Урок математики в 1-м классе по теме: "Сравнение". Программа "Начальная школа XXI века" (учебник В.Н. Рудницкой)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения словами “больше” и “меньше”;
  • практиковать в решении примеров;
  • способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речи;
  • прививать любовь к математике.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, демонстрационный материал.

Ход урока

1. Организация класса.

- Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в сказочное путешествие и при помощи такой интересной науки как математика поможем нашим героям преодолеть препятствия, которые встретятся им на пути.

2. Устный счет.

а) Индивидуальная работа. (Проводится у доски во время фронтальной работы. По завершении - проверяется).

9 + 6 8 + 5 7 + 6
11 – 3 12 – 4 13 – 5
14 – 4 17 – 7 15 – 5
8 + 8 6 + 6 9 + 9
10 + 7 10 + 8 10 + 5

б) Жили- были мужик да баба. Были у них дочка Машенька да сыночек Василек. Ушли родители на работу и приказали Машеньке смотреть за братом. А девочка позабыла что ей приказывали: посадила Василька на травку под окошко, а сама заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печка.

-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-Выполни мое задание, скажу.

Сосчитай. Игра “День и ночь”.

9 – 9 + 8 – 7 + 6 – 5 + 4 – 3 – 1 + 4 (6)

Побежала девочка дальше. Стоит яблонька.

- Яблонька, яблонька, скажи куда гуси - лебеди полетели?

- Реши мою задачу, скажу.

Три яблока было у Коли,
Пять дали товарищи в школе.
Сколько яблок всего
Стало, друзья, у него? (8)

Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

  • Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
  • Камушки мешают мне течь, убери их, восстанови порядок, скажу.

Игра “Потерялось число”.

1, 2,…,4 ,5, …,7, 8,…,10

Бежит девочка дальше. Видит, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. В избушке Баба Яга кудель прядет, а на лавочке братец сидит, серебряными яблочками играет. Пообещала Баба Яга отпустить братца, если девочка выполнит задание.

- Посмотри, из каких геометрических фигур состоит моя избушка? (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)

- На какие группы можно разбить эти фигуры? ( по цвету: желтые и красные; по размеру: большие и маленькие; по форме: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Выполнила девочка задание Бабы Яги, схватила братца и домой прибежала. А тут мать с отцом с работы пришли, подарки принесли, но сначала попросили выполнить зада

3. Подготовка к изучению новой темы.

- Какое число при счете называют раньше:

16 или 17?
18 или 19?
1 или 2?

- Какое число при счете называют позже:

15 или 18?
19 или 20?
6 или 7?

- Молодцы! Дети получили подарки, а мы с вами отдохнем после трудного путешествия.

Физкультминутка

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы узнаем как можно сравнить два или несколько чисел.

5. Работа по новой теме.

  • Откройте учебники и рассмотрите внимательно рисунок на с.62. Вы видите рабочий идет вдоль железнодорожного полотна и пишет на столбах по порядку числа.
  • Прочитайте их (14, 15, 16, 17, 18, 19)
  • Какое число называют при счете раньше: 15 или 16, 14 или 17? А какое число позже: 16 или 19, 17 или 18?
  • Какой вывод можно сделать? (высказывания детей).

Чтение вывода на с.62 учебника.

Из двух чисел меньше то, которое называют при счете раньше, и больше то, которое называют при счете позже.

Выполнение заданий 2,3,46 на с.62, 63.

(Ученики должны сравнить числа и обосновать свой ответ.)

Задание 5 с.62

  • Каких шариков больше: синих или красных? (Синих т.к. 4 больше, чем 3)
  • А почему 4 больше, чем 3? (4 больше, чем 3, так как при счете 4 называют позже, чем 3)

Физкультминутка

6. Закрепление изученного.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях “Математика №2”

а) задание №1 с.4.(коллективно).
б) задание №2 с. 4 (коллективно).
в) задание №5 с.5 ( самостоятельно).

Выполнение задания №7 на с.63 учебника.

  • Представьте, что мы с вами путешественники и нам надо на автомобиле добраться из Выборга в Москву.
  • Через какие города мы проедем? (Санкт-Петербург, Новгород, Валдай, Тверь).
  • Какие города лежат на пути от Севска до Новгорода? (Брянск, Москва, Тверь, Валдай).

7. Итог урока. Рефлексия.

  • Чему вы сегодня учились на уроке? ( Учились сравнивать числа)
  • Какие выводы делали на уроке? (Из двух чисел меньше то, которое называют при счете раньше, и больше то, которое называют при счете позже.)
  • Что понравилось больше всего? (Высказывания детей)
  • Что оказалось трудным? (Высказывания детей).