Урок русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Авторский медиапродукт:

  1. Опрерационная среда Word, Power Point.
  2. Наглядная презентация учебного материала (29 Слайдов).
  3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Части – блоки занятия Временная реализация
(в минутах)
Организационный момент. 2 минуты
Минутка красивого письма. 3 минуты
Словарная работа. 10 минут
Физкультминутка. 3 минуты
Подготовка к введению темы. Новый материал. Первичное закрепление. 8 минут
Физкультминутка. 3 минуты
Упражнения на закрепление. 11 минут
Итог урока. Домашнее задание. 2 минуты
Рефлексия. 3 минуты

Задачи занятия:

Образовательные: Сформировать умение распознавать мягкие звуки в словах и правильно обозначать мягкость согласного звука на конце слова с помощью мягкого знака, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1 (звонок)

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Игры, шутки, всё для вас!
За работу, в добрый час!

Ну-ка проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Психологический настрой на работу. Слайд 2

Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать! (Слова произносят дети перед началом работы)

Ребята, а что вы сегодня на уроке хотели бы узнать, чему бы хотели научиться?

Я думаю, что многие ваши желания исполнятся.

А сейчас откроем тетради.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.

А чтобы правильно, красиво
Вы записали всё в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует, как следует размять.

Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.

Затем руки я помою,
Полотенцем вытру.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики
Пусть бегут как зайчики.

Запишите число и вид работы в свою тетрадь.

2. Минутка чистописания. Слайд 3

Посмотрите на каждый ряд букв и найдите лишнюю букву в каждом ряду. Объясните свой ответ.

д г з м б в
е ё ю я ь и

Определите порядок написания букв в данной цепочке: мь мьь мььь Слайд 4

Запишите в тетрадь эту цепочку до конца строки, только в обратном порядке мььь мьь мь

3. Словарно – орфографическая работа. Слайд 5 (словарная работа)

Знакомство с новым словом

Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них. Слайд 6

Какое слово вы составили? (МЕДВЕДЬ) Слайд 7 ( слово М Е/И ДВЕДЬ, картинка)

Ребята, посмотрите на слово, что вы можете сказать? (есть трудное место –орфограмма)

Написание этого слова можно объяснить. Слово МЕДВЕДЬ произошло от сложения слов – МЁД и ВЕДАТЬ. То есть МЕДВЕДЬ – это “тот, кто ведает мёд”.

Значит, скажите, как пишется это слово? Проверьте по словарику и запишите это слово в тетрадь. Какую букву надо подчеркнуть и запомнить? (букву Е)

Кто такой медведь? (Медведь – крупное хищное животное)

Какие признаки этого животного вы можете назвать? (У него длинная шерсть и толстые ноги)

Скажите полностью, что обозначает слово медведь. (Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами)

Каким медведь изображается в сказках? (глуповатый, неуклюжий, косолапый)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ Слайд 8 (белый медведь, бурый медведь)

Самым крупным хищным зверем на Земле считают белого медведя, который живёт в Арктике. Питаются они рыбой, птицами, тюленями и моржами.

В нашей стране водятся бурые медведи. Живут они в глухих лесах с буреломом, болотами. Бурые медведи – это отличные охотники. Медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-нибудь убегает, его трудно догнать. Когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

А что делает медведь зимой? (спит)

Верно, но при этом он лапу не сосёт. Это выдумки, ведь этим сыт не будешь! Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

Введение нового слова в активный словарь.

1. Составьте устно предложения о медведе.

2. Посмотрите на доску. Можно ли сказать, что у меня на доске записано предложение? Почему? Слайд 9

Собери предложение из слов: ВПАДАЕТ В ЗИМУ МЕДВЕДЬ НА СПЯЧКУ (Медведь на зиму впадает в спячку.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните основу предложения.

