Задачи: обобщить знания учащихся о различных способах классификации химических реакций – по составу реагирующих и образующихся веществ, по изменению степени окисления атомов элементов, по использованию катализатора, по направлению, по тепловому эффекту и фазовому состоянию.
Форма организации учебной деятельности: актуализация знаний учащихся в форме “Своей игры”.
Организация деятельности учащихся: отвечают на вопросы, обмениваются информацией, систематизируют изученный материал.
Развитие умений учащихся: адекватно воспроизводить информацию, структурировать имеющиеся знания.
Оборудование: компьютер, слайды с вопросами.
Ход урока
1.Объявление темы и задач урока.
2.Организация учащихся: выбор участников, установление регламента ответов.
3.Объяснение правил “Своей игры”.
Участники по очереди выбирают себе область классификации реакций и цену вопроса в соответствии с таблицей. Вопрос зачитывает учитель. На обдумывание даётся 5 – 10 секунд. При правильном ответе учащийся получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если ученик, выбравший вопрос, затрудняется с ответом, то его даёт тот ученик, который первым поднял сигнальную карточку.
Если ни один из участников не ответил на вопрос, ответ даёт учитель.
После окончания “Своей игры” объявляются результаты.
Таблица.
Раздел классификации |
|||||
По числу и составу реагирующих и образующихся веществ |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
По изменению степени окисления атомов элементов. |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
По использованию катализатора |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
По направлению. |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
По тепловому эффекту. |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
По фазовому состоянию. |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Вопросы.
Классификация по числу и составу реагирующих и образующихся веществ.
10 баллов. А.Лавуазье провёл двенадцатидневный опыт, нагревая ртуть в запаянной реторте, где она превращалась в оксид HgO, соединяясь с кислородом. Каков тип этой химической реакции? (Реакция соединения).
20 баллов. Устойчивые на воздухе призматические кристаллы фиолетово – красного цвета при нагревании превращаются в K2MnO4, MnO2 и О2. Что это за реакция, каков её тип? (Реакция разложения перманганата калия).
30 баллов. Титан растворяется в концентрированной серной кислоте с образованием соли трёхвалентного титана: Ti + H2SO4 = … Каков тип реакции? (Реакция замещения).
40 баллов. Один из способов получения гидроксида алюминия – это обработка раствора соли алюминия щёлочью. Каков тип реакции? (Реакция обмена).
50 баллов. Впервые мочевина была синтезирована Ф.Вёлером в 1828г. изомеризацией цианата аммония при нагревании. Как изменится состав веществ в этой реакции? (Реакция идёт без изменения состава веществ).
Классификация по изменению степени окисления атомов элементов.
10 баллов. Какая из двух реакций является окислительно – восстановительной: 1) гидроксид калия + серная кислота = сульфат калия + вода; 2) сульфит натрия = сульфат натрия + сульфид натрия ? (Реакция №2).
20 баллов. Что называется окислением? (Процесс отдачи электронов атомом, молекулой, ионом).
30 баллов. Что называется восстановлением? (Процесс присоединения электронов атомом, молекулой, ионом).
40 баллов. При окислении озоном чёрный сульфид свинца превращается в белый сульфат свинца. Является ли эта реакция окислительно – восстановительной? (Является. PbS+4O3=PbSO4+4O2 ).
50 баллов. Сколько восстановителей в реакции получения серебра: AgNO2+H2=Ag+NO+H2O ? (Два – Ag и N ).
Классификация по использованию катализатора.
10 баллов. Как называются катализаторы химических реакций, протекающих в организме человека? (Ферменты).
20 баллов. Назовите виды катализа. (Гомогенный и гетерогенный).
30 баллов. Что такое отрицательные катализаторы? (Ингибиторы).
40 баллов. Для чего при использовании платинового катализатора делают добавку железа или алюминия? (В этом случае железо и алюминий являются промоторами, т.е. веществами, усиливающими действие катализатора).
50 баллов. Что такое каталитические яды? (Вещества, уничтожающие активность твёрдого катализатора).
Классификация по направлению.
10 баллов. Какие реакции называются обратимыми? (Реакции, протекающие одновременно в двух взаимно противоположных направлениях).
20 баллов. Какая из трёх химических реакций необратима: 1) Ti+6HCl=2TiCl3+3H2; 2) 2Ti+3H2SO4=Ti2(SO4)2+3H2; 3) Ti+2TiCl3=3TiCl2? (№1 и №2)
30 баллов. В каком случае реакция будет необратимой: при взаимодействии натрия с концентрированной азотной кислотой или при взаимодействии натрия с разбавленной азотной кислотой? (В обоих случаях).
40 баллов. При горении магния не образуется газов, осадки или воды. Почему реакция считается необратимой? (Реакция необратима, т.к. сопровождается выделением энергии).
50 баллов. Можно ли процесс образования стекла из соды, известняка и песка отнести к необратимым реакциям? (Да, т.к. образуется углекислый газ: Na2CO3+CaCO3+SiO2=CO2+Na2O · CaO · 6SiO2).
Классификация по тепловому эффекту.
10 баллов. Как называются уравнения, в которых приводятся тепловые эффекты реакций? (Термохимические).
20 баллов. Переходы льда к жидкой воде и водяному пару сопровождаются тепловыми эффектами Q1 и Q2. Каковы знаки этих эффектов? (Q1 > 0; Q2 <0).
30 баллов. Необходимо ли нагревание для проведения реакции: 2PbO2=2PbO+O2, Н?>0 ? (Необходимо).
40 баллов. При каком агрегатном состоянии вещества: а) минимальное значение энтропии; б) максимальное значение энтропии? (а.Твёрдое; б.Газообразное).
50 баллов. Каков тепловой эффект реакции: 2SO2(г)+О2(г)=2SО3(г) ? (198кДж, экзотермическая).
Классификация по фазовому состоянию.
10 баллов. Какие реакции называют гетерогенными? (Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях).
20 баллов. Какие реакции называют гомогенными? (Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии).
30 баллов. Куда сместится равновесие в гомогенной реакции 2H2S+3O2=2SO2+2H2O при понижении давления? (Влево).
40 баллов. Каково выражение равновесного закона действующих масс для гетерогенной реакции: Si(т)+2Н2О(г)=SiО2(т)+2Н2(г) ? ([Н2]2 / [Н2О]2).
50 баллов. Составьте выражение равновесного закона действующих масс для гомогенной реакции: 4HCl+O2=2Cl2+2H2O. ([Cl2]2 ·[Н2О]2 /[НCl]4 ·[О2] ).
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
5.Домашнее задание.
Дать характеристику каждой из трёх химических реакций с точки зрения различных классификаций по плану: число и состав веществ и продуктов реакции; изменение степени окисления элементов; обратимость процесса; участие катализатора; тепловой эффект; наличие поверхности раздела фаз.
Fe(к)+CuSO4(р)=FeSO4(р)+Cu(к)
HNO3(р)+Ba(OH)2(р)=Ba(NO3)2+H2O; H?<0
Li+N2=Li3N