Интеллектуальный поединок " Ума палата"

Разделы: Внеклассная работа


Мероприятие предназначено для учащихся 8-10-х классов.

Правила игры

1. В игре участвуют 3 команды. Капитаны команд по жребию определяют право первого хода.

2. Поочередно капитаны команд выбирают вид конкурса:

- Блиц-интеллект
- Это же элементарно
- Афоризмы
- Откуда пошло
- Мы как братья
- Давай, покороче
- Древний Египет
- Ребусы
- Логика
- Игра в шнурки.

3. В каждом виде конкурса командам даются по 1 или 2 задания. Правильный ответ фиксируется на “абаке” каждой команды “камешками”. Высшая оценка – 3 камешка. Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит к другой команде.

4. На обдумывание ответа командам отводится от 30 сек. до 1 мин.

5. Победитель определяется по набранным “камешкам”.

Материалы для подготовки: определения, термины, формулы, открытия, история развития математики, логические задачи.

“Блиц – интеллект

Задание: Назовите его имя.

  1. Древнегреческий ученый физик, математик из Сиракуз, живший в 287-212 гг. до нашей эры. По легенде, он размышляя над задачей сиракузского царя Гиерона, закричал “Эврика!” (Архимед)
  2. Он жил в VI веке до нашей эры. У него более 300 теорем и множество доказательств. Он открыл всем известную таблицу умножения. (Пифагор)
  3. Его лабораторией служил космос, а телами для опытов служили Солнце и планеты Солнечной системы. А изучил он силу всемирного тяготения. “Сила тяготения существует ко всем телам и пропорциональна массе каждого из тел ”.(Ньютон)

“Давай, покороче”

Задание: выразить значение понятия, зашифрованного во фразе, одним или двумя словами.

  1. Наука о свойствах геометрических фигур (перевод с греческого на русский язык “землемерие”).(Геометрия)
  2. Понятие, которое показывает наполняемость сосуда жидкостью. (Объем)
  3. Фигура, которая состоит из всех точек плоскости равноудаленных от данной точки. (Окружность)
  4. Равенство, содержащее переменную. (Уравнение)
  5. Раздел, в котором изучаются фигуры в плоскости. (Планиметрия)
  6. Наука, исследующая законы и методы переработки и накопления информации. (Информатика)

“Мы как братья”

Задание: исключая лишнее найдите общее название остальным.

  1. Сложение, вычитание, умножение, раздробление, деление. (арифметические действия)
  2. Метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр. (Меры длины)

Древний Египет

Самые древние математические документы сохранились только в Вавилоне, Китае, Индии и Египте.

Предлагаю перенестись в Египет. Перед вами 3 задания. Выбираете по 1 заданию и решаете. Время 1 мин 30 сек.

1. “Папирус Ахмеса”.

Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти, сколько быков в стаде.

2. (Ахмелеский папирус). Некто взял из сокровищницы 1/13 1 . Из того, что сталось, другой взял 1/17. Оставил в сокровищнице 192. Мы хотим узнать,

Сколько было в сокровищнице первоначально?

3. (Папирус Ахмеса). Наставление, как определять разность. Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разности между количеством хлеба у каждого человека и его предшествующего составляет 1/3 меры.

Откуда пошло?

  1. Цифры, которые мы сейчас пользуемся, европейцы называют “арабскими”. Но арабы переняли их от других. Вопрос: - В какой стране берет начало использование современных цифр?
  2. В 1685 году в Париже была напечатана книга по арифметике. Наборщик при печатании вместо cto набрал другой знак. С тех пор этот знак получил признание. Вопрос: Какой знак произошел благодаря ошибке?
  3. В 1202 году Итальянский купец, путешественник Леонардо Фибоначчи ввел слово, которое связано с глаголами “ломать”, “разбивать”. Вопрос: Какой термин ввел Фибоначчи?

“Логика”

Команды поочередно отвечают на вопросы, потом одновременно выполняют по 3 задания.

  1. Арбуз стоит 18 рублей и еще треть арбуза. Сколько стоит арбуз?
  2. Сколько граней у шестигранного карандаша?
  3. Существует мнение, что стол о трех ногах никогда не качается, даже если его ножки неравной длины. Верно ли это?
  4. Найдите все значения цифры А, в четырехзначном числе, если 875А делится на 6.
  5. На линейке отмечены три деления 0, 33 и 47. Отложите с помощью этой линейки отрезок длиной 1.
  6. Разбейте числовой циферблат на 2 части так, чтобы сумма чисел на циферблате была равной.

Это же элементарно

Задание: Кто быстрее?

1. Приведите формулу площади треугольника [ S= ah/2].
2. Формула площади трапеции [S= (a+b)/2 *h].
3. Назовите все цифры [0,1,2,3,4,5,6,7,8,9] .
4. Как называется результат умножения? (произведение).
5. Что идет, не двигаясь с места? (время).
6. По какой формуле вычисляется периметр прямоугольника? [P=2a+2b = 2(a+b)].

“Афоризмы”

Задание: Из разрезанных карточек со словами собрать целое предложение.

  1. Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
  2. Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры. (Г. Галилей)

“ Ребусы”

Задание: Разгадать математический термин. Командам даются по 3 одинаковых карточек с ребусами.

Ответы: Параметр, сантиметр, арифметика.