Цели: развивать интеллектуальные умения учащихся (умение обобщать, делать выводы), акцентировать внимание на экологические проблемы, воспитывать любовь ко всему живому.
Ход занятия
I. Вступительное слово классного руководителя:
Вытяните ладони. (Под звуки спокойной музыки кладу каждому из них на ладонь по горошине, прошу детей внимательно рассмртреть её). На ваш взгляд, на что она похожа?
(Варианты ответов).
II. Новый материал.
Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
Что вы можете увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?
Как прекрасна наша планета, когда на нее смотришь из космоса. С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горные страны и равнины, пустыни и реки. Трудно себе даже представить, что в любой точке планеты обитает очень разнообразное, многочисленное население. Живет не просто так, само по себе, а по правилам, которые установились на Земле в течение всей истории её развития.
Чтение учеником стихотворения.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Берегите свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Действительно, другой планеты, на которой есть жизнь, нет. Жить растениям и животным на планете всегда было не просто. Их подстерегали опасности: извержение вулканов, землетрясения, засухи, наводнения, леденения, бури и многое другое. Но проходило время и Природа залечивала свои раны.
И вот на этой Земле 2 миллиона лет тому назад появился Человек – частица Природы.
III. Экологические проблемы.
На нашей планете в последнее время нависло много экологических проблем.
Что же случилось на нашей планете?
Давайте послушаем, на что жалуется Река. (рассказ ученика).
IV. Рассказ ученика.
“Дорогие ребята! Для Воды настали трудные дни. Вы уже на матушке – Земле не найдете реку и озера, из которых могли бы выпить чистой воды. И это все сделал Человек! И за что? За то, что все время я трудилась: людей и животных поила, тащила лодки, сплавляла лес; рыбу, гусей и лягушат растила и многое другое. Но вот на моих берегах появился Человек, и начал он уничтожать мои чистые и голубые воды. Лил в реку любую грязь, бензин, банную воду и выбрасывал в меня, что ни попадя... разрушал берега, уничтожал растительность на них, так необходимую Реке. От всего этого погибло много разной живности в воде.
Но ни одному в голову не пришло очистить Реку, развести в ней рыбу, растительносью укрепить и украсить берега. Прошу вас, помогите! Воду вы спасите! Вода”.
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь Воде?
А вот ещё одно сообщение.
“Я от горя и забот так устал, что совсем седым уж стал!”
- А почему и отчего стал седым воздух?
- Что же мы с вами можем сделать для него?
Физминутка (игра “В лес пойдем”)
По тропинке в лес уходим
Слушать соловья.
Хоровод в лесу заводим
Прямо у ручья.
У реки хорошо, весело, приятно
Не хотим, не хотим мы идти обратно.Мы бегаем по лужайкам
Мимо берез и тополей.
Мы попрыгаем, как зайки,
Стало сразу веселей.
У реки хорошо, весело, приятно
Не хотим, не хотим мы идти обратно.
Есть ещё одно сообщение. Послушайте его.
Рассказ ученика.
“Ребята! Сегодня вы по лесу прошли толпой и много бед натворили: сломали Черемуху – красу, для веселья развели костер под Сосной, чтобы она там часок другой пяткой на уголечках постояла. Березке вы изрезали ножом кору, белые клочья которой она до сих порв траву роняет. Кто – то из вас бездушно ногой огромный разворочил муравейник – на целый лес единственный такой. Теперь муравьи бегают в дыму по рухнувшему царству своему, как люди после яростной бомбежки”.
Животное, человек и растение чувствуют боль, слышат, кричат и “протестуют” против насилия.
Чем же мы с вами можем помочь? Давайте, определим и вспомним правила, без которых мы не сможем войти в лес. (На доске таблички с правилами поведения в лесу.)
Чтение стихотворения учеником “Берегите Землю”.
Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю, берегите!
Вывод: во всех этих бедах, которые мы обсудили, виноват человек – единственное разумное существо на Земле. Поэтому всем людям надо объединиться и помочь планете. Приложим все усилия, чтобы сохранить это богатство, вылечить нашу планету.
Нарисуйте планету Земля такой, какой вы представляете в будущем.
Давайте, люди,
Любить планету.
Во Вселенной
Похожей нету.
Во Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?