Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, их творческое мышление;
  • прививать любовь и интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • на доске иллюстрации с изображением шубы, варежки, шарфа, шапки;
  • опорные схемы;
  • карточки с названиями команд “Знатоки”, “Учащиеся других школ” карточки с текстом для 3 раунда;
  • конверты с заданиями;
  • чёрный ящик;
  • сигнальные карточки;
  • аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского;
  • юла.

Организационный момент.

Учитель: Какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Основная часть урока.

Актуализация. Постановка цели и темы урока.

Учитель: Урок у нас сегодня необычный и интересный. На уроке мы проведём игру “ Что? Где? Когда?” Скажите, пожалуйста, что это за игра?

Дети: В этой игре ведущий задаёт вопросы, а игроки должны на них ответить.

Учитель: Как называют участников игры?

Дети: Знатоки.

Учитель: Чтобы получить такое звание, надо много знать, правильно давать ответы на вопросы. Судить нашу игру будет … Магистр игры … Ведущая игры …

Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя …” (Звучит музыка И. Чайковского)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Учитель: Как поэт называет зиму? Почему так?

Дети: Зиму А.С. Пушкин называет волшебницей.

Учитель: Что поэт сравнивает с ковром?

Дети: Снег.

Учитель: Какая орфограмма в слове снег? Какую букву пишем на конце слова? Почему?

Дети: На конце слова пишется парная согласная г. Проверочное слово – снега.

Учитель: Как проверить парные согласные в корне слова?

Дети: Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла гласная или согласная буква н.

Учитель: Начинаем нашу игру “ Что? Где? Когда? ”.1 раунд.

Я получила письмо. Его прислали учащиеся города Сургута, школы №25. Они приглашают Вас совершить заочное путешествие на улицу. Перед вами иллюстрации. Вы должны написать слова с парными согласными, используя рисунки. Найти проверочные слова. (На доске иллюстрации: шубка, шарф, шапка, варежки).

Дети выполняют задание.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Итог 1 раунда: …

2 раунд. Письмо №2. Ученики 3-а класса нашей школы пишут:

“ Ребята, мы очень хорошо умеем писать слова из словаря. Вы заработаете очко, если покажете, как вы учите слова из словаря. Желаем Вам удачи!” (стихи-запоминалки, придуманные учениками).

Итог 2 раунда: ….

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работаете. Давайте сделаем музыкальную паузу.

Звучит магнитофонная запись.

Учитель: 3 раунд. Письмо №3. Это письмо пришло из города Нефтеюганска, пишут ребята 3 класса. Они прислали вам задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Холо… сковал землю. Снежные ша… ки укрыли ду…ки. С бере… сыпался иней. На снегу был виден сле…

Дети выполняют задание в тетрадях и проверяют сигнальными карточками.

Итог 3 раунда: ...

Учитель: 4 раунд. Письмо №4.Ученики 1 класса, нашей школы отправили это письмо. Внимание: черный ящик. Что лежит в черном ящике, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Чёрные, кривые, от рождения все немые.
А как только встанут в ряд
Сразу все заговорят.

Дети: Буквы.

Учитель: Ребята, буквы рассыпались. Вам нужно изменить порядок букв и получить слово. (На доске БУРСУГ.)

Какое слово получилось?

Дети: Сугроб.

Учитель: Игра закончилась со счётом…

Итог урока.

Учитель: Запомнится ли вам этот урок? Какие задания вам показались интересными? Для чего мы изучаем орфограммы?

Дети отвечают на вопросы.