Урок москвоведения во 2-м классе по теме "Кремль-крепость"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:  «Кремль-крепость»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели:

  • Образовательный аспект:
  • раскрыть особенности строительства русских кремлей;
  • показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
  • доказать оборонное значение Кремля;
  • выявить признаки Кремля как крепости.
  • Развивающий аспект:
  • развивать воображение учащихся, устную речь, творческое мышление;
  • развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;
  • развивать умение вести учебный диалог.
  • Воспитательный аспект:
  • воспитывать любовь к родному городу;
  • прививать интерес к историческому прошлому России,
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: схема Кремля, репродукции картин А.Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. Готовность учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы на уроке будем говорить о Московском Кремле как крепости.

II. Подготовка учащихся к повторению и обобщению знаний

1. Кремль – исторический памятник:

а) Вид современного Кремля (куранты)  на доске (фото).
– Что вы видите?
Московский Кремль – самая древняя московская земля, исторический и государственный центр Москвы. В наши дни Кремль – символ нашей Родины. В нём работают высшие органы власти,  там находится резиденция Президента Российской Федерации. Вместе с тем, Кремль – исторический архитектурный памятник. Кремль также является духовным центром Москвы, так как на его территории находится самый главный Собор – Успенский.
Но у Кремля есть первое назначение.
– Как вы думаете, зачем был построен Кремль?
Кремль был крепостью. В древности жизнь людей была тяжёлой и опасной. Мирные труженики в любой момент могли ожидать нападения пришлых врагов или воинственных соседей. Можно было лишиться не только имущества, но и свободы и даже жизни.
Люди стали защищать свои поселения крепкими деревянными стенам. Такое огороженное место на Руси называли «кром», «кремник», «детинец». Позже вошло в обиход слово «кремль». Теперь Кремлём называют городскую крепость в старинных русских городах.

б) Посмотрим на доску. Что вы видите? (Cхема Кремля)
– Докажите, что это схема крепости. (Москва-река, Неглинная, вал, ров с водой, стены и башни).
– На схеме кружочками обозначены  – угловые башни, башни с мостами – проездные.
– На плане есть ещё 4 линии. Что они обозначают? (4 границы, разные периоды построения Кремля).

2. Погружение учащихся в прошлое

– Мы смотрели схему, а теперь давайте посмотрим, как выглядел Кремль в разное время на картинах А.М.Васнецова. Посмотрим, как менялся Кремль.
Московский Кремль был расположен на очень удобном месте, на Боровицком холме. Там в реку Москву впадала река Неглинная.    (Репродукция)
– Из чего был построен первый Кремль? При каком князе? (Юрий Долгорукий, сосновый).
Годы проходили, население росло. Старые рвы закапывали, вырывали новые. Был построен следующий Кремль.
– Из какого материала? При каком князе? (Дубовый, Иван Калита)
Но дубовый Кремль просуществовал недолго.
– Как вы думаете, почему? (Огонь, усовершенствовались орудия)
И  вот построен новый Кремль.
– Из какого материала? Кто был князем в это время? (Красный камень, Иван III)
Русь стала свободным государством. А Москва стала столицей. Необходимо было украсить центр русского государства в соответствии с новой ролью. Царём стал Иван III. Его жена, Софья Палеолог – византийская принцесса – пригласила из Италии мастеров, которые вместе с русскими зодчими создали эти стены.
Заметьте, башни Кремля покрыты плоскими шатровыми крышами. Острые были созданы позже.

III. Повторение и систематизация знаний

1. Кремль-крепость

Итак, мы говорили о 4-х периодах постройки Кремля. А теперь давайте поговорим подробно, как и для чего строили крепости.
Для этого вспомним материалы экскурсий, которые проводили сотрудники музеев Кремля.
О каких признаках крепости мы говорили на экскурсии? (Фундамент крупноблочный, стены из маломерного строительного материала, многоугольная форма крепости, расширение стен к низу, внутренний пристенный вал, выносные башни, близости башен, их количество).
А теперь, используя перечисленные признаки, докажем, что Московский Кремль – крепость.
Москворецкая башня, крупный фундамент, мерлон (стена) из маломерного материала, расширение к низу, пристенный вал, план – многоугольный, количество башен.
По всем признакам Московский Кремль – крепость.

2. Строительство Кремля

– А теперь, давайте вспомним, как же строился Кремль. Об этом мы читали и говорили на уроках москвоведения.

Репродукция картины А. Васнецова «Строительство Кремля».

– Кто может рассказать?

Ров – ширина 4 – 10 метров, заполнен водой. На дне рва – частокол в шахматном порядке, чтобы нельзя было пройти.
Затем земляной вал, высотой 10 – 16 метров. Вал укрепляли каркасом – рядами деревянных клеток. На валах возводились деревянные стены. Наверху устраивалась галерея – «боевой ход». Снаружи его защищала бревенчатая стена с маленькими окнами – бойницами.
С течением времени деревянные стены стали менять на каменные. Нижняя часть стены утолщается. Поверху стены шла «боевая галерея». Стрелков защищали каменные зубцы «мерлона».

