Тема урока: «Кремль-крепость»
Тип урока: обобщения и систематизации
знаний
Цели:
- Образовательный аспект:
- раскрыть особенности строительства русских кремлей;
- показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
- доказать оборонное значение Кремля;
- выявить признаки Кремля как крепости.
- Развивающий аспект:
- развивать воображение учащихся, устную речь, творческое мышление;
- развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;
- развивать умение вести учебный диалог.
- Воспитательный аспект:
- воспитывать любовь к родному городу;
- прививать интерес к историческому прошлому России,
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: схема Кремля, репродукции картин А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Готовность учащихся к уроку.
- Сообщение темы урока.
– Сегодня мы на уроке будем говорить о Московском Кремле как крепости.
II. Подготовка учащихся к повторению и обобщению знаний
1. Кремль – исторический памятник:
а) Вид современного Кремля (куранты) на
доске (фото).
– Что вы видите?
Московский Кремль – самая древняя московская
земля, исторический и государственный центр
Москвы. В наши дни Кремль – символ нашей Родины. В
нём работают высшие органы власти, там
находится резиденция Президента Российской
Федерации. Вместе с тем, Кремль – исторический
архитектурный памятник. Кремль также является
духовным центром Москвы, так как на его
территории находится самый главный Собор –
Успенский.
Но у Кремля есть первое назначение.
– Как вы думаете, зачем был построен Кремль?
Кремль был крепостью. В древности жизнь людей
была тяжёлой и опасной. Мирные труженики в любой
момент могли ожидать нападения пришлых врагов
или воинственных соседей. Можно было лишиться не
только имущества, но и свободы и даже жизни.
Люди стали защищать свои поселения крепкими
деревянными стенам. Такое огороженное место на
Руси называли «кром», «кремник», «детинец». Позже
вошло в обиход слово «кремль». Теперь Кремлём
называют городскую крепость в старинных русских
городах.
б) Посмотрим на доску. Что вы видите? (Cхема
Кремля)
– Докажите, что это схема крепости. (Москва-река,
Неглинная, вал, ров с водой, стены и башни).
– На схеме кружочками обозначены – угловые
башни, башни с мостами – проездные.
– На плане есть ещё 4 линии. Что они обозначают?
(4 границы, разные периоды построения Кремля).
2. Погружение учащихся в прошлое
– Мы смотрели схему, а теперь давайте
посмотрим, как выглядел Кремль в разное время на
картинах А.М.Васнецова. Посмотрим, как менялся
Кремль.
Московский Кремль был расположен на очень
удобном месте, на Боровицком холме. Там в реку
Москву впадала река Неглинная. (Репродукция)
– Из чего был построен первый Кремль? При каком
князе? (Юрий Долгорукий, сосновый).
Годы проходили, население росло. Старые рвы
закапывали, вырывали новые. Был построен
следующий Кремль.
– Из какого материала? При каком князе? (Дубовый,
Иван Калита)
Но дубовый Кремль просуществовал недолго.
– Как вы думаете, почему? (Огонь,
усовершенствовались орудия)
И вот построен новый Кремль.
– Из какого материала? Кто был князем в это время?
(Красный камень, Иван III)
Русь стала свободным государством. А Москва
стала столицей. Необходимо было украсить центр
русского государства в соответствии с новой
ролью. Царём стал Иван III. Его жена, Софья Палеолог
– византийская принцесса – пригласила из Италии
мастеров, которые вместе с русскими зодчими
создали эти стены.
Заметьте, башни Кремля покрыты плоскими
шатровыми крышами. Острые были созданы позже.
III. Повторение и систематизация знаний
1. Кремль-крепость
Итак, мы говорили о 4-х периодах постройки
Кремля. А теперь давайте поговорим подробно, как
и для чего строили крепости.
Для этого вспомним материалы экскурсий, которые
проводили сотрудники музеев Кремля.
О каких признаках крепости мы говорили на
экскурсии? (Фундамент крупноблочный, стены из
маломерного строительного материала,
многоугольная форма крепости, расширение стен к
низу, внутренний пристенный вал, выносные башни,
близости башен, их количество).
А теперь, используя перечисленные признаки,
докажем, что Московский Кремль – крепость.
Москворецкая башня, крупный фундамент, мерлон
(стена) из маломерного материала, расширение к
низу, пристенный вал, план – многоугольный,
количество башен.
По всем признакам Московский Кремль – крепость.
2. Строительство Кремля
– А теперь, давайте вспомним, как же строился Кремль. Об этом мы читали и говорили на уроках москвоведения.
Репродукция картины А. Васнецова «Строительство Кремля».
– Кто может рассказать?
Ров – ширина 4 – 10 метров, заполнен водой. На дне
рва – частокол в шахматном порядке, чтобы нельзя
было пройти.
Затем земляной вал, высотой 10 – 16 метров. Вал
укрепляли каркасом – рядами деревянных клеток.
На валах возводились деревянные стены. Наверху
устраивалась галерея – «боевой ход». Снаружи его
защищала бревенчатая стена с маленькими окнами
– бойницами.
С течением времени деревянные стены стали менять
на каменные. Нижняя часть стены утолщается.
