Пояснительная записка.
Для реализации общеобразовательного компонента “Окружающий мир” базисного учебного плана в 4 классе проводится факультативный курс “Планета загадок”. В его рамках можно предложить школьникам первой ступени обучения курс по выбору “Два мира: металлы и неметаллы”. Данная программа рассчитана на 10 часов и является углублением некоторых тем природоведения, связанных с основами химии. Изучение предлагаемого курса направлено на обеспечение преемственности общеобразовательных программ природоведения и химии, носит пропедевтическую направленность.
Основная цель - формирование у школьников первой ступени обучения первоначальных знаний о металлах и неметаллах.
Программа курса помогает решить следующие задачи:
общеобразовательная. Познакомить учащихся с делением веществ на металлы и неметаллы, изучить их свойства, области применения на примерах наиболее известных четвероклассникам веществ.
Развивающая задача заключается в расширении представлений школьников о веществах, из которых состоят окружающие физические тела. Поисково – исследовательский характер курса позволяет успешно реализовать воспитательную задачу. Ненавязчиво, через определение веществ, из которых состоят физические тела, заставить учащихся внимательно вглядываться в окружающий мир.
Программа курса “Два мира: металлы и неметаллы” включает следующие темы:
- Введение.
- Металлы.
- Неметаллы.
- Взаимосвязь металлов и неметаллов.
Содержание курса должно обеспечить учащихся устойчивыми знаниями об отличительных особенностях металлов и неметаллов, их многообразии и областях применения. Программа предполагает деятельностный подход в обучении.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Введение |
Тестирование учащихся. Деление простых веществ на металлы и неметаллы. |
1 |
2 |
Обзор металлов |
Железо. Медь. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентация сообщений об алюминии, натрии, кальции. |
3 |
3 |
Обзор неметаллов |
Сера. Кислород. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентация сообщений об углероде, азоте, водороде. |
3 |
4 |
Взаимосвязьметаллов и неметаллов |
Демонстрация занимательных опытов с металлами и неметаллами. Практическая работа “Распознавание металлов и неметаллов. Определение некоторых физических свойств” |
2 |
5 |
Итоговое занятие |
Тест |
1 |
Содержание материала.
Изучение курса по выбору “Два мира: металлы и неметаллы” следует начать с тестирования учащихся. Цель: выяснить, какие металлы и неметаллы известны школьникам, в каком виде они встречаются в природе, области применения.
1. Введение (1 ч.).
Деление простых веществ на металлы и неметаллы, выявление сходных и отличительных свойств. Первоначальные сведения о периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Методическое обеспечение. Периодическая система химических элементов в ампулах. Наборы физических тел металлов и неметаллов. Распечатка периодической системы химических элементов в черно – белом варианте для каждого ученика.
Форма работы. Предполагается групповая работа поисково-исследовательского характера на большей части урока.
2. Обзор металлов (3 ч.).
Железо. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль.
Медь. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Презентации сообщений о металлах (алюминий, кальций, натрий).
Методическое обеспечение. Распечатка периодической системы химических элементов в черно – белом варианте для каждого ученика. Коллекции горных пород, содержащих железные и медные руды. Наборы физических тел, изготовленных из железа и меди.
Формы работы. На отдельных этапах урока возможно сочетание индивидуальной работы и групповой под руководством учителя.
Рекомендации. Наиболее удачно знакомство с химическим элементом начать так: следуя инструкции учителя, дети находят элемент в периодической системе, определяют его положение (период, группу), закрашивают ячейку цветными карандашами.
Форма отчета. Анализ тестирования покажет, какие еще металлы известны учащимся. Группы ребят готовят сообщения по интересным вопросам об этих металлах и выступают с небольшими докладами. Можно предложить подготовить сообщения об алюминий, кальций, натрий.
3. Обзор неметаллов (3 ч.).
Кислород. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль.
Демонстрация горения в кислороде серы, углерода. Сера. Физические свойства, нахождение в природе, применение, биологическая роль. Демонстрация перехода аллотропных видоизменений серы друг в друга. Презентация сообщений о неметаллах (углерод, водород, азот).
Методическое обеспечение, формы работы, рекомендации, форма отчета аналогичны теме “Обзор металлов”.
4. Взаимосвязь металлов и неметаллов (2 ч.).
Демонстрация занимательных опытов с металлами и неметаллами.
Практическая работа “Распознавание металлов и неметаллов. Определение некоторых физических свойств”.
5. Итоговое занятие (1 ч.).
Тест.
Рекомендации. Сравнить результаты тестирования на итоговом занятии с результатами тестирования учащихся перед началом изучения курса “ Два мира: металлы и неметаллы ”.
Требования к результатам усвоения материала курса по выбору
“Два мира: металлы и неметаллы ”.
Учащиеся должны знать. |
Учащиеся должны уметь. |
Деление простых веществ на металлы и неметаллы. Знаки химических элементов: 5 металлов и 5 неметаллов. Некоторые важнейшие физические свойства металлов: агрегатное состояние, цвет, металлический блеск, ковкость, способность к намагничиванию железа, тепло- и электропроводность. Некоторые важнейшие физические свойства неметаллов: цвет, агрегатное состояние, аллотропные видоизменения серы, кислорода. |
Находить химические элементы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. По важнейшим физическим свойствам распознавать из чего изготовлены физические тела (из металлов или из неметаллов). |
Список литературы.
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ – Пресс, 1999.
- Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Химия – 8 класс. М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Химия – 9 класс. М.: Дрофа, 2004.
- Головнер В.Н. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. М.: НЦ ЭНАС, 2005.
- Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005 №3.
- Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
- Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Мир вокруг нас – 3 класс. М.: ВИТА Пресс, 2007.