Урок русского языка в 3-м классе "Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение знаний по теме “Звонкие и глухие согласные”;
  • развитие функциональной грамотности;
  • воспитание внимательного отношения к малой родине, к месту, где ты родился и живешь, к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Взяли книжки и тетрадки,
Приготовились к уроку?
В знаний мир мы поспешим
И все правильно напишем.

II. Целеполагание.

1. Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по уголкам природы родного края…

Сценка (Незнайка и Знайка)

Незнайка: Ой, ой-ой-ой! Я больше не могу этого слушать, я ничего не понимаю! (Входит с картиной в руках)

Знайка: Что? Что случилось?

Незнайка: Попал я в страну Азбуковедения. А у них, в этом спокойном царстве правил, разразился спор. А всему виной эта картина (на картине изображен родной край, осенний пейзаж). Звонкие согласные утверждают, что здесь спрятались слова, где на месте пропуска должны писаться буква звонкого звука. Глухие возражают:

- Нет, неправда, нужно писать глухую согласную. Им хотелось взять власть над звонкими, и они требовали доказательств. Звонкие приуныли, а потом пришли ко мне как к почетному гостю страны Азбуковедения. А я! Что я? Я ничего не знаю.

Знайка: Ребята, давайте поможем Незнайке!

Учитель: Дети, вы хотите помочь? Тогда мы должны вспомнить все, что знаем по теме: “Звонкие и глухие согласные”, и тогда в стране Азбуковедения вновь воцарится мир. А вашими помощниками сегодня будут слова: Я ДУМАЮ, МНЕ КАЖЕТСЯ, Я ЗНАЮ,

Я УВЕРЕН (записываются на доске). А по мере работы мы будем приводить наши мысли в систему в виде учебного рисунка-схемы (Приложение 1).

III. Тренировочные упражнения.

1. Для начала давайте вспомним, какие звуки в русском языке звонкие, а какие глухие. И в этот двухэтажный дом (на наборном полотне) разместим их. (Учитель показывает карточки со звуками, дети размещают их на наборном полотне в два ряда.) - заполнение рисунка-схемы (Приложение 1).

У.: это все согласные, которые существуют в русском языке? (Нет, еще есть непарные.)

2. Пришло время отгадывать слова, спрятавшиеся в картине. Как вы думаете, здесь изображена природа нашего края? Докажите. Отгадайте загадки.

  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Бере…ка)
  • Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гри…)
  • Зеленый ковер поляну укрыл. (Тра…ка)
  • Вот воскликнул Петя: “Я возьму скорее прут – погоню гусей на пру…”

- Какая буква должна быть написана на месте пропуска? Докажите и запишите вместе с проверочными словами: березы – березка, грибок – гриб и т.д.

- Где в этих словах расположена орфограмма? (В корне, в середине и в конце слова.)- схема (Приложение 1).

- Каким правилом мы руководствуемся при написании этой орфограммы? - заполняем схему (Приложение 1).

IV. Физкультминутка. Изобразите слова, написанные на доске (береза, травка, гриб, пруд).

- Слово УЛЫБКА можно считать спрятавшимся на картине? Докажите. Когда так говорят: “природа улыбается”, “улыбка осени”? А для чего нужна улыбка? Улыбнитесь друг другу.

V. Творческая работа.

На столах у вас находятся фотографии с пейзажами нашего края, предложены опорные слова с пропущенными ошибкоопасными местами, предложена тема текста, название и основная мысль (Приложение 2). Напишите небольшое сочинение. Лучшие работы мы поместим в сборник сочинений нашего класса “Времена года в родном краю”. Несколько работ читается. Тетради сдают все.

VI. Итоги урока.

1. Составьте в парах диалог по вопросам – подсказкам, наша схема (Приложение 1) вам поможет при ответах.

- Какова тема урока? Сколько парных согласных в русском языке?

- Где прячутся эти орфограммы?

- А как их можно проверить?

2. Чтение стихотворения учеником.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различать на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

Но тут приходит гласный,
Ужасно милый звук, -
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

Перед прекрасным гласным -
Вот звонкий, вот глухой!
И каждый вдруг согласен
Побыть самим собой.

3. Слово учителя: Спасибо за работу! Мне кажется, что мы все расставили по местам в стране Азбуковедения, и там вновь воцарится мир между звонкими и глухими согласны-ми.