Музыка в творчестве Паустовского

Разделы: Музыка


Цели:

  • показать значение музыки в прозе на примере В.А. Моцарта фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»;
  • развивать внимание, музыкальный слух;
  • воспитывать любовь к музыке.

Музыкальный материал: «Старый повар» К. Паустовского и фрагмент из второй части симфонии «Юпитер».

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

– Как и в сказках, в стихах, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях К.Г. Паустовского – одного
из самых «музыкальных» писателей России. Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставляли неизгладимые след в памяти и в прозе писателя. Посмотрим на доску, что можно сказать об этом человеке, посмотрев на его портрет.

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

II. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке пойдет речь об одном из произведений  Паустовского – «Старый повар». Сейчас  вы внимательно прослушаете этот рассказ.

СТАРЫЙ ПОВАР

   Почти 200 лет тому назад на окраины Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18- летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть: попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему: «Говорите! – сказал он, – может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о тои, как когда-то, когда его жена  Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, – он украл из сервиза графини Тун маленькое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, – сказал незнакомец, – а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботиться о Марии!» – «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?». Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это не возможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, – повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»
«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил незнакомец...»

– Вот старая Вена, где жил тот старик,  вот клавесин, а в ушах все звенит то имя – Вольфганг Амадей Моцарт.

– Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем её сила? (Ответы детей)      

– Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя. Про такое  говорят: «остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе ...»
– Какие чувства и настроение вызывает эта музыка?
– Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И. Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и опору».
– Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка.
Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта
Перед вами портрет немецкого композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого вы слышали в рассказе К.Г. Паустовского.
Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его концертная деятельность. Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и приветливый человек, музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Посмотрим на доску здесь далеко не все музыкальные произведения, написанные Моцартом.

Наследие композитора

  • 15 опер
  • 41 симфония
  • 7 концертов для скрипки с оркестром
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром
  • 42 скрипичные сонаты
  • 19 фортепианных сонаты
  • 15 месс
  • Песни, менуэты, рондо
  • Реквием

III. Итог урока

– Ребята, скажите какова связь музыки и литературы?
– С каким мы сегодня рассказом познакомились? Кто здесь главный герой? Почему?
– Что мы можем сказать о К.Г. Паустовском? О его творчестве?
– Музыка, которую услышали в рассказе «Старый повар» кто же композитор? Каково его название?
– Кто скажет про этого композитора, какой он был? А его музыка?