Цели урока:
1. Формирование знаний и умений по пошиву однодетального изделия с применением двойного шва.
2. Закрепление умений и навыков выполнять преобразования чисел, полученных при измерении длины.
Задачи:
1. Дидактическая – научить учащихся правильно располагать детали выкройки на ткань и выкраивать наволочку; развивать навыки использования измерительных инструментов; систематизировать ранее изученные ЗУН сложение и преобразование чисел, полученных при измерение мерами длины.
2. Коррекционная – развивать и корригировать внимание, логическое мышление, мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
3. Воспитательная – способствовать вниманию положительной учебной мотивации и умению применять полученные ЗУН в повседневной жизни.
Методы проведения:
- урок интегрированный,
комбинированный;
- беседа по теме;
- индивидуальные коррекционные задания по этой
теме;
- самостоятельная работа под контролем учителя.
Наглядность:
- образцы наволочек;
- наволочка в натуральную величину;
- учебник 5-го класса;
- карточки-задания;
- тетради;
- образец раскладки выкройки.
Межпредметные связи:
- математика;
- развитие речи и письмо;
- черчение.
Оборудование и материалы:
- ножницы;
- булавки, ручки;
- карандаши;
- фломастеры;
- мел;
- ткань;
- выкройки;
- сантиметровая лента.
Словарная работа:
- наволочка с клапаном;
- выкройка;
- крой;
- припуск;
- сантиметр (см);
- миллиметр (мм).
Ход урока.
I. Организационный момент:
– контроль посещаемости;
– проверка рабочей одежды.
II. Вводный инструктаж:
Физ. минутка (установка на урок для активизации мыслительной деятельности).
Беседа.
– Какое сегодня число, месяц?
– Какой день недели?
– На каком уроке вы присутствуете?
– Чем вы занимались на прошлом уроке?
А сегодня на уроке, мы с вами:
– Научимся рассчитывать ткань на наволочку с клапаном;
– Правильно и экономно выполнять раскладку выкройки на ткани;
– Раскраивать с учётом припусков на швы.
III. Актуализация опорных знаний и представлений.
Кроссворд.
1 подушка – защитный со всех сторон чехол, набитый перьями, пухом, ватой для подкладывания под голову;
2 наволочка – устаревшее название, предмет постельного белья, чехол на подушку;
3 клапан – для того чтобы наволочка держалась на подушке, делаем что;
4 длина – какие меры измерения, мы должны знать для изготовления чертежа и выкройки наволочки;
5 ширина – //
6 выкройка – при помощи, чего выполняют раскладку на ткани;
7 сантиметр, – какими единицами измерениями, мы пользуемся для измерения длины и ширины наволочки;
8 миллиметр – //
Открываем тетради и записываем тему урока.
Для того чтобы рассчитать правильно расход ткани на наволочку с клапаном.
Мы обратимся к математике.
Разгадывая кроссворд, вы уже повторили:
– Какие меры измерения для пошива наволочки мы должны знать?
– Какие единицы измерения длины вы знаете, начните с наименьшей?
– Скажите, сколько в 1 см. миллиметров?
1см = 10 мм; 1 м =100 см.
Повторим переход из более крупных мер длины в более мелкие и на оборот (объяснения на примере 3см8мм = мм; 145см = м см).
Карточки 2см 3мм = мм; 3м 15см = см; 415см = м см; 48мм = см мм.
Повторим сложение чисел при измерении длины.
Повторим, как выполняется умножение мер длины на однозначное число?
60см х 2 = 120см = 1м 20см
2м 50см х 2 = 4м 100см = 5м
Физ. минутка (проводят сами учащиеся)
Игра “Танграмма”
– Какая геометрическая фигура у вас на столах? (квадрат)
– Возьмите линейку измерьте длину и ширину квадрата
– Сделайте вывод.
– Возьмите ножницы, и разрежьте квадрат, по заданным линиям.
– А теперь по образцу на доске составьте фигуру изображённую на рисунки (прямоугольник).
– Измерьте длину и ширину прямоугольника.
– Сделайте вывод.
– У вас у каждой на столе лежит чертёж наволочки, который вы изготовили на прошлом уроке.
– Какую имеет геометрическую фигуру?
– Из каких частей состоит чертёж?
– Как определили длину и ширину наволочки с клапаном, чтобы купить ткань для пошива?
Ди = 60см х 2 + 25см = 120см+25 = 145см
Ши = 60см
– Но этот расчёт не совсем точный, т.к. ткань имеет свойство давать усадку при стирке и здесь не учитываются припуски на швы.
Беседа учителя швейного дела
Пословица – “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
– Если мы выполним, таким образом, расчёт?
– У нас будет готова выкройка наволочки к раскрою?
Подготовка выкройки наволочки к раскрою.
1. К длине чертежа наволочки прибавить (3см – на обработку поперечных срезов, 2см на усадку ткани).
Ди = 145см + 3см +2см = 150см
2. К ширине чертежа наволочки прибавить 4см. Ши = 60см +4см = 64см.
- Почему к ширине чертежа наволочки надо прибавить 4см?
3. Вырезать деталь по новым контурным линиям.
4. Указать на выкройке направление долевой нити.
Словарная работа – запись в тетрадь.
IV. Самостоятельная практическая работа. – 1
Повторим ТБ – с ножницами.
Приступаем к работе.
– К длине чертежа наволочки прибавляем ДИ = 145+5=150см.
– Ши = 60+4 = 64см.
– Вырезаем.
– Выкройка готова.
Физ. минутка. ( в игровой форме )
А сейчас, мы с вами сходим в магазин за тканью.
– Идём в магазин – ходьба на месте
– Заглянули в один отдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвёртый – телевизоры – наклоны в стороны, повороты головы
– Не можем найти, что за магазин? – пожали плечами
– Тут ещё шнурок развязался, другой – наклоны вперёд
– Наконец-то, нашли!
– Подбираем ткань на ощупь – щупаем
– Купили ткань, и пошли домой – ходьба на месте
– Сели.
Вопросы:
Наволочки, как и пододеяльники, простыни,
относят к какому белью? (постельному)
Коррекционно-развивающее упражнение (обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги)
План – Раскладки выкройки на ткани и раскрой детали наволочки. Показать на образце
- Наложить выкройку на изнаночную сторону с учётом долевой нити и экономного расходования ткани, приколоть.
- Обвести выкройку карандашом.
- Вырезать деталь наволочки.
- Отколоть выкройку (получим крой).
Что называем, кроем? (деталь изделия, раскроенная из ткани)
Самостоятельная практическая работа. – 2
Текущий инструктаж – целевые обходы
1 обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение ТБ.
2 обход: проверить расположение выкройки на ткани и экономного расходования ткани.
3 обход: проверить правильность выполнения трудовых приёмов и ТБ с ножницами.
Что мы получили? (деталь изделия, раскроенная из ткани – крой)
Проверить качество работы согласно требованиям.
1 Срезы кроя ровные, без надрезов.
2 Углы кроя прямые.
V. Заключительный инструктаж
Подведение итогов (анализ ошибок и их причины).
Выставление оценок (сообщение оценок каждого учащегося).
Уборка рабочих мест.