Цель:
- Закрепить знания об атмосферном давлении;
- Познакомиться с устройством и работой барометра – анероида;
- Развивать навыки решения задач.
Оборудование:
- барометр – анероид
- схема устройства барометра-анероида
Ход урока
I. Начало урока. Орг. момент
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки; и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения.
Возьмёмся за руки, друзья, улыбнёмся, пожелаем друг другу успеха.
II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
2 человека работают у доски:
1. Объяснить физические процессы в экспериментальном задании.
Высота водного столба оказывает меньшее давление, чем внешнее атмосферное давление, и это можно доказать.
h = 0,08 м
Р = gh = 0,08м * 1000 кг/м3 * 10 Н/кг = 800 Па
Р - ?
=1000 кг/м3
2. Доказать, что давление многокилометрового слоя воздуха над поверхностью Земли уравновешивается давлением столбика ртути высотой 76 сантиметров.
h = 0,76м
= 13600 кг/м3
Р - ?
Р= gh
P=13600 кг/м3 • 10 Н/кг • 0,76 м = 103360 Па
Н А Д = 101325 Па = 105 Па
Устный опрос
- Что мы называем атмосферой? Из чего она состоит?
- Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?
- С помощью какого опыта можно доказать, что воздух обладает массой?
- Почему атмосферное давление нельзя рассчитывать по формуле гидростатического давления?
- Расскажите об опыте Торричелли.
- Что произошло бы с земной атмосферой, если бы сила земного притяжения увеличилась?
- Предполагают, что Луна когда-то была окружена атмосферой, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?
- Чему равно нормальное атмосферное давление?
3 человека работают по карточкам ( дидактические материалы по физике 7-8 класс. Авт. Чеботарёва)
Итог повторения:
- Что такое атмосферное давление?
- Каким прибором измеряют атмосферное давление?
- Чему равно атмосферное давление?
Физминутка
Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Глазками помигаем,
А теперь попрыгаем.
( Всё то, что дети говорят, они выполняют)
III. Изучение нового материала
Настя нам сейчас расскажет, как устроен барометр-анероид.
- Гофрированная коробочка необходима, чтобы её объём мог быстро изменяться
- Пружина, которая при уменьшении объёма и давления разгибается, а при увеличении давления пружина сжимается.
- Промежуточные механизмы.
Вывод сделайте сами ( слушаем высказывания детей)
Особенности барометра-анероида:
Он более надёжен и компактен, по сравнению с ртутным.
Применение барометра-анероида найдите в учебнике и запишите в тетрадь.
Итог:
- Из каких частей состоит барометр-анероид?
- Его преимущества по сравнению с ртутным?
- Где применяются барометры-анероиды?
IV. Закрепление: (решение тестовых заданий)
Тесты
- Атмосферное давление равно 750 мл. рт. ст. Чему
равна высота столба?
а) 750 мм
б)780 мм
в)540 мм
г) 766 мм - Чему равно давление воды на глубине 1 м.?
а)1000 ПА
б) 10000 ПА
в) 100 ПА
г) 0,1 ПА - Для атмосферного давления применяют:
а) манометр б) термометр в) барометр г) динамометр - Торричелли создал ртутный барометр. Какой
высоты был столб ртути в этом барометре?
а) 76 см б) 10 м в) 1 м г) столб ртути мог быть любым - При попадании пули в стекло в нем остаётся
маленькое отверстие, а при попадании в аквариум с
водой – стекло разбивается вдребезги. Почему?
а) в воде скорость пули уменьшается
б) увеличение давления воды разрывает стекло во всех местах
в) пуля изменяет траекторию давления в воде
г) за счёт резкого торможения пули в воде
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | б | в | а | б |
V. Домашнее задание:
§ 43, № 93, 94
VI. Решение задач - № 96
Дано:
S = 0, 28 м2
F - ?
Р= F /S, F = P•S
P = 101325 Па F = 101325Па • 0,28м2 = 28371 (Н)
F = Н/ м2•м2 = Н
Итог урока
Сегодня мы с вами повторили всё об атмосферном давлении.
- Что такое атмосферное давление?
- Какими приборами его измеряют?
- Из чего состоит барометр?
Давайте, ребята возьмёмся за руки, улыбнёмся и скажем друг другу: “Большое спасибо за урок”