ПРОВЕРКА Слайд 10 (основа предложения)

3. Соотнесите по смыслу написанное слева и справа (устно): Слайд 11

Голодать, скудно питаться. Медведь на ухо наступил.
Отдалённое глухое место. Сосать лапу.
Отсутствие музыкального слуха. Медвежья услуга.
Попытаться создать что-либо хорошее с плохим результатом. Медвежий угол.
Раньше времени говорить о результатах дела, которое ещё не закончено. Делить шкуру неубитого медведя.

Ребята, а кого ещё называют медведем? (неуклюжего, неповоротливого человека)

4. Физкультминутка Слайд 12

Гимнастика для глаз. (Музыкальное сопровождение)

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть их. (6-8 раз)
  • Быстро моргать в течении 15 секунд. (3-4 раза)
  • Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течении 1 минуты.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

  • “Холодный ветер”. Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
  • “Теплый ветер”. Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согревая руки (2 раза).
  • “Нюхаем цветы”. Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).
  • Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза)

5. Изучение нового материала. Слайд 13

На доске написаны слова: ШЕСТ – ШЕСТЬ

Прочитайте слова. Что обозначает слово ШЕСТ? (ШЕСТ – длинная палка) Слайд 25

Что обозначает слово ШЕСТЬ? Слайд 26 (Карточка с цифрой 6 и шесть предметов) ( ШЕСТЬ – это цифра и число)

Сравните слова по числу букв и звуков. (букв разное количество, а звуков одинаковое). Слайд 14 (Количество звуков и букв)

Как вы это объясните? (ь - звука не обозначает) Слайд 14

Сравните последние звуки в этих словах. (твёрдый, мягкий) Слайд 14

Какая буква показывает, что согласный Т во втором слове надо произносить мягко? (Ь) Слайд 14 (выделение Ь)

Когда мягкий знак обозначает мягкость согласного на конце слова? (когда стоит после согласного)

Давайте сформулируем тему урока. Слайд 15 (МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА)

Какой вывод можно сделать? ( Мягкий знак не обозначает звука, но обозначает мягкость согласного.) Слайд 16

Проверим наш вывод в учебнике. Слайд 17 (работа с учебником)

  • чтение вывода. Стр.79
  • Упр. 150 (устно) Измени слова так, чтобы они называли один предмет.

6. Физкультминутка. Слайд 18

Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать. Попробуй сосчитать их.

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Вспомните, какие слова встретились с Ь, сколько их было? Слайд 19 (Тридцать, двадцать, десять, пять, шесть, есть, забывать, писать. 8слов).

7. Закрепление изученного. Слайд 20

Упр. 1 Прочитайте. Разделите слова на две группы. Распределите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

МЕЛ, БРАТЬ, ЕСТЬ, МЕЛЬ, ЕЛЬ, ЕСТ, ЕЛ, УГОЛ, ХОР, УГОЛЬ, ХОРЬ, БРАТ.

Слайд 21

Упр. 2 К двум данным словам допишите подходящее по смыслу третье, в котором букв больше, чем звуков.

1. РУЧКА
П (Е/И) НАЛ  

2. СВЁКЛА
РЕПА

3. Д (Е/И) ВАН
СТОЛ

4. Л (Е/И) СА
ВОЛК

Варианты ответов:

1. карандаш, портфель
2. картофель, редис
3. шкаф, кровать
4. лось, белка.

Упр. 149 ( Самостоятельно) Слайд 22 ( проверка)

8. Итог урока. Слайд 23

Для чего нужен Ь на конце слова?

Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова?

Домашнее задание. Оценивание учащихся

Что нового узнали, чему научились, что было интересно, что было легко или трудно вы напишите письменно, начиная со слов:

Рефлексия. Слайд 24 (По желанию учителя можно включить негромкую музыку)

“Сегодня на уроке я узнал…”
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке мне было сложно…”
“Сегодня на уроке мне было легко…”
“Сегодня на уроке мне понравилось…”

Слайд 27 Оценивание учащихся.