Урок физики в 7-м классе "Барометр-анероид"

Разделы: Физика


Цель:

  1. Закрепить знания об атмосферном давлении;
  2. Познакомиться с устройством и работой барометра – анероида;
  3. Развивать навыки решения задач.

Оборудование:

  • барометр – анероид
  • схема устройства барометра-анероида

Ход урока

I. Начало урока. Орг. момент

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки; и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения.

Возьмёмся за руки, друзья, улыбнёмся, пожелаем друг другу успеха.

II.  Проверка домашнего задания. Повторение изученного

2 человека работают у доски:

1. Объяснить физические процессы в экспериментальном задании.

Высота водного столба оказывает меньшее давление, чем внешнее атмосферное давление, и это можно доказать.

h = 0,08 м

Р = gh = 0,08м * 1000 кг/м3 * 10 Н/кг = 800 Па

Р - ?

=1000 кг/м3

2. Доказать, что давление многокилометрового слоя воздуха над поверхностью Земли уравновешивается давлением столбика ртути высотой 76 сантиметров.

h = 0,76м

= 13600 кг/м3

Р - ?

Р= gh

P=13600 кг/м3 • 10 Н/кг • 0,76 м = 103360 Па

Н А Д = 101325 Па = 105 Па

Устный опрос

  1. Что мы называем атмосферой? Из чего она состоит?
  2. Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?
  3. С помощью какого опыта можно доказать, что воздух обладает массой?
  4. Почему атмосферное давление нельзя рассчитывать по формуле гидростатического давления?
  5. Расскажите об опыте Торричелли.
  6. Что произошло бы с земной атмосферой, если бы сила земного притяжения увеличилась?
  7. Предполагают, что Луна когда-то была окружена атмосферой, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?
  8. Чему равно нормальное атмосферное давление?

3 человека работают по карточкам ( дидактические материалы по физике 7-8 класс. Авт. Чеботарёва)

Итог повторения:

  • Что такое атмосферное давление?
  • Каким прибором измеряют атмосферное давление?
  • Чему равно атмосферное давление?

Физминутка

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Глазками помигаем,
А теперь попрыгаем.

( Всё то, что дети говорят, они выполняют)

III. Изучение нового материала

Настя нам сейчас расскажет, как устроен барометр-анероид.

  1. Гофрированная коробочка необходима, чтобы её объём мог быстро изменяться
  2. Пружина, которая при уменьшении объёма и давления разгибается, а при увеличении давления пружина сжимается.
  3. Промежуточные механизмы.

Вывод сделайте сами ( слушаем высказывания детей)

Особенности барометра-анероида:

Он более надёжен и компактен, по сравнению с ртутным.

Применение барометра-анероида найдите в учебнике и запишите в тетрадь.

Итог:

  1. Из каких частей состоит барометр-анероид?
  2. Его преимущества по сравнению с ртутным?
  3. Где применяются барометры-анероиды?

IV. Закрепление: (решение тестовых заданий)

Тесты

  1. Атмосферное давление равно 750 мл. рт. ст. Чему равна высота столба?
    а) 750 мм
    б)780 мм
    в)540 мм
    г) 766 мм
  2. Чему равно давление воды на глубине 1 м.?
    а)1000 ПА
    б) 10000 ПА
    в) 100 ПА
    г) 0,1 ПА
  3. Для атмосферного давления применяют:
    а) манометр б) термометр в) барометр г) динамометр
  4. Торричелли создал ртутный барометр. Какой высоты был столб ртути в этом барометре?
    а) 76 см б) 10 м в) 1 м г) столб ртути мог быть любым
  5. При попадании пули в стекло в нем остаётся маленькое отверстие, а при попадании в аквариум с водой – стекло разбивается вдребезги. Почему?
    а) в воде скорость пули уменьшается
    б) увеличение давления воды разрывает стекло во всех местах
    в) пуля изменяет траекторию давления в воде
    г) за счёт резкого торможения пули в воде

Ответы:

1 2 3 4 5
а б в а б

V. Домашнее задание:

§ 43, № 93, 94

VI. Решение задач - № 96

Дано:

S = 0, 28 м2

F - ?

Р= F /S, F = P•S

P = 101325 Па F = 101325Па • 0,28м2 = 28371 (Н)

F = Н/ м2•м2 = Н

Итог урока

Сегодня мы с вами повторили всё об атмосферном давлении.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Какими приборами его измеряют?
  3. Из чего состоит барометр?

Давайте, ребята возьмёмся за руки, улыбнёмся и скажем друг другу:  “Большое спасибо за урок”