать, передав свои впечатления и переживания, картину художника – импрессиониста А.Сислея “Дорога на опушке леса”.
Таким образом, с помощью возможностей Power Point удалось преподнести этот урок в оригинальной форме, т.е.:
1) в течение всего урока звучит музыка композиторов-импрессионистов К.Дебюсси и М.Равеля;
2) удачно подобрано цветовое оформление слайда; легко и свободно читать текст;
3) вниманию учеников представляется не только текстовой материал, но художественный комментарий учителя;
4) демонстрация репродукций картин художников-импрессионистов способствует развитию интереса у учащихся к творческому заданию;
5) без помощи компьютерных технологий невозможно совместить на уроке столько видов наглядности;
6) использование на данном уроке средств музыки, живописи, художественного чтения дает огромное эмоциональное воздействие на детей.
Перспективу работы в данном направлении мы видим в том, чтобы создавать аналогичные презентации по МХК на различные темы как самостоятельно, так и совместно с учащимися. Это реально позволяет сделать урок МХК ярким, запоминающимся событием, формирует ценностное отношение к культуре и искусству.
Информационные технологии способствуют лучшему усвоению программного материала за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого материала, экономится время на его изложение.