Тема урока: “Динамические оттенки. Кульминация”.
Цель: углубление музыкального опыта учащихся через освоение языка музыки как “искусства интонируемого смысла” (Б.Асафьев)
Задачи:
- Развитие музыкальной памяти.
- Воспитание музыкальной культуры
- Формирование музыкального восприятия
- Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия учащимися лучших образцов музыкальной культуры
- Познание закономерностей развития музыкального искусства на основе его интонационной природы.
- освоение языка музыки через музыкально-практические умения и навыки, развитие творческих способностей.
Материалы к уроку:
1. ТСО;
2. Цветные карточки динамических оттенков: р (пиано), рр (пианиссимо); f (форте), ff (фортиссимо); crescendo (усиливая ), diminuendo (усиливая); К – кульминация; solo, tutti.
3. Рисунок грозди винограда, на каждой ягодке которой надписи элементов музыкальной речи (мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура, динамика), в центральной ягоде выделено зернышко – интонация.
4. Большие листы бумаги, краски, кисти.
Музыкальные записи:
- “Симфония №40” Моцарт
- “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт” Григ
- “Рост елки” из балета Чайковского “Щелкунчик”
- Нотный пример №40 и фонограмма к нему из аудиоприложения к сборнику Кирюшина “Интонационные упражнения для развития слуха”
- Песня “На далекой Амазонке” музыка и слова С. Никитина.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы окунемся во внутренний мир музыки. Попробуем “поплавать” в музыкальных волнах и выясним какое непростое это путешествие, какие неожиданности подстерегают музыкантов и слушателей.
Давайте помечтаем. Представим, что мы находимся в чудесном саду. Ярко светит солнце, вьются бабочки и стрекозы. А мы сидим в беседке, и нам совсем не жарко; беседку со всех сторон обвивает виноградная лоза. Она дает нам тень, а ягоды так и просятся в рот. Они светятся на солнце, и внутри каждой ягодки мы видим маленькое зернышко – вот из этой косточки вырос огромный куст. Виноградную лозу часто называют символом жизни… Не задумывались ли вы, что музыкальное произведение тоже похоже на прекрасный цветок или на могучее дерево? Оно растет, развивается из маленького “зернышка”. Причем музыка не просто изменяется, она изменяется красиво!
1 задание: Проследите за тем, как “красиво изменяется музыка” и как живет музыкальная тема от начала до конца во фрагменте 1 части “Симфонии №40” Моцарта.
- Слушание фрагмента 1 части “Симфонии №40” Моцарта
- Короткая беседа о впечатлениях
- Исполнение темы симфонии на фортепиано.
- Пропевание ее всем классом вслух.
Учитель: Вы слушали, пропевали тему “Симфонии №40” и уже можете определить из скольки нот состоит музыкальная тема?
2 задание: Мелодическое движение нисходящее или восходящее? Покажите пластическими движениями рук.
Показ мелодического движения пластическими движениями.
Учитель: Ноты расположены близко друг от друга или нет?
3 задание: Нарисуйте на доске линиями направление движения мелодии.
Учитель: Что заключено на нашем рисунке в каждой ягоде винограда? (ответ: элементы музыкальной речи)
А что в центре? (ответ: зерноинтонация - основа музыкальной темы)
Как из зернышка может вырасти лоза, так из зерна интонации может вырасти музыкальная тема.
4 задание: Давайте проследим как “растет” музыкальная тема, во что она превращается.
Во время прослушивания произведения используйте карточки известных вам динамических оттенков.
Активное слушание произведения Грига “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.
Учащиеся используют карточки динамика, РР < FF, solo, tutti, ppp, fff.
1 схема, которую выкладывают дети:
SOLO ppp < ! tutti, fff.
Учитель: вы услышали как динамические оттенки изменили музыкальную тему. Что делало крещендо с музыкальными “волнами”?
Ответы детей.
Учитель: Действительно, крещендо “поднимает” музыкальную “волну” вверх, расширяет, пока она не достигнет наивысшей точки.
Давайте эту самую яркую, наивысшую точку обозначим буквой К и назовем ее кульминацией – вершиной музыкальной волны.
5 задание: Теперь вы знаете что такое кульминация, стоит сделать добавление к нашей динамической схеме произведения Грига
Общая схема, составленная детьми должна выглядеть так:
SOLO ppp < K tutti, fff.
Учитель: Теперь когда вы сделали для себя открытие Кульминации, попробуйте побывать в своей музыкальной сказке, не забывая работать с карточками.
6 задание: В группе живописцев будут работать подмастерья и мастера, которые звуками красок изобразят музыкальные “волны”, кульминацию. А те ребята, которые не заняты с красками, при помощи карточек покажут где звучит кульминация и какими средствами она достигается.
Слушание: Чайковский “Рост елки” из балета “Щелкунчик”
Учитель: Посмотрим какие краски использовали наши художники.
Показ цветовых работ художников.
На доске выложим динамическую схему фрагмента из произведения Чайковского.
Учитель: Кульминация бывает не только в музыке, но и в поэзии.
“Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько, - Ты слышишь? –
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!”
7 задание: Определите, пожалуйста, какие динамические оттенки мы можем выложить карточками, где находится кульминация и есть ли здесь паузы?
Дети спорят, выкладывают карточки.
Учитель: Вы хорошо поработали. Давайте поиграет, а заодно проверим ваше внимание и ассоциативное мышление.
8 задание:
- Репетиция симфонического оркестра? Входит опоздавший балалаечник Петров. Как поведет себя дирижер? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил?
- Назвать те образы, которые возникают у вас, когда я произношу слова – Рояль, Песня….
- Найти лишнее слово:
Пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.
Симфония, соната, пьеса, песня.
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием!
Музыка никогда не стоит на месте, ведь в море волны тоже никогда не замирают..
В любом инструментальном. Симфоническом произведении мы услышим Крещендо, Диминуендо, Кульминацию. Давайте и в вокальной музыке попробуем передать все богатство динамики, выразительно исполним кульминацию в каждом музыкальной фразе.
Пение нотного примера №40 из сборника Кирюшина с сопровождением голоса, а затем в сопровождении минусовой фонограммы.
Пение песни С. Никитина “На далекой Амазонке”.
Учитель: Ребята, что мы старались при исполнении точно передать в музыке песни?
Ваше домашнее задание как раз будет по динамическому развитию в музыке. Нарисуйте, пожалуйста, красками динамику песни “На далекой Амазонке”. А также используйте карточки.
Динамика в мире музыки разнообразна. С ее интересными тайнами мы познакомимся на следующих уроках. Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новых встреч с удивительным миром музыки. До скорой встречи!