Цель занятия: закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности.
Подготовка:
- экскурсии-знакомства с профессиями на селе (библиотекарь, медик, продавец, почтальон, животновод и др.);
- конкурсы рисунков, сочинений о профессиях;
- подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);
- оформление альбома «Все профессии важны – выбирай на вкус!»
Оформление и оборудование:
- выставка книг, посвящённых людям разных профессий,
- компьютерная презентация сочинений «Кем быть», «Что я знаю о профессии...»,
- рисунки для оформления на доске карты Города Мастеров,
- детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,
- карточки для игр и заданий,
- рисунок-контур дома,
- прямоугольники-«кирпичики» из цветной бумаги,
- ручки и листы бумаги на партах,
- наборное полотно, набор цифр для ведения счёта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за
штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте
красивую и удобную одежду, испечёте самый
вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки,
что позавидует сама царица, или откроете новые
звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо
прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться
– вот что может получиться: взялся бы неуч дом
построить – стена бы завалилась, пошёл бы в
моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы
стать портным – людей бы насмешил: рукав – на
спине, воротник – на животе. Да… оказывается,
всему в жизни надо учиться!
А школа – начало пути к любой профессии.
Мы с вами многое узнали о профессиях за
начальную школу. Мы не только читали книги о
людях разных профессий, но и писали сочинения о
профессиях, ходили на экскурсии, искали картинки
и сами рисовали их, подбирали стихи, пословицы,
загадки о профессиях…
И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших
знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете
узнавать всё больше и больше профессий, знания о
них станут глубже… А сегодня на занятии мы
повторим и закрепим наши знания о разных
профессиях, кто-то услышит названия новых
профессий, кто-то увидит знакомые профессии с
новой стороны…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в
столицу страны профессий – Город Мастеров.
Каждый житель этого города не только мастерски
занимается своим делом, но и знает множество
пословиц, загадок, игр о профессиях, так что
путешествовать по городу будет и весело, и
познавательно. Путешествовать мы будем
экипажами на транспорте, который придумали и
нарисовали сами.
Дети делятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На парты кладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки к занятию.
В пути мы будем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». А раз есть соревнования, то есть и компетентное и очень справедливое жюри (представление жюри).
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!
Открывается доска, на ней оформление: надпись «Город Мастеров», весёлые разноцветные плакаты с рисунками и надписями «завод», «библиотека», «НИИ», «столовая» и т.д.
Учитель: При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательский Институт. Учёные, которые там работают, изобрели машину времени. Они предлагают нам отправиться в наше прошлое и вспомнить, как мы начинали готовиться к сегодняшнему путешествию…
«Путешествие в прошлое» совершается с помощью презентации (Приложение).
Учитель: Мы побывали в прошлом, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем к весёлому МАГАЗИНУ.
Продавец для разминки предлагает нам игру «Доскажи словечко»: (учитель читает начало предложения, экипажи по-очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждый верный ответ присуждает 1 балл)
Трактор водит…
(тракторист),
В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку – …
(машинист),
В доме свет провёл… (монтёр),
Стены выкрасил …
(маляр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Доску выстругал… (столяр),
Кто всё знает –
молодец!
Учитель: И мы отправляемся дальше!
Следующая остановка ЗАВОД.
В 3 классе мы писали тест «Кто больше назовёт
профессий». Каждый из вас перечислил от 7 до 23
профессий. Интересно, насколько больше профессий
мы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам
рабочий.
Игра «Кто больше назовёт профессий?»
Экипажи в течение 2–3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названия профессий. Проверка: экипажи по-очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.
Учитель: Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежит мимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что в разных отраслях экономики есть свои специфические профессии, а есть профессии, без которых не могут обойтись сразу в нескольких отраслях.
Портные предлагают сыграть в игру «Отрасль – профессия».
Дети называют отрасли экономики: промышленность,
сельское хозяйство, транспорт, строительство,
торговля.
Учитель выставляет на наборное полотно
карточки с названиями отраслей.
Затем экипажам даётся набор карточек с
названиями профессий: сталевар, металлург,
ткачиха, кузнец, прокатчик, доярка, телятница,
полевод, агроном, зоотехник, комбайнер, пчеловод,
водитель, шофёр, кассир, контролёр, каменщик,
маляр, сварщик, экскаваторщик, продавец,
фасовщик, менеджер, кладовщик.
Учащиеся советуются в экипажах, по-очереди
выходят к наборному полотну и выставляют
карточки с названиями профессий под карточками с
названиями отраслей. Жюри подсчитывает
правильные ответы и выставляет баллы.
Учитель: Владеть профессией –
замечательно! Ещё замечательнее – любить её и
добросовестно делать своё дело! Люди уважают
профессионалов, настоящих мастеров своего дела.
Некоторые профессии можно определить даже по
запаху.
Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров – это,
конечно же, в СТОЛОВОЙ!
(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!
Учитель: Наши ребята – не бездельники! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Как много нашли они стихов, пословиц, загадок о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Наше путешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ!
Библиотекарь приготовила игру «Угадай-ка»
Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами, загадками о профессиях, об инструментах. В течение 3–4 минут дети восстанавливают пословицы, отгадывают загадки. Проверка: экипажи по-очереди читают составленные пословицы, читают загадки, хором называют отгадки.
Жюри подсчитывает правильные ответы.
Учитель: Как оказалось, и загадки, и пословицы наши ребята знают хорошо! Можем отправляться дальше. По маршруту следования – великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. В Городе Мастеров оно так красиво, что многие больные излечиваются, просто полюбовавшись на него! Главный врач больницы рассказал, что дети в городе исстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужны внимательность и наблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом и некоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательны наши ребята.
Игра «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»
Каждому экипажу даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем экипажи по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные команды угадывают.
Учитель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья».
(Подготовленные дети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева)
Великая радость – работа!
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!
Учитель: Наше путешествие по Городу
Мастеров подошло к концу.
Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что
знать о профессиях как можно больше надо не ради
самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать
ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет
приносить радость и тебе, а значит, и всем людям,
пользующимся продуктами твоего труда. А ещё,
чтобы вы осознали и запомнили слова Л.Н.Толстого:
(открывается плакат)
«Стыдиться можно и должно
не какой-либо работы,
хотя бы самой нечистой,
а только одного: праздной жизни»
Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята-четвероклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – они будут сделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии? Напишите 2–3 предложения, что вы думаете об этом.
Детям раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.
Подведение итогов:
Каждый экипаж выбирает самого активного, самого знающего члена экипажа. Ему вручается медаль «Знаток профессий».
Жюри подводит итоги по командам. Команды–экипажи награждаются закладками с высказываниями известных людей о труде.