Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить с особенностями глаголов неопределённой формы;
  2. Развить умение правильно ставить к глаголу вопрос что делать? или что сделать?
  3. ввести понятия совершенный и несовершенный вид,
  4. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимовыручки, уважения друг к другу, умение сотрудничать.

Ход урока

1. Рефлексия.

- Ребята. сегодня у нас необычный урок. А начнём мы его с удивительной песни.

(Песня о дороге добра)

-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Взаимное уважение, доброта, взаимопомощь, сострадание.-необходимые душевные качества, чтобы стать по настоящему красивым человеком. Нам всегда хочется, чтобы нас любили, понимали, уважали.

Для этого необходимо помнить слова.

“Уважай и считайся с товарищами и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой”.

- Что по-вашему означает слово добро?

- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта?

(заслушиваются 2-3 уч-ся. с дом. сочин.)

- Всем нам приходиться взаимодействовать с различными людьми, нас окружающими.

- Подумайте о тех, с кем чаще всего сталкиваешься в жизни, одни промелькнут подобно комете, но оставят свой неизгладимый след. А есть другие - друзья и товарищи, которые совместно с тобой образует созвездие, либо есть один друг, но он – самая большая планета в твоей вселенной. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к звёздам и планетам.

- Наша цель – планета Добра и Дружбы. Но чтобы попасть на эту планету необходимо потрудиться.

2. Повторение изученного.

- Итак, отправляемся на 1–ю планету, планету Познания и Мудрости.

- Скажите. над какой большой темой мы сейчас работаем (глагол)

А что вы уже знаете о глаголе?

(Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему)

- А какие глаголы вы использовали в своих сочинениях?

- Вот как много мы уже знаем о глаголе.

3. Работа над новой темой

а) Исследовательская работа

- Сегодня мы расширим свои знания.

Давайте проведем небольшое исследование

- Ещё недавно люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Я буду читать начало пословицы, а вы будете её заканчивать

Нет друга – ищи. а нашёл (…береги)

Не имей 100 рублей, а имей (..100 друзей )

Друзья познаются в (..беде)

Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший (…друг)

- Пусть эта пословица будет вашим девизом по жизни.

А на эту пословицу, я хочу обратить ваше внимание, запишите её в тетрадь.

Добро творить – себя веселить.

- Что вы можете сказать о глаголах этой пословицы, какой они формы?

- Что мы знаем о этих глаголах (они не изменяються…)

- Так с какой формой глагола мы будем работать (глагол неопределённой формы – она и есть начальная форма)

- Это и будет темой нашего урока.

- Я зачитаю сущ., а вы образуйте и запишите от них глаголы неопр.ф.

Ноша – Нести

Доверие – Доверять

Дружба – Дружить

Беседа – Беседовать

- Скажите какая отличительная особенность есть у гл.неоп.ф. (сущ.ТЬ и ТИ),/учебник с.58 – правило/

- А теперь попробуйте от другой группы слов образовать глагол н.ф. с подходящими приставками.

Любовь – Полюбить

Радость – Порадовать

- Сравните эти глаголы с глаголами 1 группы, есть ли между ними различие (Они образованы с помощью приставки и суффикса.)

- Выделите приставки и суффиксы во всех глаголах.

На какой вопрос отвечают глаголы

1 группы. (Что делать?)

2 группы. (Что сделать?)

- В чём же их различия? Какие будут мнения?

- Глаголы 1 группы обозначают действие. которое имеет предел, конец, доводиться до конца – это глаголы совершённого вида .(вывешивается табл.)

- Глаголы 2 группы обозначают действие, которое имеет предел, конец, доводится до конца – это глаголы совершенного вида. (вывешивается табл.)

4. Первичное закрепление

а) Таблица

- А сейчас мы потренируемся в определении глаголов совершенного и несовершенного видов.

- У вас на партах есть листочки – бланки, вы должны их заполнить группируя глаголы на совер. вид и несовр. вид.

(- Я диктую глагол, вы записываете его номер)

Что делать? (несов.) Что сделать? (сов.)
+

+

1+

2+

3+

Группы глаголов под номерами

(1. Рисовать, 2. дорисовать, 3. уважить, 4.терпеть, 5. порадовать, 6. выручать,7. лечить, 8. вылечить)

(проверка +,-)

- Итак, какой мы можем сделать вывод о глаголах совершенного вида (они отв. на вопрос - что делать?..., образов. чаще при помощи приставок.)

Несов. Вида (они отвечают на вопрос - что делать?)

- А теперь мы перенёсемся на планету Благородства и Взаимопомощи.

Как вы думаете, что это за планета?

б) Работа в папах “Рука друга”

Сейчас вы будете работать в парах, задание наз. “Рука друга”

Если требуется помощь, вы окажите её соседу по парте. У каждого из вас есть карточки с группой слов 1.в – подбирают гл. антонимы

2.в. – подбирают гл. синонимы.

Проверка 1 пары учащихся у доски.

5. Физминутка (релаксация)

(Звучит музыка )

Дотянуться до звёзд.

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох …

Представьте себе. что над тобой ночное небо, усыпанное звездами.

Посмотри на какую – нибудь особенно яркую звезду. которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой, желание что либо иметь или кем – либо стать….

Теперь открой глаза и протяни руку к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними её с неба и бережно положи перед собой.

Отпусти руки и открой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звёздочку, которая напоминает тебе о твоём друге.

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи себе в ладонь.

6. Закрепление

а)

- Ребята, но у человека много друзей и среди животных. Мы должны оберегать их, любить всё живое вокруг нас

На доске предложение

Собака – верный друг и спутник человека.

Вы согласны с этим высказыванием?

Дайте характеристику этому предложению.

Выделяя грамматические признаки гл. н.ф., мы выяснили, что они не изменяются. А какие временные формы мы можем образовать от них

(глаголы будущего настоящего и прошедшего вр.) Есть ли в нём глагол? А вот в ваших текстах, глаголов достаточно.

б) Редактирование текста

Изменить форму глагола, указать время.

“Вы много раз (спасать) __________ меня, и я всегда (помогать) _________ вам, друзья. Теперь(сбыться) ____________ ваши __________ заветные желания. (Настать) время для исполнения моего ___________ желания, я (хотеть) бы вернуться домой!”

(По А. Волкову)

Изменить форму глагола, указать время.

Люди (вывести) ____________ породы служебных собак. Собаки очень (помогать) __________ человеку. Они надёжно (сторожить) ___________ сады, пасут стада, (помогать) в поисках людей. Человек умело (воспитывать) ___________  в собаках верность, преданность и любовь к людям .

7. Рефлексия

Итак мы выполнили все задания и вот мы на планете Дружбы

(Разворачивается планета обратной стороной, на ней фото класса.)

Стихотворение (читает стихотворение учащихся )

Ребята, давайте выстроим свой млечный путь, но прежде каждый из вас на своей звезде напишет любой глагол относящийся к человеческим отношениям, те., то о чём мы сегодня говорили (Дети берут звёзды и выстраивают на доске млечный путь) Добравшись до планеты Добра и Дружбы, вы должны понять, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

8. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

В какой форме у глагола есть Ть и Ти?

Какое задание на уроке было самым интересным?

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

9. Оценки

10. Домашние задание