Тип урока: урок открытия детьми новых знаний через создания проблемной ситуации.
Цель: введение понятия “уравнение”, введение алгоритма решения уравнения с неизвестным компонентом - слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.
Задачи:
- познакомить с понятием “уравнение”,
вывести алгоритм решения уравнения с
неизвестным компонентом - слагаемым на основе
взаимосвязи между частью и целым;
- способствовать развитию математической речи,
логического мышления, коммуникативных
способностей;
- воспитывать внимание, стремление узнавать
“новое”.
Оборудование: рисунки, таблицы.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. (Рисунок 1.)
- Поставьте числа в пустые круги (на взаимосвязи между частью и целым).
2. (Рисунок 2.)
- Составьте равенства с окошками.
Дети записывают примеры на доске:
___ + 3 = 9
7 + _____ = 9
1 + _____ = 9
- Что неизвестно? (Часть)
- Как найти неизвестную часть? (От целого отнять известную часть)
- Уравняйте.
Дети объясняют на основе взаимосвязи части и целого.
Учитель вставляет нужные числа.
III. Постановка учебной задачи.
3. Рассмотрите вот эти записи:
х + 3 = 7
4 + в = 8
х + 2 = 5
- А что объединяет эти записи с примерами с окошками? (Есть неизвестное число, неизвестная часть, неизвестный компонент)
- Равенства, в котором есть неизвестный компонент, называется…(спросить у детей)
Уравнение
- Сформулируйте тему урока.
- Неизвестный компонент в уравнениях принято обозначать с помощью латинских букв
а в с х у
- На что похожи эти буквы?
- Произнесём их хором.
4. – Как называется равенство с неизвестным компонентом? (Уравнение)
- Я предлагаю найти вам неизвестное компонент в уравнениях, которые записаны у вас на карточках.
х + 3 = 7; 4 + в = 8; а + 2 = 5.
Проверка:
- Чему равен неизвестный компонент в первом уравнении? Как узнали?
- У всех получилось? (Нет) Почему не получилось? ( А этого делать мы еще не умеем)
- Чем мы будем заниматься? Задача урока? (Будем учиться решать уравнения).
IV. Открытие новых знаний.
Учебник с.20, №3 (на доске табл.) Рисунок 3.
- Рассмотрите запись. Что это? (Уравнение)
- Что такое Х и ? (Части). Подчеркните красным карандашом.
- Назовите целое. Обведите его красным карандашом.
Учитель делает это же на таблице маркером.
- Решить уравнение, это, значит, найти чему равен Х.
- Найдите, чему равен Х.(самостоятельно)
Проверка:
- Что получилось? ( ).
- Расскажите, как решали? (От целого отняли известную часть).
- То есть, я в целом могу зачеркнуть известную часть.
Выведение алгоритма.
- А теперь расскажите сначала, что мы сделали для того, чтобы решить данное уравнение.
- Т.е. составим Алгоритм решения уравнения.
С помощью наводящих вопросов выводится алгоритм.
1. Выделить часть и целое.
2. Как найти неизвестную часть.
3. Записать Х =
- Повторили алгоритм.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Учебник с.20, №4 (на доске табл.) Рисунок 4.
- Что вы видите? (Уравнение) Как узнали? ( Есть неизвестный компонент)
- Решим это уравнение по алгоритму.
У доски работает ученик.
2. А сейчас давайте решим первого уравнения на карточках.
Учитель показывает, как правильно записать решение.
VI. Самоконтроль и самооценка.
- Следующие два уравнения на карточках решите сами.
Проверка по образцу.
- Кто справился с работой, поставьте себе + .
- Кто допустил ошибки? Какие? Почему?
Анализ допущенных ошибок.
VII. Итог. Рефлексивная деятельность.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Расскажите, как решить уравнение? (Повторить алгоритм)
- Как оцениваете свою работу?