Урок математики в 1-м классе по теме "Уравнения"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок открытия детьми новых знаний через создания проблемной ситуации.

Цель: введение понятия “уравнение”, введение алгоритма решения уравнения с неизвестным компонентом - слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

Задачи:

- познакомить с понятием “уравнение”, вывести алгоритм решения уравнения с неизвестным компонентом - слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
- способствовать развитию математической речи, логического мышления, коммуникативных способностей;
- воспитывать внимание, стремление узнавать “новое”.

Оборудование: рисунки, таблицы.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. (Рисунок 1.)

- Поставьте числа в пустые круги (на взаимосвязи между частью и целым).

2. (Рисунок 2.)

img2.JPG (4417 bytes)

- Составьте равенства с окошками.

Дети записывают примеры на доске:

___ + 3 = 9

7 + _____ = 9

1 + _____ = 9

- Что неизвестно? (Часть)

- Как найти неизвестную часть? (От целого отнять известную часть)

- Уравняйте.

Дети объясняют на основе взаимосвязи части и целого.

Учитель вставляет нужные числа.

III. Постановка учебной задачи.

3. Рассмотрите вот эти записи:

х + 3 = 7
4 + в = 8
х + 2 = 5

- А что объединяет эти записи с примерами с окошками? (Есть неизвестное число, неизвестная часть, неизвестный компонент)

- Равенства, в котором есть неизвестный компонент, называется…(спросить у детей)

Уравнение

- Сформулируйте тему урока.

- Неизвестный компонент в уравнениях принято обозначать с помощью латинских букв

а     в     с      х     у

- На что похожи эти буквы?

- Произнесём их хором.

4. – Как называется равенство с неизвестным компонентом? (Уравнение)

- Я предлагаю найти вам неизвестное компонент в уравнениях, которые записаны у вас на карточках.

х + 3 = 7; 4 + в = 8; а + 2 = 5.

Проверка:

- Чему равен неизвестный компонент в первом уравнении? Как узнали?

- У всех получилось? (Нет) Почему не получилось? ( А этого делать мы еще не умеем)

  • Чем мы будем заниматься? Задача урока? (Будем учиться решать уравнения).

IV. Открытие новых знаний.

Учебник с.20, №3 (на доске табл.) Рисунок 3.

- Рассмотрите запись. Что это? (Уравнение)

- Что такое Х и ? (Части). Подчеркните красным карандашом.

- Назовите целое. Обведите его красным карандашом.

Учитель делает это же на таблице маркером.

- Решить уравнение, это, значит, найти чему равен Х.

- Найдите, чему равен Х.(самостоятельно)

Проверка:

- Что получилось? ( ).

- Расскажите, как решали? (От целого отняли известную часть).

- То есть, я в целом могу зачеркнуть известную часть.

Выведение алгоритма.

- А теперь расскажите сначала, что мы сделали для того, чтобы решить данное уравнение.

- Т.е. составим Алгоритм решения уравнения.

С помощью наводящих вопросов выводится алгоритм.

1. Выделить часть и целое.

2. Как найти неизвестную часть.

3. Записать Х =

- Повторили алгоритм.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Учебник с.20, №4 (на доске табл.) Рисунок 4.

- Что вы видите? (Уравнение) Как узнали? ( Есть неизвестный компонент)

- Решим это уравнение по алгоритму.

У доски работает ученик.

2. А сейчас давайте решим первого уравнения на карточках.

Учитель показывает, как правильно записать решение.

VI. Самоконтроль и самооценка.

- Следующие два уравнения на карточках решите сами.

Проверка по образцу.

- Кто справился с работой, поставьте себе + .

- Кто допустил ошибки? Какие? Почему?

Анализ допущенных ошибок.

VII. Итог. Рефлексивная деятельность.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Расскажите, как решить уравнение? (Повторить алгоритм)

- Как оцениваете свою работу?