Правила игры: игра может проводиться в
одной параллели 7–ых классов или между учащимися
разных параллелей (например, между параллелями
7–ых и 8–ых классов). Перед игрой, заранее,
собираются две команды, дается домашнее задание:
придумать название команде и подготовить по три
вопроса для команды противников; приглашается
гость (учитель, старшеклассник, родитель…),
выбираются эксперты, которые подсчитывают баллы,
полученные командами.
Ребята готовятся к участию в следующих геймах:
«Гонка за лидером», «Ты – мне, я - тебе», «Тёмная
лошадка», «Дальше, дальше, дальше…».
Необходимо:
- оформление кабинета;
- музыкальное сопровождение;
- бочонки с номерами;
- табло;
- медали, грамоты, призы.
Содержание игры.
Ведущий приветствует участников игры. В игре
принимают участие две команды: команда 8 класса и
команда 7 класса. Ведущий представляет своих
помощников, которые осуществляют подсчёт
набранных командами баллов; даёт слово командам
для представления.
Ведущий обращается к болельщикам с просьбой
аплодисментами дать оценку самопредставлениям
команд. Наиболее сильная поддержка приносит
команде 1 балл.
Объявляется начало игры.
Гейм 1. «Дальше, дальше, дальше…»
В этом гейме каждой команде по очереди предлагается за 5 минут ответить на несколько вопросов. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит «Дальше…», т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающую первой в гейме, проводят жеребьёвку.
Вопросы к I гейму для 7 класса:
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел, называется… (Механическим движением.)
- Единица измерения плотности вещества? (кг/м3)
- Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется…(Сила тяжести.)
- Линия, по которой движется тело, называется… (Траектория.)
- Единица измерения силы? (1 Н)
- Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется… (Вес тела.)
- Переведите в систему СИ 1кПа. (1000 Па)
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется… (Инерция.)
- Единица измерения скорости тела? (1 м/с)
- Обозначение плотности вещества. ( – «ро»)
Вопросы к I гейму для 8 класса:
- Направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц называется… (Электрический ток.)
- Единица измерения удельной теплоёмкости вещества? (1 Дж/(кг·?C))
- Перенос энергии потоками жидкости или газа называется… (Конвекция.)
- Частица, имеющая наименьший отрицательный заряд, называется… (Электрон.)
- Обозначение удельной теплоты плавления? ( – «лямбда»)
- Переведите в систему СИ 1 кДж. (1000 Дж)
- Перечислите виды теплопередачи. (Теплопроводность, конвекция, излучение.)
- Укажите состав ядра. (Протоны, нейтроны.)
- Обозначение удельной теплоты парообразования. ( L – «эль»)
- Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется… (Испарение.)
Ведущий подводит итоги I гейма.
Гейм 2. «Ты – мне, я – тебе!»
Члены команд задают «соперникам» вопросы заранее подготовленные, проверенные и при необходимости скорректированные учителем. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает сам.
Ведущий подводит итоги II гейма.
Гейм 3. «Тёмная лошадка»
Для проведения этого гейма на игру
приглашается гость. Гостем может быть любой
учитель работающий в этих классах или кто-то из
администрации или старшеклассник. Гость задает
три вопроса, заранее подготовленные и отражающие
межпредметную связь. Отвечает та команда,
которая быстрее даст сигнал о готовности.
Например, учитель географии может задать
следующие вопросы:
- Почему светится метеор?
- Почему грязе-камневой поток (сель) на много опаснее, чем просто камневая осыпь?
- Зачем космонавту нужен скафандр?
Ведущий подводит итоги III гейма
Гейм 4. «Заморочки из бочки»
В этом гейме команды по очереди тянут бочонки с номерами, соответствующими номерам вопросов. Если команда даёт правильный ответ, то получает один балл. В случае неправильного ответа вопрос переадресуется команде противников или болельщикам. Бочонок со счастливым случаем приносит команде один балл, при этом вопроса не задается.
Вопросы к IV гейму «Заморочки из бочки»:
- Счастливый случай.
- Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях?
- Почему стальным ножиком Вовочка сумел наточить тупой карандаш, а стальным шариком из подшипника не смог?
- Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?
- Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?
- Четырёхлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно без шума, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся?
- В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лёд не растаял, скажи, в скольких состояниях находится вода в чайнике?
- В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
- Счастливый случай.
- В первом утюге молекул танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку – первым или вторым?
- Если температура утюга тем выше, чем больше скорость его молекул, то почему он не нагревается, когда, держась за провод, крутишь его над головой или когда летишь с ним в самолёте? Ведь молекулы утюга вместе с самолётом мчатся очень быстро.
- Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
- Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?
- Что охлаждается быстрее – ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем?
- Почему ржавой иглой трудно шить?
- Счастливый случай.
- В какое время года сильнее провисают провода?
- Почему говорят: «Ветер снег съедает»? Что это за явление?
- О каком природном явлении говорится в загадке: «Мостится мосток без досок, без топора, без клина»?
- Отчего натёртый газетой воздушный шар может долго висеть у потолка?
- Почему между стыками рельс оставляют зазоры?
- Что узнает полководец, если путь, пройденный им от солдата до маршала, разделит на время своей безупречной службы?
- Что мешает четырёхлетней Маше круглый год кататься с горки на санках?
- Счастливый случай.
- Допустим, вы в научных целях сосали колпачок от авторучки, и он крепко присосался к языку. Как, не действуя руками и не пользуясь услугами лошадей, избавиться от слишком уж сильно присосавшегося к языку колпачка авторучки?
Ведущий подводит итоги игры. Поздравляет команды. Проводит награждение.
Литература:
- Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс»
- Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс»
- Остер Г. «Задачник по физике»