– Какую форму имели мерлоны? Где мы их видели?

3. Назначение башен

Но Кремль защищали не только стены, но и башни. Чем больше башен, тем крепче стена.
Давайте  докажем.
– Сколько башен в Кремле?
– Все ли они равнозначны?
Кремль стоит на стрелке впадения Москва реки и Неглинной. Москве всегда угрожали с юга и запада. Здесь башен больше. Их ставили так, чтобы держать под обстрелом все подходы к крепости.
В осадном положении жизнь города зависела в первую очередь от доступа к воде. Поэтому, в некоторых башнях имелись тайники-колодцы.
– В каких башнях? (Тайницкая, Арсенальная, Водовзводная)
– Остались ли сейчас эти колодцы?
– Какие вы знаете угловые башни? (Арсенальная, Водовзводная, Москворечкая –Беклемешевская)
– Какие проездные башни? (Спасская, Троицкая, Боровицкая, Константино-Еленинская)
– Какие башни ещё вы знаете?
– А теперь перед нами стоит проблема: по описанию башен вы должны определить её название. Представьте, что башни ожили и заговорили. Какую историю они могли бы рассказать.
– Скажите башни, откуда вы родом? Кто вас построил, когда и зачем?

Театрализация «Говорящие башни»

Учитель:

Давайте на минутку представим, что башни Кремля, которым уже сотни лет, вдруг ожили и заговорили. Что они нам могут рассказать? Давайте послушаем.
(Входят башни)
Скажите, башни, откуда вы родом? Кто вас построил, когда и зачем?

Спасская:

Давно известно, что все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю

Троицкая:

(взяв за руку Спасскую) В Кремль же люди идут через наши ворота.

Спасская:

Самая главная башня – это Я. Ещё поэт сказал про меня так: «Шапку кто, гордец, не снимет у святых во Кремль ворот?».
Через мои ворота отправлялись в поход полки, проходили торжественные народные процессии, проезжали знатные иноземные гости и послы. Много я повидала на своём веку.

Арсенальная:

Я повидала не меньше, чем ты. Меня построили в 1492 году.
Я – башня воин, башня – витязь.
Посмотрите, какая я высокая, целых 60 метров – немалая высота и в нынешнем времени, а в старину меня башней – исполином величали, равной мне не было во всех окрестных землях. Ведь в моих недрах до сих пор бьёт ключ и есть колодец. А раньше был ещё и тайный лаз к реке Неглинке.
Мои стены глубоко уходят в землю, а толщина их достигает 4-х метров. Что может быть дороже мощи и неприступности?

Троицкая:

Если уж говорить о высоте, то самая высокая башня – это Я. Рост мой – 80 метров. Я – башня великан. По значимости я – вторая, после тебя (показывает на Спасскую). Построенная в 1495 году. Очертанием моей верхней башенки похоже на верх твоей.
Через меня тоже проезжали в Кремль ко двору Патриарха, царицы и царевен.
У меня ещё есть высокий арочный мост, который соединяет меня с моей подружкой – предмостной башней.
Такой боевой надёжной старинной подруги нет ни у кого из вас. И часы у меня есть!

Спасская:

Ну, уж, твои часы маленькие! Вот мои часы – всем часам часы. И появились в год моей постройки, в 1491 году. Правда, часы тогда были не с цифрами, а с буквами. Позже часы стали играть музыку.
Сейчас их называют курантами.
Если дети всего класса встанут в круг, то это и будет мой циферблат. А стрелки в рост 2-х ребят. Вот какие часы!

Арсенальная:

Вы так расхвастались, что даже мне сказать не даёте. У меня часов нет, зато есть 16 граней.
А ведь если подумать, я не менее важна в настоящее время. Ко мне на каждый воинский праздник приходят люди и кладут к подножию цветы, около звезды, где горит вечный огонь.
Вот как люди почитают воинскую славу!

– Уважаемые башни! Довольно вам спорить. Ребята уже поняли, что по значимости вы все равны. А вот как вы называетесь, ребята сейчас отгадают.

– Как называется первая башня? (Спасская)

Доказательства:

  • Куранты
  • Проезжали князья

«Шапки кто, гордец не снимет, у святых во Кремль ворот» (Икона Спаса Нерукотворного)

(Возражения часы – у Троицких и Боровицких, они тоже проездные)

Арсенальная

1. Колодец (действующий)
2. Вечный огонь (пост № 1)

(Колодец есть у Водовзводной и Тайницкой)

Троицкая  (Троицкое подворье в Кремле)

  • Мост (ранее поднимался)
  • Толщина стен 6 метров
  • Подруга – Кутафья башня.

(У Тайницкой тоже была сторожевая башня и мост)

IV. Итог урока

1) Итак, что нового о нашем Кремле мы узнали?
2) Домашнее задание.

Литература:

  1. Осетров Е. Твой Кремль. М., 1980.
  2. Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М., 1996.
  3. Филимонов О. На семи холмах. М., 1997.
  4. Зодчие Москвы. М., 1981.
  5. Из глубины веков. М., 2000.
  6. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.