Тема урока: “Царство льда и снега”
Цели урока:
1) Сформировать у учащихся
представление о природной зоне арктических
пустынь;
2) Познакомить с особенностями природы (условиями
неживой природы, живыми существами,
взаимосвязями в природе), значением природы
данной зоны для человека, ее использование, учить
определять существенные признаки зоны;
3) Способствовать познавательной активности
учащихся, умению анализировать с опорой на ранее
изученный материал.
4) Вести разъяснительную работу по воспитанию
бережного отношения к природе, формировать
умение пользоваться картой, энциклопедиями.
Оборудование: карта “Природные зоны России”, компьютер, карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
(Звучит отрывок из песни и на экране появляется слайд №1, 2, 3, 4)
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря .
Трутся об ось медведи-
Вертится Земля.
Учитель:
Мы отправляемся туда,
Где царство холода, снега и льда.
(На фоне синего экрана слайд №5)
-Мы сегодня начинаем путешествие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана и его островам
(На экране появляется тема урока: “Царство льда и снега”, слайд № 6, картинка с айсбергом, слово АРКТИКА, слайд № 7)
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными зонами нашей родины. Догадайтесь, какие это природные зоны?
(Степь, пустыня, субтропики, лес)
-А что же такое Арктика? Бросовые земли?
Выяснять мы будем по плану: (план написан на ватмане, а у детей на партах отдельные листочки)
- Месторасположение зоны
- Природные условия
- Особенности растений
- Животный мир
- Занятия населения
- Охрана природной зоны
3. Изучение природной зоны в соответствии с планом.
Учитель. Так чем же мы будем заниматься на уроке? (дети озвучивают цели урока)
-Прочитайте в учебнике на странице 43 о месторасположении Арктики, запишите в карточку ключевые слова. (Плешаков А.А. Природоведение, 4 класс, Москва, “Просвещение”, 1998 г.)
(Сравнение с записями на экране, показ на карте, слайд № 8)
-Выясним, какие природные условия данной зоны, учебник стр.43, следующий абзац. (запись в карточку и сравнение с экраном, слайд №9)
Месторасположение зоны |
|
Природные условия |
|
Растительный мир |
|
Животный мир |
|
Деятельность человека |
(Слайд №10, выступление ученика)
1-й ученик Северное сияние
“В полярную ночь северное сияние воспринимается как вознаграждение за долгую темноту. Лучше всех описал это явление Фритьоф Нансен. “ Вот оно… северное сияние несравненной силы и красоты… Вдали на западном крае горизонта взвился по небу огненный змей, сверкая всё сильнее”. Ученые объединяют типы сияний в три группы: ленточные, лучистые, диффузные. Ленточные могут быть в виде полос и дуг. Лучистые сияния создаются множеством узких световых пучков. Диффузные похожи на светящийся туман.”
(“Я познаю мир: Дет. энцикл., География, / Авт.-сост. В.А. Маркин; Под общ. Ред. О. Г. Хинн.-М.: ООО “Фирма Издательство АСТ”, 2000.. С.87)
Учитель: Чтобы проводить исследования дальше, давайте вспомним, Что относится к живой природе?
(Дети дают ответы: растения, животные, грибы, насекомые)
(Экран, слайд №11 , экран без названий растений,
Вопрос: А вот животный мир очень богат, но только летом. Почему? слайд №14 (Предположения детей)
(Чтение учебника, выводы, сравнение с экраном, слайд № 15)
Животные
2-й ученик Тюлень
Тюленей еще называют ластоногими, за особое строение ног, которые представляют собой гибкие подвижные ласты. Большая часть этих млекопитающих выбрала для обитания воды северных морей. Самый крупный тюлень- сивуч, достигает в длину 4 м и весит при этом чуть меньше тонны. Большую часть жизни тюлень проводит в открытом море, лишь на 3-4 месяца в году выбирается на берег.
Известно, что тюлени не выходят на сушу даже во время сна. Но каким же образом они спят в воде? Заснувшее животное медленно погружается на глубину в несколько метров, после чего начинает всплывать и, оказавшись на поверхности воды, делает несколько вздохов, после чего все повторяется с самого начала. Самое удивительное, что все это время тюлень сладко спит и не открывает глаза ни на минуту. В конце зимы у тюленей родятся пушистые, белоснежные детеныши, охотники их называют бельками.
