Дополнительная образовательная программа детского объединения "Юный журналист"

Разделы: Внеклассная работа


В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Коллектив объединения “Юный журналист” представляет собой добровольную группу учащихся, интересующихся профессией журналиста.

Программа объединения “Юный журналист” основана на программе “Азбука журналистики” Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: Сформировать систему начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  • создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “Юный журналист”, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
  • сформировать навыки работы с информацией;
  • развить творческие способности;
  • развить коммуникативные качества личности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.

Возраст детей 12-15 лет.

В группе не менее 15 человек.

Учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте многие ребята уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Нагрузка учащихся – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа)

Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема Теоретич. часы Практич. часы Всего
1. Журналистика как вид деятельности и профессия. Диагностика. 12 14 26
2. Школьная пресса 4 2 6
3. Номер газеты 7 21 28
4. Самостоятельное оформление своей статьи ___ 4 4
5. Журналистский текст 12 20 32
6. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося) ___ 4 4
7. Основные жанры журналистики 6 18 24
8. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) ___ 8 8
9. Выпуск газеты на основе набранного материала. Диагностика. ___ 4 4
  ИТОГО 41 95 136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Экскурсия в редакцию газеты “Северные нивы”.

Практика. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)

2. Теория. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.

Практика. Сбор возможной информации для очередного номера газеты “Школьные вести”

3. Теория. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты “Школьные вести”

4. Практика. Самостоятельное оформление своей статьи для газеты “Школьные вести”.

5. Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.

Практика. Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты “Школьные вести”.

6. Практика. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.

7. Теория. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж.

Практика. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты “Школьные вести”.

8. Практика. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). Оформление полученных результатов для газеты “Школьные вести”.

9. Практика. Самостоятельный выпуск газеты на основе набранного материала.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • Структуру текста (заголовок, смысловые части);
  • Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
  • Принципы оформления газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать источники информации;
  • Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
  • Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
  • Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
  • Написать газетную заметку, репортаж;
  • Составлять фоторепортаж.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Предварительный контроль:

Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.

3. Заключительный контроль:

Полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п Сроки Знания, умения, навыки, которые контролируются Форма подведения итогов
1. Октябрь Умение набирать и форматировать текстовую информацию Презентация работ “Моя визитная карточка”
2. Ноябрь Умение анализировать источники информации Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы)
3. Декабрь Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами Готовая статья в школьную газету
4. Февраль Умение пользоваться различными методами для сбора необходимой информации Готовая статья в школьную газету
5. Февраль Умение составлять анкету Анкетирование одноклассников и обработка результатов
6. Апрель Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж Готовый материал для газеты
7. Май Полученные за учебный год умения и навыки Выпуск газеты

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Собеседование с родителями во время приема детей с целью выявления особенностей и интересов ребенка, состояния здоровья.
  • Приглашение родителей на защиту работ “Моя визитная карточка”
  • Сопровождение воспитанников во время экскурсии в редакцию.
  • Привлечение родителей к участию в анкетировании (проводят дети)
  • Спонсорская помощь (в обеспечении бумагой и краской для принтера, печатании фотографий)

ДОСУГОВАЯ РАБОТА

  • Экскурсия в редакцию газеты “Северные нивы”
  • Встреча с сотрудниками редакции
  • Презентация работ “Моя визитная карточка”
  • “Я пишу о…” - выставка статей, самостоятельно оформленных ребятами.
  • Социологический опрос населения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, полностью оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютеры, принтер, сканер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Газета “Антошка”. Учредитель – Администрация Ульяновской области.
  2. Газета “Клякса”. Межшкольная газета Красноярского района.
  3. Газета “Школьная страна”. Учредитель – ЗАО “Институт Информации”.
  4. Газета “Северные нивы”. Учредитель – Администрация Кошкинского и Елховского района.
  5. М. Мирошниченко. Азбука журналистики.
  6. Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.
  7. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
  8. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
  9. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.