Познавательно-театрализованное представление "Голоса Югорской земли"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Углубить и систематизировать знания детей о птицах родного края.
  2. Прививать любовь к родной природе, краю, учить беречь и охранять природу.
  3. Формировать умение выражать своё отношение к красоте окружающего мира.

Входит Веснянка, кланяется.

Веснянка:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!
В этот день весенний всех рада видеть я!
Рада я приветствовать дорогих друзей!
С вами познакомиться хочу я поскорей!
Меня зовут Веснянка, люблю я шутки, смех.
И ваши имена узнаю я у всех.
Ну-ка! Вместе. Раз, два, три.
Своё имя назови.
Вот мы и познакомились. И Светы здесь, и Саши, и Серёжи, и Наташи.
Наш праздник всех собрал, их сегодня целый зал.
И у всех, и у всех настроение в этот радостный праздник весеннее.

Входит Старичок-Лесовичок.

Лесовичок:

Здравствуйте, мои дорогие, и маленькие, и большие.
По болотам и равнинам, косогорам и долинам.
По лесам и по полям, я спешил на встречу к вам.

(Вздыхает)

Веснянка:

Что за странный старичок?

Лесовичок:

Стричок-Лесовичок.

Веснянка:

Ты на праздник к нам пришёл, будем веселиться?
Всем тут будет хорошо! Вздыхать здесь не годится.

Лесовичок:

Вы скажите только слово, если вы помочь готовы,
Вам “Добро пожаловать!” с радостью скажу,
Все тропинки тайные покажу в лесу.

Веснянка: Ребята, вы согласны помочь Лесовичку?

Дети: Да!

Веснянка: К нам на праздник прибыла Королева леса.

Королева леса: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто живёт в ней? (Голос Королевы леса становится тише, следующие слова звучат таинственно).Внимательно прислушайтесь!

(Звучит запись одного из голосов птиц). Слышите? Догадались к кому в гости мы отправимся?

Дети: Да! К птицам!

Королева леса: Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки, написаны удивительные сочинения. Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней (звучат голоса птиц – пластинка или аудиозапись).

А теперь отгадайте загадку.

По весне к нам с юга мчится чёрная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач, насекомых ест всех…

Дети (хором): Грач!

(Звучит голос грача).

Ведущий: Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Грачи и открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники Югорской весны. Они спорят и ссорятся, но драк у них не бывает. Свои широкие гнёзда грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, гнёзда на сучьях деревьев дополняют весенний Югорский пейзаж.

Грач:

Здравствуйте, ребята!
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И ненаглядными полями.

Королева леса: Мы рады тебе, первая весенняя птица. Устраивайся поудобнее, будешь желанным гостем на нашем празднике.

Веснянка: А вот летит красавица в чёрно-белом наряде. Угадайте, кто это?

Дети: Сорока!

Сорока: Добрый день! Я рада встрече с вами. Я – лучший строитель в лесу. Мне не нравится занимать своё старое гнездо, и поэтому каждый год строю новое. Гнездо у меня прочное, просторное. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не замочил дождь птенцов. Моя семья большая - 8-12 малышей, и все просят есть. Я – сорока-разбойница, сорока-тараторка, очень любопытная.

Лесовичок: Давайте послушаем, почему сорока пристала к еноту.

Сценка “Сорока и енот”

Енот, енот, а ты ягоды любишь?

Люблю.

А птенцов и яйца любишь?

Люблю.

А лягушек и ящериц любишь?

Люблю.

А жуков и сороконожек любишь?

Люблю.

А червяков и улиток любишь?

Люблю.

А чего же ты не любишь?

Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Сорока: Разрешите провести с вами игру “Прилетели птицы”.

(Сорока предупреждает детей)

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то хлопайте в ладоши. Начинаем:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

(Дети хлопают).

Сорока: Что неправильно?

Дети: Мухи!

Сорока: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые!

