Сценарий игры по физике для 7–8-го класса "Счастливый случай"

Разделы: Физика


Правила игры: игра может проводиться в одной параллели 7–ых классов или между учащимися разных параллелей (например, между параллелями 7–ых и 8–ых классов). Перед игрой, заранее, собираются две команды, дается домашнее задание: придумать название команде и подготовить по три вопроса для команды противников; приглашается гость (учитель, старшеклассник, родитель…), выбираются эксперты, которые подсчитывают баллы, полученные командами.
Ребята готовятся к участию в следующих геймах: «Гонка за лидером», «Ты – мне, я - тебе», «Тёмная лошадка», «Дальше, дальше, дальше…».

Необходимо:

  • оформление кабинета;
  • музыкальное сопровождение;
  • бочонки с номерами;
  • табло;
  • медали, грамоты, призы.

Содержание игры.

Ведущий приветствует участников игры. В игре принимают участие две команды: команда 8 класса и команда 7 класса. Ведущий представляет своих помощников, которые осуществляют подсчёт набранных командами баллов; даёт слово командам для представления.
Ведущий обращается к болельщикам с просьбой аплодисментами дать оценку самопредставлениям команд. Наиболее сильная поддержка приносит команде 1 балл.
Объявляется начало игры.

Гейм 1. «Дальше, дальше, дальше…»

В этом гейме каждой команде по очереди предлагается за 5 минут ответить на несколько вопросов. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит «Дальше…», т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающую первой в гейме, проводят жеребьёвку.

Вопросы к I гейму для 7 класса:

  • Изменение с течением времени положения тела относительно других тел, называется… (Механическим движением.)
  • Единица измерения плотности вещества? (кг/м3)
  • Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется…(Сила тяжести.)
  • Линия, по которой движется тело, называется… (Траектория.)
  • Единица измерения силы? (1 Н)
  • Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется… (Вес тела.)
  • Переведите в систему СИ 1кПа. (1000 Па)
  • Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется… (Инерция.)
  • Единица измерения скорости тела? (1 м/с)
  • Обозначение плотности вещества. ( – «ро»)

Вопросы к I гейму для 8 класса:

  1. Направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц называется… (Электрический ток.)
  2. Единица измерения удельной теплоёмкости вещества? (1 Дж/(кг·?C))
  3. Перенос энергии потоками жидкости или газа называется… (Конвекция.)
  4. Частица, имеющая наименьший отрицательный заряд, называется… (Электрон.)
  5. Обозначение удельной теплоты плавления? ( – «лямбда»)
  6. Переведите в систему СИ 1 кДж. (1000 Дж)
  7. Перечислите виды теплопередачи. (Теплопроводность, конвекция, излучение.)
  8. Укажите состав ядра. (Протоны, нейтроны.)
  9. Обозначение удельной теплоты парообразования. ( L – «эль»)
  10. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется… (Испарение.)

Ведущий подводит итоги I гейма.

Гейм 2. «Ты – мне, я – тебе!»

Члены команд задают «соперникам» вопросы заранее подготовленные, проверенные и при необходимости скорректированные учителем. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает сам.

Ведущий подводит итоги II гейма.

Гейм 3. «Тёмная лошадка»

Для проведения этого гейма на игру приглашается гость. Гостем может быть любой учитель работающий в этих классах или кто-то из администрации или старшеклассник. Гость задает три вопроса, заранее подготовленные и отражающие межпредметную связь. Отвечает та команда, которая быстрее даст сигнал о готовности.
Например, учитель географии может задать следующие вопросы:

  1. Почему светится метеор?
  2. Почему грязе-камневой поток (сель) на много опаснее, чем просто камневая осыпь?
  3. Зачем космонавту нужен скафандр?

Ведущий подводит итоги III гейма

Гейм 4. «Заморочки из бочки»

В этом гейме команды по очереди тянут бочонки с номерами, соответствующими номерам вопросов. Если команда даёт правильный ответ, то получает один балл. В случае неправильного ответа вопрос переадресуется команде противников или болельщикам. Бочонок со счастливым случаем приносит команде один балл, при этом вопроса не задается.

Вопросы к IV гейму «Заморочки из бочки»:

  1. Счастливый случай.
  2. Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях?
  3. Почему стальным ножиком Вовочка сумел наточить тупой карандаш, а стальным шариком из подшипника не смог?
  4. Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?
  5. Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?
  6. Четырёхлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно без шума, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся?
  7. В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лёд не растаял, скажи, в скольких состояниях находится вода в чайнике?
  8. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
  9. Счастливый случай.
  10. В первом утюге молекул танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку – первым или вторым?
  11. Если температура утюга тем выше, чем больше скорость его молекул, то почему он не нагревается, когда, держась за провод, крутишь его над головой или когда летишь с ним в самолёте? Ведь молекулы утюга вместе с самолётом мчатся очень быстро.
  12. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  13. Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?
  14. Что охлаждается быстрее – ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем?
  15. Почему ржавой иглой трудно шить?
  16. Счастливый случай.
  17. В какое время года сильнее провисают провода?
  18. Почему говорят: «Ветер снег съедает»? Что это за явление?
  19. О каком природном явлении говорится в загадке: «Мостится мосток без досок, без топора, без клина»?
  20. Отчего натёртый газетой воздушный шар может долго висеть у потолка?
  21. Почему между стыками рельс оставляют зазоры?
  22. Что узнает полководец, если путь, пройденный им от солдата до маршала, разделит на время своей безупречной службы?
  23. Что мешает четырёхлетней Маше круглый год кататься с горки на санках?
  24. Счастливый случай.
  25. Допустим, вы в научных целях сосали колпачок от авторучки, и он крепко присосался к языку. Как, не действуя руками и не пользуясь услугами лошадей, избавиться от слишком уж сильно присосавшегося к языку колпачка авторучки?

Ведущий подводит итоги игры. Поздравляет команды. Проводит награждение.

Литература:

  1. Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс»
  2. Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс»
  3. Остер Г. «Задачник по физике»