Урок природоведения с компьютерной поддержкой по теме "Царство льда и снега"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Царство льда и снега”

Цели урока:

1) Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
2) Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование, учить определять существенные признаки зоны;
3) Способствовать познавательной активности учащихся, умению анализировать с опорой на ранее изученный материал.
4) Вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, формировать умение пользоваться картой, энциклопедиями.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, компьютер, карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит отрывок из песни и на экране появляется слайд №1, 2, 3, 4)

Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря .
Трутся об ось медведи-
Вертится Земля.

Учитель:

Мы отправляемся туда,
Где царство холода, снега и льда.

(На фоне синего экрана слайд №5)

-Мы сегодня начинаем путешествие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана и его островам

(На экране появляется тема урока: “Царство льда и снега”, слайд № 6, картинка с айсбергом, слово АРКТИКА, слайд № 7)

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными зонами нашей родины. Догадайтесь, какие это природные зоны?

(Степь, пустыня, субтропики, лес)

-А что же такое Арктика? Бросовые земли?

Выяснять мы будем по плану: (план написан на ватмане, а у детей на партах отдельные листочки)

  • Месторасположение зоны
  • Природные условия
  • Особенности растений
  • Животный мир
  • Занятия населения
  • Охрана природной зоны

3. Изучение природной зоны в соответствии с планом.

Учитель. Так чем же мы будем заниматься на уроке? (дети озвучивают цели урока)

-Прочитайте в учебнике на странице 43 о месторасположении Арктики, запишите в карточку ключевые слова. (Плешаков А.А. Природоведение, 4 класс, Москва, “Просвещение”, 1998 г.)

(Сравнение с записями на экране, показ на карте, слайд № 8)

-Выясним, какие природные условия данной зоны, учебник стр.43, следующий абзац. (запись в карточку и сравнение с экраном, слайд №9)

Месторасположение зоны

 

Природные условия

 

Растительный мир

 

Животный мир

 

Деятельность человека

 
  • Полярная ночь.
  • Полярное сияние.
  • Морозы.
  • Мощные льды.
  • Полярный день.
  • Светло.

(Слайд №10, выступление ученика)

1-й ученик Северное сияние

“В полярную ночь северное сияние воспринимается как вознаграждение за долгую темноту. Лучше всех описал это явление Фритьоф Нансен. “ Вот оно… северное сияние несравненной силы и красоты… Вдали на западном крае горизонта взвился по небу огненный змей, сверкая всё сильнее”. Ученые объединяют типы сияний в три группы: ленточные, лучистые, диффузные. Ленточные могут быть в виде полос и дуг. Лучистые сияния создаются множеством узких световых пучков. Диффузные похожи на светящийся туман.”

(“Я познаю мир: Дет. энцикл., География, / Авт.-сост. В.А. Маркин; Под общ. Ред. О. Г. Хинн.-М.: ООО “Фирма Издательство АСТ”, 2000.. С.87)

Учитель: Чтобы проводить исследования дальше, давайте вспомним, Что относится к живой природе?

(Дети дают ответы: растения, животные, грибы, насекомые)

(Экран, слайд №11 , экран без названий растений,

Вопрос: А вот животный мир очень богат, но только летом. Почему? слайд №14 (Предположения детей)

(Чтение учебника, выводы, сравнение с экраном, слайд № 15)

Животные

2-й ученик Тюлень

Тюленей еще называют ластоногими, за особое строение ног, которые представляют собой гибкие подвижные ласты. Большая часть этих млекопитающих выбрала для обитания воды северных морей. Самый крупный тюлень- сивуч, достигает в длину 4 м и весит при этом чуть меньше тонны. Большую часть жизни тюлень проводит в открытом море, лишь на 3-4 месяца в году выбирается на берег.

Известно, что тюлени не выходят на сушу даже во время сна. Но каким же образом они спят в воде? Заснувшее животное медленно погружается на глубину в несколько метров, после чего начинает всплывать и, оказавшись на поверхности воды, делает несколько вздохов, после чего все повторяется с самого начала. Самое удивительное, что все это время тюлень сладко спит и не открывает глаза ни на минуту. В конце зимы у тюленей родятся пушистые, белоснежные детеныши, охотники их называют бельками.

