Цели:
- Ознакомить с особенностями глаголов неопределённой формы;
- Развить умение правильно ставить к глаголу вопрос что делать? или что сделать?
- ввести понятия совершенный и несовершенный вид,
- Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу, умение сотрудничать.
Ход урока
1. Рефлексия.
- Ребята. сегодня у нас необычный урок. А начнём мы его с удивительной песни.
(Песня о дороге добра)
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Взаимное уважение, доброта, взаимопомощь, сострадание.-необходимые душевные качества, чтобы стать по настоящему красивым человеком. Нам всегда хочется, чтобы нас любили, понимали, уважали.
Для этого необходимо помнить слова.
“Уважай и считайся с товарищами и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой”.
- Что по-вашему означает слово добро?
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта?
(заслушиваются 2-3 уч-ся. с дом. сочин.)
- Всем нам приходиться взаимодействовать с различными людьми, нас окружающими.
- Подумайте о тех, с кем чаще всего сталкиваешься в жизни, одни промелькнут подобно комете, но оставят свой неизгладимый след. А есть другие - друзья и товарищи, которые совместно с тобой образует созвездие, либо есть один друг, но он – самая большая планета в твоей вселенной. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к звёздам и планетам.
- Наша цель – планета Добра и Дружбы. Но чтобы попасть на эту планету необходимо потрудиться.
2. Повторение изученного.
- Итак, отправляемся на 1–ю планету, планету Познания и Мудрости.
- Скажите. над какой большой темой мы сейчас работаем (глагол)
А что вы уже знаете о глаголе?
(Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему)
- А какие глаголы вы использовали в своих сочинениях?
- Вот как много мы уже знаем о глаголе.
3. Работа над новой темой
а) Исследовательская работа
- Сегодня мы расширим свои знания.
Давайте проведем небольшое исследование
- Ещё недавно люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Я буду читать начало пословицы, а вы будете её заканчивать
Нет друга – ищи. а нашёл (…береги)
Не имей 100 рублей, а имей (..100 друзей )
Друзья познаются в (..беде)
Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший (…друг)
- Пусть эта пословица будет вашим девизом по жизни.
А на эту пословицу, я хочу обратить ваше внимание, запишите её в тетрадь.
Добро творить – себя веселить.
- Что вы можете сказать о глаголах этой пословицы, какой они формы?
- Что мы знаем о этих глаголах (они не изменяються…)
- Так с какой формой глагола мы будем работать (глагол неопределённой формы – она и есть начальная форма)
- Это и будет темой нашего урока.
- Я зачитаю сущ., а вы образуйте и запишите от них глаголы неопр.ф.
Ноша – Нести
Доверие – Доверять
Дружба – Дружить
Беседа – Беседовать
- Скажите какая отличительная особенность есть у гл.неоп.ф. (сущ.ТЬ и ТИ),/учебник с.58 – правило/
- А теперь попробуйте от другой группы слов образовать глагол н.ф. с подходящими приставками.
Любовь – Полюбить
Радость – Порадовать
- Сравните эти глаголы с глаголами 1 группы, есть ли между ними различие (Они образованы с помощью приставки и суффикса.)
- Выделите приставки и суффиксы во всех глаголах.
На какой вопрос отвечают глаголы
1 группы. (Что делать?)
2 группы. (Что сделать?)
- В чём же их различия? Какие будут мнения?
- Глаголы 1 группы обозначают действие. которое имеет предел, конец, доводиться до конца – это глаголы совершённого вида .(вывешивается табл.)
- Глаголы 2 группы обозначают действие, которое имеет предел, конец, доводится до конца – это глаголы совершенного вида. (вывешивается табл.)
4. Первичное закрепление
а) Таблица
- А сейчас мы потренируемся в определении глаголов совершенного и несовершенного видов.
- У вас на партах есть листочки – бланки, вы должны их заполнить группируя глаголы на совер. вид и несовр. вид.
(- Я диктую глагол, вы записываете его номер)
Что делать? (несов.) | Что сделать? (сов.) |
+ – + |
1+ 2+ 3+ |
Группы глаголов под номерами
(1. Рисовать, 2. дорисовать, 3. уважить, 4.терпеть, 5. порадовать, 6. выручать,7. лечить, 8. вылечить)
(проверка +,-)
- Итак, какой мы можем сделать вывод о глаголах совершенного вида (они отв. на вопрос - что делать?..., образов. чаще при помощи приставок.)
Несов. Вида (они отвечают на вопрос - что делать?)
- А теперь мы перенёсемся на планету Благородства и Взаимопомощи.
Как вы думаете, что это за планета?
б) Работа в папах “Рука друга”
Сейчас вы будете работать в парах, задание наз. “Рука друга”
Если требуется помощь, вы окажите её соседу по парте. У каждого из вас есть карточки с группой слов 1.в – подбирают гл. антонимы
2.в. – подбирают гл. синонимы.
Проверка 1 пары учащихся у доски.
5. Физминутка (релаксация)
(Звучит музыка )
Дотянуться до звёзд.
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох …
Представьте себе. что над тобой ночное небо, усыпанное звездами.
Посмотри на какую – нибудь особенно яркую звезду. которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой, желание что либо иметь или кем – либо стать….
Теперь открой глаза и протяни руку к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними её с неба и бережно положи перед собой.
Отпусти руки и открой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звёздочку, которая напоминает тебе о твоём друге.
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи себе в ладонь.
6. Закрепление
а)
- Ребята, но у человека много друзей и среди животных. Мы должны оберегать их, любить всё живое вокруг нас
На доске предложение
Собака – верный друг и спутник человека.
Вы согласны с этим высказыванием?
Дайте характеристику этому предложению.
Выделяя грамматические признаки гл. н.ф., мы выяснили, что они не изменяются. А какие временные формы мы можем образовать от них
(глаголы будущего настоящего и прошедшего вр.) Есть ли в нём глагол? А вот в ваших текстах, глаголов достаточно.
б) Редактирование текста
Изменить форму глагола, указать время.
“Вы много раз (спасать) __________ меня, и я всегда (помогать) _________ вам, друзья. Теперь(сбыться) ____________ ваши __________ заветные желания. (Настать) время для исполнения моего ___________ желания, я (хотеть) бы вернуться домой!”
(По А. Волкову)
Изменить форму глагола, указать время.
Люди (вывести) ____________ породы служебных собак. Собаки очень (помогать) __________ человеку. Они надёжно (сторожить) ___________ сады, пасут стада, (помогать) в поисках людей. Человек умело (воспитывать) ___________ в собаках верность, преданность и любовь к людям .
7. Рефлексия
Итак мы выполнили все задания и вот мы на планете Дружбы
(Разворачивается планета обратной стороной, на ней фото класса.)
Стихотворение (читает стихотворение учащихся )
Ребята, давайте выстроим свой млечный путь, но прежде каждый из вас на своей звезде напишет любой глагол относящийся к человеческим отношениям, те., то о чём мы сегодня говорили (Дети берут звёзды и выстраивают на доске млечный путь) Добравшись до планеты Добра и Дружбы, вы должны понять, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
8. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
В какой форме у глагола есть Ть и Ти?
Какое задание на уроке было самым интересным?
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.
9. Оценки
10. Домашние задание