Цели:
- научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения словами “больше” и “меньше”;
- практиковать в решении примеров;
- способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речи;
- прививать любовь к математике.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, демонстрационный материал.
Ход урока
1. Организация класса.
- Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в сказочное путешествие и при помощи такой интересной науки как математика поможем нашим героям преодолеть препятствия, которые встретятся им на пути.
2. Устный счет.
а) Индивидуальная работа. (Проводится у доски во время фронтальной работы. По завершении - проверяется).
9 + 6 | 8 + 5 | 7 + 6 |
11 – 3 | 12 – 4 | 13 – 5 |
14 – 4 | 17 – 7 | 15 – 5 |
8 + 8 | 6 + 6 | 9 + 9 |
10 + 7 | 10 + 8 | 10 + 5 |
б) Жили- были мужик да баба. Были у них дочка Машенька да сыночек Василек. Ушли родители на работу и приказали Машеньке смотреть за братом. А девочка позабыла что ей приказывали: посадила Василька на травку под окошко, а сама заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печка.
-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-Выполни мое задание, скажу.
Сосчитай. Игра “День и ночь”.
9 – 9 + 8 – 7 + 6 – 5 + 4 – 3 – 1 + 4 (6)
Побежала девочка дальше. Стоит яблонька.
- Яблонька, яблонька, скажи куда гуси - лебеди полетели?
- Реши мою задачу, скажу.
Три яблока было у Коли,
Пять дали товарищи в школе.
Сколько яблок всего
Стало, друзья, у него? (8)
Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
- Камушки мешают мне течь, убери их, восстанови порядок, скажу.
Игра “Потерялось число”.
1, 2,…,4 ,5, …,7, 8,…,10
Бежит девочка дальше. Видит, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. В избушке Баба Яга кудель прядет, а на лавочке братец сидит, серебряными яблочками играет. Пообещала Баба Яга отпустить братца, если девочка выполнит задание.
- Посмотри, из каких геометрических фигур состоит моя избушка? (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)
- На какие группы можно разбить эти фигуры? ( по цвету: желтые и красные; по размеру: большие и маленькие; по форме: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
Выполнила девочка задание Бабы Яги, схватила братца и домой прибежала. А тут мать с отцом с работы пришли, подарки принесли, но сначала попросили выполнить зада
3. Подготовка к изучению новой темы.
- Какое число при счете называют раньше:
16 или 17?
18 или 19?
1 или 2?
- Какое число при счете называют позже:
15 или 18?
19 или 20?
6 или 7?
- Молодцы! Дети получили подарки, а мы с вами отдохнем после трудного путешествия.
Физкультминутка
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы узнаем как можно сравнить два или несколько чисел.
5. Работа по новой теме.
- Откройте учебники и рассмотрите внимательно рисунок на с.62. Вы видите рабочий идет вдоль железнодорожного полотна и пишет на столбах по порядку числа.
- Прочитайте их (14, 15, 16, 17, 18, 19)
- Какое число называют при счете раньше: 15 или 16, 14 или 17? А какое число позже: 16 или 19, 17 или 18?
- Какой вывод можно сделать? (высказывания детей).
Чтение вывода на с.62 учебника.
Из двух чисел меньше то, которое называют при счете раньше, и больше то, которое называют при счете позже.
Выполнение заданий 2,3,46 на с.62, 63.
(Ученики должны сравнить числа и обосновать свой ответ.)
Задание 5 с.62
- Каких шариков больше: синих или красных? (Синих т.к. 4 больше, чем 3)
- А почему 4 больше, чем 3? (4 больше, чем 3, так как при счете 4 называют позже, чем 3)
Физкультминутка
6. Закрепление изученного.
Выполнение заданий в рабочих тетрадях “Математика №2”
а) задание №1 с.4.(коллективно).
б) задание №2 с. 4 (коллективно).
в) задание №5 с.5 ( самостоятельно).
Выполнение задания №7 на с.63 учебника.
- Представьте, что мы с вами путешественники и нам надо на автомобиле добраться из Выборга в Москву.
- Через какие города мы проедем? (Санкт-Петербург, Новгород, Валдай, Тверь).
- Какие города лежат на пути от Севска до Новгорода? (Брянск, Москва, Тверь, Валдай).
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы сегодня учились на уроке? ( Учились сравнивать числа)
- Какие выводы делали на уроке? (Из двух чисел меньше то, которое называют при счете раньше, и больше то, которое называют при счете позже.)
- Что понравилось больше всего? (Высказывания детей)
- Что оказалось трудным? (Высказывания детей).