Повышение мотивации к изучению предмета "география" на основе организации урочной системы

Разделы: География


Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистрвег: “Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их”. Будем помнить, что ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Отмечу главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

Мотив – это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если же ему так хочется делать и поступать всегда – это составная часть качества личности.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя, и весьма непростая, заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

С этой целью как раз и используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Задача стимулирования – вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем. Но обязательно новое должно опираться на изученное старое. С этой точки зрения, задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса, находить новое, неизвестное.

Следующий стимул – практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Д. Карнеги сказал: “Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании”.

Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности. Когда человек встречается с противоречием, в частности, с взаимоисключающими сведениями, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Почему противоречие возбуждает познавательную активность? Это связано, на мой взгляд, с врожденным стремлением человека к гармонии, упорядоченности. Противоречие разрушает гармонию. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению.

Ситуация успеха – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности.

И, наконец, еще один очень важный и пока еще недооцененный стимул – использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что повышение качества знаний школьников и стимулирование их интереса к учению – важные задачи совершенствования процесса обучения, а в связи со стандартизацией образования они приобретают особую актуальность. Их решение видится в настоящее время в обогащении содержания, методов и организационных форм обучения.

Реализация задачи, затронутой мной, идет через идеи личностно-ориентированного обучения. Это означает создание каждым школьником личностно-значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема повышения мотивации к предмету не может рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.

Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразия практической его деятельности в творческом росте личности подростка.

В настоящее время данная проблема приобретает приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом. В целях повышения мотивации к учению я, прежде всего, ставлю акцент на творческом развитии личности обучаемого, привлекая его к творческой деятельности. Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, несознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, т. е. в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей.

Увидеть необычное в обычном может и взрослый и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Совместные творческие игры сближают и детей, и взрослых. Поэтому я провожу как при изучении нового материала, так и при обобщении уже изученного нетрадиционные формы уроков, такие как, деловая игра, ролевая игра, урок-игра. Так, например, в 6 – 10 классах при изучении нового материала использую ролевые игры, такие как, географическая экспертиза и прогноз, урок-экспедиция и др. На этих уроках я использую групповую форму организации учебного процесса для более успешного и полного освоения учащимися учебного материала. Дети с интересом и большим удовольствием принимают участие в творческом процессе, что позитивно сказывается на повышении мотивации к предмету. Группы могут быть как смешанного состава (разные уровни успеваемости учащихся), так и дифференцированные. В каждой группе назначается командир (консультант), который выполняет направляющую, корректирующую, контролирующую функции. Как правило, это сильный ученик, проявляющий интерес к предмету и являющийся помощником учителя на уроке. Но это может быть и учащийся со средним уровнем подготовки, но ответственный, желающий подтянуться и быть не хуже сильного ученика. Он более тщательно и добросовестно готовит новый материал для объяснения своим одноклассникам, что позволяет ему значительно улучшить знания по предмету. Так, например, в 8 классе при изучении темы “Внутренние воды Ростовской области” урок-игра проводится в групповой форме. Группы дифференцированно подобраны с учетом сложности задания. К этому уроку я заранее разбиваю класс на 4 группы и даю опережающее задание. Для выполнения этого задания учащиеся пользуются необходимыми картосхемами, статистическими материалами и дополнительным материалом, а также используют для подготовки Интернет. Эти задания позволяют развивать у обучаемых творческую активность, самостоятельность, ответственность и другие важные качества личности. При организации урока были использованы различные методы: словесные (рассказ, беседа, диалог), наглядные (демонстрация, иллюстрация), творческие (использование фрагментов музыкальных и литературных произведений, сочинение). Такое разнообразие форм и методов делает урок продуктивным, познавательным, позволяющим сохранить интерес к предмету. (Приложение 1).