Поверху стены шла «боевая галерея». Стрелков
защищали каменные зубцы «мерлона».
– Какую форму имели мерлоны? Где мы их видели?
3. Назначение башен
Но Кремль защищали не только стены, но и башни.
Чем больше башен, тем крепче стена.
Давайте докажем.
– Сколько башен в Кремле?
– Все ли они равнозначны?
Кремль стоит на стрелке впадения Москва реки и
Неглинной. Москве всегда угрожали с юга и запада.
Здесь башен больше. Их ставили так, чтобы держать
под обстрелом все подходы к крепости.
В осадном положении жизнь города зависела в
первую очередь от доступа к воде. Поэтому, в
некоторых башнях имелись тайники-колодцы.
– В каких башнях? (Тайницкая, Арсенальная,
Водовзводная)
– Остались ли сейчас эти колодцы?
– Какие вы знаете угловые башни? (Арсенальная,
Водовзводная, Москворечкая –Беклемешевская)
– Какие проездные башни? (Спасская, Троицкая,
Боровицкая, Константино-Еленинская)
– Какие башни ещё вы знаете?
– А теперь перед нами стоит проблема: по описанию
башен вы должны определить её название.
Представьте, что башни ожили и заговорили. Какую
историю они могли бы рассказать.
– Скажите башни, откуда вы родом? Кто вас
построил, когда и зачем?
Театрализация «Говорящие башни»
Учитель: |
Давайте на минутку представим, что
башни Кремля, которым уже сотни лет, вдруг ожили и
заговорили. Что они нам могут рассказать? Давайте
послушаем. (Входят башни) Скажите, башни, откуда вы родом? Кто вас построил, когда и зачем? |
Спасская: |
Давно известно, что все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю |
Троицкая: |
(взяв за руку Спасскую) В Кремль же люди идут через наши ворота. |
Спасская: |
Самая главная башня – это Я. Ещё поэт
сказал про меня так: «Шапку кто, гордец, не снимет
у святых во Кремль ворот?». Через мои ворота отправлялись в поход полки, проходили торжественные народные процессии, проезжали знатные иноземные гости и послы. Много я повидала на своём веку. |
Арсенальная: |
Я повидала не меньше, чем ты. Меня
построили в 1492 году. Я – башня воин, башня – витязь. Посмотрите, какая я высокая, целых 60 метров – немалая высота и в нынешнем времени, а в старину меня башней – исполином величали, равной мне не было во всех окрестных землях. Ведь в моих недрах до сих пор бьёт ключ и есть колодец. А раньше был ещё и тайный лаз к реке Неглинке. Мои стены глубоко уходят в землю, а толщина их достигает 4-х метров. Что может быть дороже мощи и неприступности? |
Троицкая: |
Если уж говорить о высоте, то самая
высокая башня – это Я. Рост мой – 80 метров. Я –
башня великан. По значимости я – вторая, после
тебя (показывает на Спасскую). Построенная в
1495 году. Очертанием моей верхней башенки похоже
на верх твоей. Через меня тоже проезжали в Кремль ко двору Патриарха, царицы и царевен. У меня ещё есть высокий арочный мост, который соединяет меня с моей подружкой – предмостной башней. Такой боевой надёжной старинной подруги нет ни у кого из вас. И часы у меня есть! |
Спасская: |
Ну, уж, твои часы маленькие! Вот мои часы
– всем часам часы. И появились в год моей
постройки, в 1491 году. Правда, часы тогда были не с
цифрами, а с буквами. Позже часы стали играть
музыку. Сейчас их называют курантами. Если дети всего класса встанут в круг, то это и будет мой циферблат. А стрелки в рост 2-х ребят. Вот какие часы! |
Арсенальная: |
Вы так расхвастались, что даже мне
сказать не даёте. У меня часов нет, зато есть 16
граней. А ведь если подумать, я не менее важна в настоящее время. Ко мне на каждый воинский праздник приходят люди и кладут к подножию цветы, около звезды, где горит вечный огонь. Вот как люди почитают воинскую славу! |
– Уважаемые башни! Довольно вам спорить. Ребята уже поняли, что по значимости вы все равны. А вот как вы называетесь, ребята сейчас отгадают.
– Как называется первая башня? (Спасская)
Доказательства:
- Куранты
- Проезжали князья
«Шапки кто, гордец не снимет, у святых во Кремль ворот» (Икона Спаса Нерукотворного)
(Возражения – часы – у Троицких и Боровицких, они тоже проездные)
Арсенальная
1. Колодец (действующий)
2. Вечный огонь (пост № 1)
(Колодец есть у Водовзводной и Тайницкой)
Троицкая (Троицкое подворье в Кремле)
- Мост (ранее поднимался)
- Толщина стен 6 метров
- Подруга – Кутафья башня.
(У Тайницкой тоже была сторожевая башня и мост)
IV. Итог урока
1) Итак, что нового о нашем Кремле мы узнали?
2) Домашнее задание.
Литература:
- Осетров Е. Твой Кремль. М., 1980.
- Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М., 1996.
- Филимонов О. На семи холмах. М., 1997.
- Зодчие Москвы. М., 1981.
- Из глубины веков. М., 2000.
- Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.