Цели:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь учащихся, их творческое мышление;
- прививать любовь и интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- на доске иллюстрации с изображением шубы, варежки, шарфа, шапки;
- опорные схемы;
- карточки с названиями команд “Знатоки”, “Учащиеся других школ” карточки с текстом для 3 раунда;
- конверты с заданиями;
- чёрный ящик;
- сигнальные карточки;
- аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского;
- юла.
Организационный момент.
Учитель: Какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Основная часть урока.
Актуализация. Постановка цели и темы урока.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный и интересный. На уроке мы проведём игру “ Что? Где? Когда?” Скажите, пожалуйста, что это за игра?
Дети: В этой игре ведущий задаёт вопросы, а игроки должны на них ответить.
Учитель: Как называют участников игры?
Дети: Знатоки.
Учитель: Чтобы получить такое звание, надо много знать, правильно давать ответы на вопросы. Судить нашу игру будет … Магистр игры … Ведущая игры …
Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя …” (Звучит музыка И. Чайковского)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Учитель: Как поэт называет зиму? Почему так?
Дети: Зиму А.С. Пушкин называет волшебницей.
Учитель: Что поэт сравнивает с ковром?
Дети: Снег.
Учитель: Какая орфограмма в слове снег? Какую букву пишем на конце слова? Почему?
Дети: На конце слова пишется парная согласная г. Проверочное слово – снега.
Учитель: Как проверить парные согласные в корне слова?
Дети: Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла гласная или согласная буква н.
Учитель: Начинаем нашу игру “ Что? Где? Когда? ”.1 раунд.
Я получила письмо. Его прислали учащиеся города Сургута, школы №25. Они приглашают Вас совершить заочное путешествие на улицу. Перед вами иллюстрации. Вы должны написать слова с парными согласными, используя рисунки. Найти проверочные слова. (На доске иллюстрации: шубка, шарф, шапка, варежки).
Дети выполняют задание.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Итог 1 раунда: …
2 раунд. Письмо №2. Ученики 3-а класса нашей школы пишут:
“ Ребята, мы очень хорошо умеем писать слова из словаря. Вы заработаете очко, если покажете, как вы учите слова из словаря. Желаем Вам удачи!” (стихи-запоминалки, придуманные учениками).
Итог 2 раунда: ….
Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работаете. Давайте сделаем музыкальную паузу.
Звучит магнитофонная запись.
Учитель: 3 раунд. Письмо №3. Это письмо пришло из города Нефтеюганска, пишут ребята 3 класса. Они прислали вам задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы.
Холо… сковал землю. Снежные ша… ки укрыли ду…ки. С бере… сыпался иней. На снегу был виден сле…
Дети выполняют задание в тетрадях и проверяют сигнальными карточками.
Итог 3 раунда: ...
Учитель: 4 раунд. Письмо №4.Ученики 1 класса, нашей школы отправили это письмо. Внимание: черный ящик. Что лежит в черном ящике, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Чёрные, кривые, от рождения все немые.
А как только встанут в ряд
Сразу все заговорят.
Дети: Буквы.
Учитель: Ребята, буквы рассыпались. Вам нужно изменить порядок букв и получить слово. (На доске БУРСУГ.)
Какое слово получилось?
Дети: Сугроб.
Учитель: Игра закончилась со счётом…
Итог урока.
Учитель: Запомнится ли вам этот урок? Какие задания вам показались интересными? Для чего мы изучаем орфограммы?
Дети отвечают на вопросы.