Мероприятие предназначено для учащихся 8-10-х классов.
Правила игры1. В игре участвуют 3 команды. Капитаны команд по жребию определяют право первого хода.
2. Поочередно капитаны команд выбирают вид конкурса:
- Блиц-интеллект
- Это же элементарно
- Афоризмы
- Откуда пошло
- Мы как братья
- Давай, покороче
- Древний Египет
- Ребусы
- Логика
- Игра в шнурки.
3. В каждом виде конкурса командам даются по 1 или 2 задания. Правильный ответ фиксируется на “абаке” каждой команды “камешками”. Высшая оценка – 3 камешка. Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит к другой команде.
4. На обдумывание ответа командам отводится от 30 сек. до 1 мин.
5. Победитель определяется по набранным “камешкам”.
Материалы для подготовки: определения, термины, формулы, открытия, история развития математики, логические задачи.
“Блиц – интеллект
”Задание: Назовите его имя.
- Древнегреческий ученый физик, математик из Сиракуз, живший в 287-212 гг. до нашей эры. По легенде, он размышляя над задачей сиракузского царя Гиерона, закричал “Эврика!” (Архимед)
- Он жил в VI веке до нашей эры. У него более 300 теорем и множество доказательств. Он открыл всем известную таблицу умножения. (Пифагор)
- Его лабораторией служил космос, а телами для опытов служили Солнце и планеты Солнечной системы. А изучил он силу всемирного тяготения. “Сила тяготения существует ко всем телам и пропорциональна массе каждого из тел ”.(Ньютон)
“Давай, покороче”
Задание: выразить значение понятия, зашифрованного во фразе, одним или двумя словами.
- Наука о свойствах геометрических фигур (перевод с греческого на русский язык “землемерие”).(Геометрия)
- Понятие, которое показывает наполняемость сосуда жидкостью. (Объем)
- Фигура, которая состоит из всех точек плоскости равноудаленных от данной точки. (Окружность)
- Равенство, содержащее переменную. (Уравнение)
- Раздел, в котором изучаются фигуры в плоскости. (Планиметрия)
- Наука, исследующая законы и методы переработки и накопления информации. (Информатика)
“Мы как братья”
Задание: исключая лишнее найдите общее название остальным.
- Сложение, вычитание, умножение, раздробление, деление. (арифметические действия)
- Метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр. (Меры длины)
“Древний Египет”
Самые древние математические документы сохранились только в Вавилоне, Китае, Индии и Египте.
Предлагаю перенестись в Египет. Перед вами 3 задания. Выбираете по 1 заданию и решаете. Время 1 мин 30 сек.
1. “Папирус Ахмеса”.
Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: - Я привожу две трети от трети скота. Сочти, сколько быков в стаде.
2. (Ахмелеский папирус). Некто взял из сокровищницы 1/13 1 . Из того, что сталось, другой взял 1/17. Оставил в сокровищнице 192. Мы хотим узнать,
Сколько было в сокровищнице первоначально?
3. (Папирус Ахмеса). Наставление, как определять разность. Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разности между количеством хлеба у каждого человека и его предшествующего составляет 1/3 меры.
“Откуда пошло?”
- Цифры, которые мы сейчас пользуемся, европейцы называют “арабскими”. Но арабы переняли их от других. Вопрос: - В какой стране берет начало использование современных цифр?
- В 1685 году в Париже была напечатана книга по арифметике. Наборщик при печатании вместо cto набрал другой знак. С тех пор этот знак получил признание. Вопрос: Какой знак произошел благодаря ошибке?
- В 1202 году Итальянский купец, путешественник Леонардо Фибоначчи ввел слово, которое связано с глаголами “ломать”, “разбивать”. Вопрос: Какой термин ввел Фибоначчи?
“Логика”
Команды поочередно отвечают на вопросы, потом одновременно выполняют по 3 задания.
- Арбуз стоит 18 рублей и еще треть арбуза. Сколько стоит арбуз?
- Сколько граней у шестигранного карандаша?
- Существует мнение, что стол о трех ногах никогда не качается, даже если его ножки неравной длины. Верно ли это?
- Найдите все значения цифры А, в четырехзначном числе, если 875А делится на 6.
- На линейке отмечены три деления 0, 33 и 47. Отложите с помощью этой линейки отрезок длиной 1.
- Разбейте числовой циферблат на 2 части так, чтобы сумма чисел на циферблате была равной.
“Это же элементарно”
Задание: Кто быстрее?
1. Приведите формулу площади
треугольника [ S= ah/2].
2. Формула площади трапеции [S= (a+b)/2 *h].
3. Назовите все цифры [0,1,2,3,4,5,6,7,8,9] .
4. Как называется результат умножения?
(произведение).
5. Что идет, не двигаясь с места? (время).
6. По какой формуле вычисляется периметр
прямоугольника? [P=2a+2b = 2(a+b)].
“Афоризмы”
Задание: Из разрезанных карточек со словами собрать целое предложение.
- Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
- Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры. (Г. Галилей)
“ Ребусы”
Задание: Разгадать математический термин. Командам даются по 3 одинаковых карточек с ребусами.
Ответы: Параметр, сантиметр, арифметика.