Цели:
- показать значение музыки в прозе на примере В.А. Моцарта фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»;
- развивать внимание, музыкальный слух;
- воспитывать любовь к музыке.
Музыкальный материал: «Старый повар» К. Паустовского и фрагмент из второй части симфонии «Юпитер».
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
– Как и в сказках, в стихах, баснях, музыка часто
бывает главной действующей особой в повести. Она
звучит во многих повестях К.Г. Паустовского –
одного
из самых «музыкальных» писателей России.
Паустовский в своей жизни встречал много
удивительных, интересных и добрых людей, все они
оставляли неизгладимые след в памяти и в прозе
писателя. Посмотрим на доску, что можно сказать
об этом человеке, посмотрев на его портрет.
Константин Георгиевич Паустовский
II. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке пойдет речь об одном из произведений Паустовского – «Старый повар». Сейчас вы внимательно прослушаете этот рассказ.
СТАРЫЙ ПОВАР
Почти 200 лет тому назад на окраины Вены в
маленьком деревянном доме умирал слепой старик
– бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара
печей. Все убранство комнаты составляли кровать,
хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда,
покрытая трещинами, и, наконец, клавесин –
единственное богатство жившей вместе с поваром
его 18- летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него
чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил
священников и монахов. Но мне нужно перед смертью
очистить свою совесть: попроси первого
встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать
умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и
остановилась. Она долго ждала и прислушивалась.
Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в
комнату вошел очень молодой, худой маленький
человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул
головой, поправил напудренный парик, быстро
придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись,
пристально посмотрел в лицо умирающему:
«Говорите! – сказал он, – может быть, властью,
данной мне от искусства, которому я служу, я
облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с
вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о
тои, как когда-то, когда его жена Марта тяжело
заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и
приказал кормить её сливками и винными ягодами и
поить горячим красным вином, – он украл из
сервиза графини Тун маленькое блюдо, разбил его
на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать
об этом и скрывать от дочери: я научил её не
трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не
поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То,
что вы совершили, не есть грех и не является
кражей, – сказал незнакомец, – а, наоборот, может
быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь
скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботиться о Марии!»
– «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?». Тогда
умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я
встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот
сад, когда он зацветет весной. Но это не возможно,
сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к
клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, –
повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина
не двигаясь, как будто заколдованный собственной
музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и
подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я
видел все так ясно, как много лет назад, но я не
хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»
«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил
незнакомец...»
– Вот старая Вена, где жил тот старик, вот
клавесин, а в ушах все звенит то имя – Вольфганг
Амадей Моцарт.
– Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем её сила? (Ответы детей)
– Музыка буквально заколдовала всех вокруг,
включая самого исполнителя. Про такое
говорят: «остановилось время, и лишь недуг
напомнил о себе ...»
– Какие чувства и настроение вызывает эта
музыка?
– Как вы думаете, что объединяет творчество В.А.
Моцарта и П.И. Чайковского – композиторов,
которые жили в разное время и в разных странах?
Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы
всеми силами души, чтобы музыка моя приносила
людям утеху и опору».
– Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным
героем которого является музыка.
Но мы с вами убедились в том, что музыка не может
появиться сама по себе, без музыканта
Перед вами портрет немецкого композитора XVIII
века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого
вы слышали в рассказе К.Г. Паустовского.
Это композитор, дарование которого проявилось
ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл
на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его
концертная деятельность. Моцарт прожил всего 35
лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и
приветливый человек, музыка его такая же светлая,
радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая
музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.
Вольфганг Амадей Моцарт
Посмотрим на доску здесь далеко не все музыкальные произведения, написанные Моцартом.
Наследие композитора
- 15 опер
- 41 симфония
- 7 концертов для скрипки с оркестром
- 27 концертов для фортепиано с оркестром
- 42 скрипичные сонаты
- 19 фортепианных сонаты
- 15 месс
- Песни, менуэты, рондо
- Реквием
III. Итог урока
– Ребята, скажите какова связь музыки и
литературы?
– С каким мы сегодня рассказом познакомились?
Кто здесь главный герой? Почему?
– Что мы можем сказать о К.Г. Паустовском? О его
творчестве?
– Музыка, которую услышали в рассказе «Старый
повар» кто же композитор? Каково его название?
– Кто скажет про этого композитора, какой он был?
А его музыка?