Урок математики в 5-м классе. Тема: "Порядок выполнения действий"

Разделы: Математика


Тема урока: “Порядок выполнения действий”.

УМК: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М., “Мнемозина”, 2007.

- Учебник “Математика 5”;
- контрольные работы;
- рабочая тетрадь;
- математический тренажёр;
- математические диктанты
- методические рекомендации.

Цели урока:

- научить учащихся правильно выполнять порядок действий, различать действия первой ступени и действия второй ступени;
- научить элементам моделирования, построения простейших алгоритмов;
- научить самооценке;
- научить работать в парах, группах.

Задачи урока:

- решение заданий на порядок действий;
- построение алгоритмов, моделей;
- выработка умения коллективной работы, воспитание чувства ответственности;
- выработка умения давать оценку уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, цели, задачи, критериев оценки на уроке.

2. Устные упражнения.

1) Восстанови цепочку вычислений (ученики считают и правильные ответы перетаскивают с дерева).

2) Вычислить устно (правильные ответы спрятаны за прямоугольниками).

3. Изучение нового материала.

Учитель приводит пример 10*5+30:6, учащиеся устно считают и объясняют, в каком порядке выполняются действия? Далее они вспоминают правило, которое знают из начальной школы (при выполнении этого задания используется инструмент “Шторка”).

Следующий пример один ученик решает на доске, а остальные – в тетради:

36*5-(25+15)*3+36:18*9.Ученики повторяют правило, а затем сравнивают с правилом, данным в учебнике.

Учитель объясняет, какие действия называют действиями первой ступени, а какие второй.

Правило. Сложение и вычитание чисел называют действиями первой ступени, а умножение и деление чисел - действиями второй ступени.

Найти значение выражения: 800-625+331+87-119 (ученики выполняют самостоятельно, сравнивают с ответом, записанным на доске, объясняют: действия какой ступени содержатся в это примере).

Вопрос. Как найти значение выражения, если в нём содержатся только действия одной ступени?

Ученики отвечают. Затем находят правило в учебнике, оно же записано на доске.

Правило. Если в выражении нет скобок и оно содержит действия только одной ступени, то их выполняют по порядку слева направо.

Найти значение выражения: 780:39*212:106*13 (ученики выполняют самостоятельно, сравнивают с ответом, записанным на доске, объясняют: действия какой ступени содержатся в это примере).

Вопрос. Как найти значение выражения, если в нём содержатся, действия первой и второй ступени и в нём нет скобок?

Ученики отвечают. Затем находят правило в учебнике, оно же записано на доске.

Правило. Если выражение содержит действия первой и второй ступени и в нём нет скобок, то сначала выполняют действия второй ступени, потом - действия первой ступени.

Учитель спрашивает: “Какой случай мы должны ещё рассмотреть?” И теперь вопрос задают уже учащиеся: “Как найти значение выражения, если в нём есть скобки?”

Найти значение выражения: 36000: (62+14*2)-23*5 (ученик, комментируя, решает на доске)

Формулирует правило, а затем все сравнивают его с правилом, записанным в учебнике и на доске.

Правило. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2).

4. Закрепление.

Тренировочные упражнения (дифференцированные задания).

№627. Найдите значение выражения: (а, в, д - решают самостоятельно, затем сверяют с ответами на доске, спрятанными за белыми кругами, выставляют себе оценку; ж – на доске решает ученик, остальные – пишут в тетради).

Затем решается задача (один ученик комментирует её решение на месте).

Учитель: “Изменить порядок действий можно на основе свойств сложения, вычитания и умножения”.

Докажите это утверждение, приведя примеры (работа в группах):

1 ряд - используя свойства сложения,

2 ряд - свойства вычитания,

3 ряд - свойства умножения.

(Готовые решения приводятся на доске).

№628*. Измените порядок действий на основании свойств сложения, вычитания и умножения для удобства вычислений. Учащиеся пишут в тетрадях, слушая комментарии учителя.

№629. Решить уравнения (ученики работают самостоятельно, кто первый решит, записывает решение на доске и получает оценку).

Далее учитель объясняет, как составляется алгоритм вычисления.

(814+36*27): (101-2052:38)

Каждое выражение задаёт программу своего вычисления. Она состоит из команд.

1. Перемножить числа 36 и 27.

2. Сложить 814 с результатом выполнения команды 1.

3. Разделить 2052 на 38.

4. Вычесть из 101 результат выполнения команды 3.

5. Разделить результат команды 2 на результат команды 4.

Программу вычислений изображают в виде схемы. (Стр.23).

№630. Составить программу вычисления выражения и схему.

381*29-7248:24 (учащиеся работают в парах, затем учитель проверяет работы и одна пара записывает верное решение на доске).

Физ. минутка (выполняется под музыку, которая обозначена на странице флипчарта специальным значком и включается щелчком).

5. Проверка усвоения темы.

Проводится тестирование с использованием программы ACTIVote на джойстиках. Всего 5 заданий (1,2,3,4 задания первого уровня сложности, а 5 задание – повышенного). На выполнение каждого задания отводиться 60 секунд.

1. В выражении 200+(20-10:2)*8 последним выполняется действие:

А. Умножение
В. Деление
С. Вычитание
D. Сложение

2. Значение числового выражения равно 100. Где нужно поставить скобки?

А. (140:4+3)*5
В. 140: (4+3)*5
С. 140: (4+3*5)
D. 140:4+ (3*5)

3. Составьте выражение для решения задачи. В классе 25 человек. После уроков 7 человек пошли домой, а остальные разбились поровну на три команды для игры. Сколько человек в каждой команде?

А. 25:3-7
В. 25-7:3
С. (25-7):3
D. (25-3):7

4. Не производя вычислений, укажите, в каком примере указанный порядок действий приводит к неверному результату.

А. 87+54*14+32
В. 1998-13*(8*9+45)
С. 50:2-3-1
D. 111+ (54-13)*4-7*3

5*. Дано выражение 157*18-57*18. Как нужно изменить порядок действий, чтобы удобно было считать.

А. 157-18*57
В. 157*18-57
С. 18* (157-57)
D.157-57*18

Результат и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования, устно разбираются все задания.

6. Итог урока состоит из двух частей:

1.Тематический итог.

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске. Говорят о том, что они уже знали и, что нового узнали на уроке.

2. Диагностический тест- опрос.

Проводится с помощью программы АСТIVote, на джойстиках. Всего 5 вопросов (да – нет).

1. Узнали ли вы что – нибудь новое на уроке?
2. Считаете ли вы эту тему важной для себя?
3. Осталось ли вам что – нибудь непонятно?
4. Довольны ли вы своей работой?
5. Понравился ли вам урок?

Ученики учатся давать оценку уроку и пытаются оценить своё понимание темы.

В конце урока проводится занятие на тренировку внимания.

За 1 секунду учащиеся должны сложить числа и назвать их сумму.

На самом деле вопрос звучит по другому: “ Какая цифра записана в квадрате, какая - в треугольнике, какая – в круге? (этот вопрос спрятан за белым прямоугольником с вопросом).

Домашнее задание, записанное с помощью телеграфной ленты, дифференцированное: п.15, №644, 646, 649* (задача).

П.15,№645,648,650,665*.

П.15,№646,647(1 столбик),643(1),662*.

Приложение 1

Приложение 2