(Долгова Т.В., “Загадочные звери” - М.:ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.-С.194-195)

4. Физкультминутка

Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Птицы

(Слайд №16, учебник, выводы)

Птичий базар

Рыбы

(Слайд №17)

Цепь питания водоросли---рачки----рыбы----птицы

Водоросли---рачки---рыбы---тюлени (дети составляют на доске)

Учитель: Так почему богат животный мир Арктики?

(Много пищи, возможность вывести птенцов)

Учитель: А живут ли люди в таких условиях?

(чтение учебника вслух, выводы, слайд № 18)

  • Северный морской путь (на карте).
  • Станции.
  • Охота.
  • Рыболовство.

Учитель: Чем грозит неумеренная охота и рыболовство?

(Вымиранием, загрязнением)

Что же делается, чтобы спасти природу Арктики?

(Чтение учебника, слайд №19)

А теперь подведем итоги, что же мы узнали на уроке?

5. Проверь себя (слайд №20)

Кто это? (слайд №21)

3-й ученик Морж

Морж – особый представитель ластоногих. Живет он у побережья островов Северного Ледовитого океана, но на берег выбирается лишь для выращивания и воспитания подрастающего поколения. Морж вырастает в длину до 5 метров. И весит при этом около 1, 5 тонны. Неуклюжее, валикообразное тело покрыто морщинистой кожей, которая собирается в складки. Голова небольшая с широким плоским носом и жесткими усами. Задние ласты маленькие. Грозные клыки большого животного внушают опасение. Клыками он перепахивает морское дно в поисках пищи – моллюсков. Во время своего пребывания на суше моржи собираются огромными группами. Порой они лежат так тесно, что вновь прибывающим животным просто не хватает места и они вынуждены ложиться сверху на тех, кто приплыл раньше.

(Долгова Т.В. “Загадочные звери” - М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.- С.200-201)

Вопрос на экране “Почему в Арктике не растут деревья?”, (слайд №22)

Ответ: (слайд №23)

  • Крайний север.
  • Нет почвы.

Блиц-опрос: (слайд №24)

1 Показать на карте Арктику.

2. Есть ли связь между водорослями и белым медведем? (слайд№25)

(Ответ детей: цепь питания водоросли---рачки--- рыбы---тюлени---белый медведь)

Белый медведь.

Научное название рода белых медведей, означает “морской медведь”. В самом деле, почти вся жизнь этого зверя проходит не на твердой земле, а в морях Северного Ледовитого океана. Обычно он держится поблизости от островов, но может и пуститься в далекое странствие по ледовым полям. Белый медведь- самый крупный хищник среди наземных млекопитающих. Средний вес самок около 350 кг, самцов-400 кг. Такой “мишка” способен одним рывком вытащить из проруби тюленя весом больше 100 кг, а потом бежать с этим грузом в зубах несколько км. В отличие от всех остальных медведей ,белый –прирожденный пловец, даже маленькие медвежата с удовольствием купаются в ледяной воде. Между пальцами, примерно до половины их длины, у белого медведя есть плавательные перепонки-почти такие же, как у лягушек. Кроме того, эти животные отлично ныряют, на 2-3 м, но под водой остаются больше двух минут, даже рыбу за это время успевают поймать. Любимая еда медведя- тюлени. Сейчас белый медведь считается редким видом, но запрет на охоту дал свои результаты: вымирание перестало угрожать “хозяину льдов”.

(Долгова Т.В. “Загадочные звери” - М.:ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.- С.301-305)

6. Итог:

(У детей заполненные карточки, оценивание)

Учитель. Так что же Арктика, никудышные края, бросовые земли?

Вывод: Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, солнце светит, но не греет, зимой в Арктике полярная ночь, бывает полярное сияние. Летом в Арктике-полярный день, но тепла нет. Встречаются лишайники, мхи. Животных кормит море. Это – белые медведи, тюлени, моржи. Множество птиц :гагары, кайры. В Арктике работают научные станции, Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. Задумавшись над этим, люди взяли под охрану редких животных, создали заповедники.

Домашнее задание (слайд №26)

1.Нарисуй, какой ты запомнил Арктику.

2. Дай характеристику природной зоны по плану:

  • Месторасположение зоны.
  • Природные условия.
  • Особенности растений.
  • Животный мир.
  • Занятия населения.
  • Охрана природной зоны.

Приложение