Цели:
- Углубить и систематизировать знания детей о птицах родного края.
- Прививать любовь к родной природе, краю, учить беречь и охранять природу.
- Формировать умение выражать своё отношение к красоте окружающего мира.
Входит Веснянка, кланяется.
Веснянка:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!
В этот день весенний всех рада видеть я!
Рада я приветствовать дорогих друзей!
С вами познакомиться хочу я поскорей!
Меня зовут Веснянка, люблю я шутки, смех.
И ваши имена узнаю я у всех.
Ну-ка! Вместе. Раз, два, три.
Своё имя назови.
Вот мы и познакомились. И Светы здесь, и Саши, и Серёжи, и Наташи.
Наш праздник всех собрал, их сегодня целый зал.
И у всех, и у всех настроение в этот радостный праздник весеннее.
Входит Старичок-Лесовичок.
Лесовичок:
Здравствуйте, мои дорогие, и маленькие, и большие.
По болотам и равнинам, косогорам и долинам.
По лесам и по полям, я спешил на встречу к вам.
(Вздыхает)
Веснянка:
Что за странный старичок?
Лесовичок:
Стричок-Лесовичок.
Веснянка:
Ты на праздник к нам пришёл, будем веселиться?
Всем тут будет хорошо! Вздыхать здесь не годится.
Лесовичок:
Вы скажите только слово, если вы помочь готовы,
Вам “Добро пожаловать!” с радостью скажу,
Все тропинки тайные покажу в лесу.
Веснянка: Ребята, вы согласны помочь Лесовичку?
Дети: Да!
Веснянка: К нам на праздник прибыла Королева леса.
Королева леса: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто живёт в ней? (Голос Королевы леса становится тише, следующие слова звучат таинственно).Внимательно прислушайтесь!
(Звучит запись одного из голосов птиц). Слышите? Догадались к кому в гости мы отправимся?
Дети: Да! К птицам!
Королева леса: Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки, написаны удивительные сочинения. Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней (звучат голоса птиц – пластинка или аудиозапись).
А теперь отгадайте загадку.
По весне к нам с юга мчится чёрная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач, насекомых ест всех…
Дети (хором): Грач!
(Звучит голос грача).
Ведущий: Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Грачи и открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники Югорской весны. Они спорят и ссорятся, но драк у них не бывает. Свои широкие гнёзда грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, гнёзда на сучьях деревьев дополняют весенний Югорский пейзаж.
Грач:
Здравствуйте, ребята!
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И ненаглядными полями.
Королева леса: Мы рады тебе, первая весенняя птица. Устраивайся поудобнее, будешь желанным гостем на нашем празднике.
Веснянка: А вот летит красавица в чёрно-белом наряде. Угадайте, кто это?
Дети: Сорока!
Сорока: Добрый день! Я рада встрече с вами. Я – лучший строитель в лесу. Мне не нравится занимать своё старое гнездо, и поэтому каждый год строю новое. Гнездо у меня прочное, просторное. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не замочил дождь птенцов. Моя семья большая - 8-12 малышей, и все просят есть. Я – сорока-разбойница, сорока-тараторка, очень любопытная.
Лесовичок: Давайте послушаем, почему сорока пристала к еноту.
Сценка “Сорока и енот”
Енот, енот, а ты ягоды любишь?
Люблю.
А птенцов и яйца любишь?
Люблю.
А лягушек и ящериц любишь?
Люблю.
А жуков и сороконожек любишь?
Люблю.
А червяков и улиток любишь?
Люблю.
А чего же ты не любишь?
Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.
Сорока: Разрешите провести с вами игру “Прилетели птицы”.
(Сорока предупреждает детей)
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то хлопайте в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
(Дети хлопают).
Сорока: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Сорока: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые!
Сорока: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны!
Дети хлопают в ладоши.
Сорока: Молодцы, ребята! Начинаем снова:
Прилетели птицы: голуби, куницы…
(Если дети не обращают внимание на куниц, сорока объявляет счёт: )
1:0 в мою пользу. Куницы вовсе не птицы. Игра продолжается:
Прилетели птицы, голуби, синицы, страусы, чижи…
(Если дети не отреагируют на страусов, ещё одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.)
Сорока: Можно мне остаться на празднике?
Дети: Да!
Лесовичок: Ребята, а давайте сходим в гости ещё к одной птичке. Послушайте загадку о ней:
Хоть я не молоток, по дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Дети: Дятел!
Лесовичок: С утра и до позднего вечера слышится в лесу его стук. Эту птицу называют лесным санитаром. Давайте послушаем, о чём он говорит с тетеревом.
Сценка “Дятел и тетерев”.
Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
Летал я над, спал под.
Что это за ребус такой: то над, то под?
Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.
Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё в да в. Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!
Веснянка: А вот и неправда, скучать дятлу как раз не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Он лечит и наши сады. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.
(Звучит голос совы)
Королева леса: Неужели к нам летит сова? А кто это с ней рядом, никак, волк? Давайте послушаем, о чём они говорят.
Сценка “Волк и сова”
Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
А ты, волк, что ешь-то?
Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Веснянка: Что правда, то правда. Благодаря своему отличному зрению в самую темную ночь сова видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью. У нее и замечательный слух. Она слышит, как по дереву поползет жук или как под снегом бегают мыши.
(Звучат голоса птиц).
Ведуший: Как часто я вижу сон, вдруг я поднимаюсь над облаками и парю в воздухе… Какое удивительное ощущение полета, полной свободы… Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, я просыпаюсь… О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому столько легенд, историй и сказок посвятили птицам люди, и может быть, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах! Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! Все ли нам известно об их жизни на все ли вопросы найдены ответы?
1 ученик:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птицы – не небо,
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у нас винтовки, сети и капканы.
И должно быть сердце, сердце человека.
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы
Надо с эти долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Ведущий:
От “хозяйственной” деятельности человека гибнут рыбы, птицы и звери. Когда люди научатся ценить и жалеть то, что они имеют?
2 ученик:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
3 ученик:
Об экологии, друзья,
Хотим поговорить.
Ведь коль испортим мы природу,
Нам трудно будет жить!
Легко сказать: “Нам будет трудно…!”
Подумайте сейчас:
Исчезнут птицы и деревья,
Не будет вас и нас!
Такой всемирной катастрофы
Не сможем пережить!
И потому, конечно, надо
Природой дорожить!
И прежде, чем швырнуть бутылку,
Иль банку, иль башмак,
Подумай о родной природе,
Не делай больше так!
Дети:
Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла…
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!
Лесовичок:
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Веснянка:
Живёт повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
Королева:
Живет повсюду красота,
Живет в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как звезда.
Сорока:
Все, что нам видится,
Все, что нам слышится.
Веснянка:
Все, чем живется
И все, чем дышится.
Сорока:
Нам подарила земля наша вечная.
Лесовичок:
Самая добрая и человечная.
Песня “Всем нужны друзья”
1-й ученик:
У каждой птицы музыка своя,
Свой голос
И свои для пенья сроки…
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
2-й ученик:
У этой птицы мал для пенья срок,
Зато вот эта может петь часами,
И потому, как будто туесок,
Лес доверху наполнен голосами.
3-й ученик:
В прекрасном мире веток и теней
Все то, что живо, музыкою дышит…
Здесь все поет, здесь даже
Муравей ползет, поет
И сам себя не слышит.
Вместе:
Девиз у нас всегда один:
Леса в обиду не дадим,
Мы сохраним и птиц, и мишек,
Мы прочитаем много книжек,
В беде поможем мы зверятам,
Чтоб веселей жилось ребятам!