Другой принцип деления класса на группы можно наблюдать в 6, 7, 8, 10 классах. Так, например, в 6 классе тема “Горные породы, слагающие земную кору” изучается в группах смешанного состава. Здесь сильные учащиеся в группе помогают более слабым в описании пород, при выполнении практической работы, что способствует воспитанию у ребят чувства взаимопомощи, укреплению дружбы. Этот урок проводится в форме сказки, так эта форма, во-первых, соответствует возрастным особенностям учащихся, во-вторых, наиболее удачна на первом году изучения предмета, так как способствует развитию интереса, а соответственно и повышению мотивации к предмету.

Как было описано выше, дети любят сочинять, выдумывать, перевоплощаться. Все это происходит и на моих уроках. Когда дети перевоплощаются, урок превращается в небольшое театрализованное представление. Так, например, в 7 классе при изучении темы “Антарктида” провожу урок “Живые организмы в суровых условиях Антарктики” с элементами интегрирования с биологией. И снова при организации урока мне помогла групповая форма. Это урок-экспедиция. Дети получают опережающее задание: подготовить отчеты экспедиций географов (географическое положение и история открытия Антарктиды), геологов (подледный рельеф материка), биологов (органический мир Антарктики), а дона из групп представляла “пищевую цепь” животных Антарктиды, перевоплощаясь при этом в криль, пингвинов, касатку и др.

Групповую творческую работу также успешно можно применять и на уроках обобщающего повторения. В 8 классе обобщающее повторение по теме “Рельеф России” проводилось в форме игры. Класс был разбит на группы смешанного состава, вопросы были подобраны дифференцировано, т. е. на доске висело игровое поле, на котором были прикреплены карточки разного цвета – соответственно определенному количеству баллов были подобраны вопросы разного уровня сложности. Детям была предоставлена возможность не только заработать большее количество баллов для своей команды, но и адекватно оценивать свои знания. Применение этой технологии помогает мне добиться поставленной цели, создает соревновательную, творческую атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля, взаимоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.

В 10 классе при изучении темы “Промышленность и окружающая среда” учащиеся сгруппировались в экспертов-химиков, географов, экологов. На этом уроке был проведен пресс-бой мировой общественности по проблеме загрязнения окружающей среды некоторыми отраслями промышленности. Ключевым моментом на уроке по праву можно считать опыт, проводимый учащимися под руководством учителя химии, показывающий наглядно происхождение знаменитых “лисьих хвостов” в результате химического производства, неприятного запаха и других явлений.

Учащиеся работают творчески не только на уроках, но и дома. Они готовят рефераты, кроссворды, игры, пишут мне письма из далеких стран, составляют проекты путешествий.

При составлении проектов путешествий я использую метод проектов. Так, в 7 классе, после изучения темы “Северная Америка” детям было предложено составить проект путешествия по Кордильерам. Этот тип заданий можно использовать и при изучении других природных объектов. Причем для более продуктивной работы детям было предложено перевоплотиться в работников конкурирующих туристических фирм. В результате проекты получились интересными, разнообразными и познавательными.

Все перечисленные в данной работе методы и формы работы позволяют на начальных стадиях изучения географии (6 – 7 классы) развивать и повышать мотивацию к учению, а в процессе дальнейшего изучения предмета (8 – 10 классы) – сохранить интерес к предмету.

Воспитание на уроках географии может осуществляться посредством литературных произведений, изобразительного искусства, кино, музыки и других видов в различных сочетаниях, но в ограниченном единстве с географическим материалом. При этом важно не подменить географию искусством, а обогащать и оживлять ее. Только в таком случае будет развиваться творческое воображение, фантазия учащихся, интерес к предмету в целом, без этих факторов невозможно научное мышление.

Динамика качества знаний и успеваемости учащихся позволяют сделать вывод о работе, проводимой мной по проблеме повышения мотивации к учению. В данной статье описан опыт работы по проблеме в рамках урочной формы. Работа по повышению мотивации к предмету будет не полной и не продуктивной, если не использовать методы и формы повышения интереса и во внеурочной работе. Поэтому проведение тематических внеклассных мероприятий и предметных недель необходимо и неотъемлемо от уроков.

Приложение.