(Долгова Т.В., “Загадочные звери” - М.:ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.-С.194-195)
4. Физкультминутка
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Птицы
(Слайд №16, учебник, выводы)
Птичий базар
Рыбы
(Слайд №17)
Цепь питания водоросли---рачки----рыбы----птицы
Водоросли---рачки---рыбы---тюлени (дети составляют на доске)
Учитель: Так почему богат животный мир Арктики?
(Много пищи, возможность вывести птенцов)
Учитель: А живут ли люди в таких условиях?
(чтение учебника вслух, выводы, слайд № 18)
- Северный морской путь (на карте).
- Станции.
- Охота.
- Рыболовство.
Учитель: Чем грозит неумеренная охота и рыболовство?
(Вымиранием, загрязнением)
Что же делается, чтобы спасти природу Арктики?
(Чтение учебника, слайд №19)
А теперь подведем итоги, что же мы узнали на уроке?
5. Проверь себя (
слайд №20)Кто это? (слайд №21)
3-й ученик Морж
Морж – особый представитель ластоногих. Живет он у побережья островов Северного Ледовитого океана, но на берег выбирается лишь для выращивания и воспитания подрастающего поколения. Морж вырастает в длину до 5 метров. И весит при этом около 1, 5 тонны. Неуклюжее, валикообразное тело покрыто морщинистой кожей, которая собирается в складки. Голова небольшая с широким плоским носом и жесткими усами. Задние ласты маленькие. Грозные клыки большого животного внушают опасение. Клыками он перепахивает морское дно в поисках пищи – моллюсков. Во время своего пребывания на суше моржи собираются огромными группами. Порой они лежат так тесно, что вновь прибывающим животным просто не хватает места и они вынуждены ложиться сверху на тех, кто приплыл раньше.
(Долгова Т.В. “Загадочные звери” - М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.- С.200-201)
Вопрос на экране “Почему в Арктике не растут деревья?”, (слайд №22)
Ответ: (слайд №23)
- Крайний север.
- Нет почвы.
Блиц-опрос: (слайд №24)
1 Показать на карте Арктику.
2. Есть ли связь между водорослями и белым медведем? (слайд№25)
(Ответ детей: цепь питания водоросли---рачки--- рыбы---тюлени---белый медведь)
Белый медведь.
Научное название рода белых медведей, означает “морской медведь”. В самом деле, почти вся жизнь этого зверя проходит не на твердой земле, а в морях Северного Ледовитого океана. Обычно он держится поблизости от островов, но может и пуститься в далекое странствие по ледовым полям. Белый медведь- самый крупный хищник среди наземных млекопитающих. Средний вес самок около 350 кг, самцов-400 кг. Такой “мишка” способен одним рывком вытащить из проруби тюленя весом больше 100 кг, а потом бежать с этим грузом в зубах несколько км. В отличие от всех остальных медведей ,белый –прирожденный пловец, даже маленькие медвежата с удовольствием купаются в ледяной воде. Между пальцами, примерно до половины их длины, у белого медведя есть плавательные перепонки-почти такие же, как у лягушек. Кроме того, эти животные отлично ныряют, на 2-3 м, но под водой остаются больше двух минут, даже рыбу за это время успевают поймать. Любимая еда медведя- тюлени. Сейчас белый медведь считается редким видом, но запрет на охоту дал свои результаты: вымирание перестало угрожать “хозяину льдов”.
(Долгова Т.В. “Загадочные звери” - М.:ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.- С.301-305)
6. Итог:
(У детей заполненные карточки, оценивание)
Учитель. Так что же Арктика, никудышные края, бросовые земли?
Вывод: Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, солнце светит, но не греет, зимой в Арктике полярная ночь, бывает полярное сияние. Летом в Арктике-полярный день, но тепла нет. Встречаются лишайники, мхи. Животных кормит море. Это – белые медведи, тюлени, моржи. Множество птиц :гагары, кайры. В Арктике работают научные станции, Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. Задумавшись над этим, люди взяли под охрану редких животных, создали заповедники.
Домашнее задание (слайд №26)
1.Нарисуй, какой ты запомнил Арктику.
2. Дай характеристику природной зоны по плану:
- Месторасположение зоны.
- Природные условия.
- Особенности растений.
- Животный мир.
- Занятия населения.
- Охрана природной зоны.