Сорока: Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны!

Дети хлопают в ладоши.

Сорока: Молодцы, ребята! Начинаем снова:

Прилетели птицы: голуби, куницы…

(Если дети не обращают внимание на куниц, сорока объявляет счёт: )

1:0 в мою пользу. Куницы вовсе не птицы. Игра продолжается:

Прилетели птицы, голуби, синицы, страусы, чижи…

(Если дети не отреагируют на страусов, ещё одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.)

Сорока: Можно мне остаться на празднике?

Дети: Да!

Лесовичок: Ребята, а давайте сходим в гости ещё к одной птичке. Послушайте загадку о ней:

Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.

Дети: Дятел!

Лесовичок: С утра и до позднего вечера слышится в лесу его стук. Эту птицу называют лесным санитаром. Давайте послушаем, о чём он говорит с тетеревом.

Сценка “Дятел и тетерев”.

Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

Летал я над, спал под.

Что это за ребус такой: то над, то под?

Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.

Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё в да в. Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!

Веснянка: А вот и неправда, скучать дятлу как раз не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Он лечит и наши сады. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.

(Звучит голос совы)

Королева леса: Неужели к нам летит сова? А кто это с ней рядом, никак, волк? Давайте послушаем, о чём они говорят.

Сценка “Волк и сова”

Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

А ты, волк, что ешь-то?

Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Веснянка: Что правда, то правда. Благодаря своему отличному зрению в самую темную ночь сова видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью. У нее и замечательный слух. Она слышит, как по дереву поползет жук или как под снегом бегают мыши.

(Звучат голоса птиц).

Ведуший: Как часто я вижу сон, вдруг я поднимаюсь над облаками и парю в воздухе… Какое удивительное ощущение полета, полной свободы… Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, я просыпаюсь… О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому столько легенд, историй и сказок посвятили птицам люди, и может быть, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах! Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! Все ли нам известно об их жизни на все ли вопросы найдены ответы?

1 ученик:

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птицы – не небо,
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у нас винтовки, сети и капканы.
И должно быть сердце, сердце человека.
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы
Надо с эти долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Ведущий:

От “хозяйственной” деятельности человека гибнут рыбы, птицы и звери. Когда люди научатся ценить и жалеть то, что они имеют?

2 ученик:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

3 ученик:

Об экологии, друзья,
Хотим поговорить.
Ведь коль испортим мы природу,
Нам трудно будет жить!
Легко сказать: “Нам будет трудно…!”
Подумайте сейчас:
Исчезнут птицы и деревья,
Не будет вас и нас!
Такой всемирной катастрофы
Не сможем пережить!
И потому, конечно, надо
Природой дорожить!
И прежде, чем швырнуть бутылку,
Иль банку, иль башмак,
Подумай о родной природе,
Не делай больше так!

Дети:

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла…
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!

Лесовичок:

Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.

Веснянка:

Живёт повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.

Королева:

Живет повсюду красота,
Живет в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как звезда.

Сорока:

Все, что нам видится,
Все, что нам слышится.

Веснянка:

Все, чем живется
И все, чем дышится.

Сорока:

Нам подарила земля наша вечная.

Лесовичок:

Самая добрая и человечная.

Песня “Всем нужны друзья”

1-й ученик:

У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пенья сроки…
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.

2-й ученик:

У этой птицы мал для пенья срок,
Зато вот эта может петь часами,
И потому, как будто туесок,
Лес доверху наполнен голосами.

3-й ученик:

В прекрасном мире веток и теней
Все то, что живо, музыкою дышит…
Здесь все поет, здесь даже
Муравей ползет, поет
И сам себя не слышит.

Вместе:

Девиз у нас всегда один:
Леса в обиду не дадим,
Мы сохраним и птиц, и мишек,
Мы прочитаем много книжек,
В беде поможем мы зверятам,
Чтоб веселей жилось ребятам!