Цели и задачи игры:
- Формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины.
- Формирование интереса к истории как учебному предмету.
- Воспитание гражданских, патриотических чувств.
- Формирование уважения к старшему поколению, отстоявшему в боях свободу и независимость России.
- Воспитание уважения к историко-культурному наследию нашей страны.
- Формирование творческих начал личности в процессе коллективной творческой деятельности.
Общие положения.
- Игра проводится в несколько этапов. На подготовительном этапе учащиеся на уроках истории, классных часах знакомятся с событиями Великой Отечественной войны. Посещают музей, библиотеку, проводят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. На данном этапе проводятся викторины, конкурсы сочинений на тему “Война в истории моей семьи”
- Второй этап – творческий: ребята выпускают газеты, посвященные истории войны, учат стихи, пенсии о войне.
- Третий этап - проведение игры. Игра проводится во внеурочное время. В игре принимает участие весь класс. Жюри учитывает массовость участия. Каждый класс получает маршрутный лист с указанием станций (этапов). На каждом этапе (станции) класс выполняет задания и отвечает на вопросы, предложенные жюри. Ответы оцениваются в баллах. По окончании игры жюри подводит итоги. Побеждает класс, набравший большинство баллов в общем зачете. Жюри также отмечает классы и ребят, отличившихся на отдельных этапах игры. Победители получают призы.
Ход игры
I. Организационный момент.
Проводится общая линейка, на которой классы получают маршрутные листы – задания. (см. Приложение)
II. “Путешествие” по станциям.
На каждой станции ответы и задания учащихся оценивает жюри в составе учителя и двух учеников 10 класса. За каждый правильный ответ – 1 балл. Выступление на станциях “Литературная” и “Музыкальная” оцениваются по пятибалльной системе.
III. По окончании игры маршрутные листы сдаются в жюри, которые подводит итоги и объявляет результаты. Победители объявляются на заключительном этапе.
Содержание игры.
I. Станция “Историческая”.
- Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
- назовите крупные сражения Великой Отечественной войны.
- Возле какого населенного пункта произошло крупное танковое сражение войны?
- Когда началось контрнаступление советских войск под Москвой?
- Когда и в честь какого события в Москве был произведен первый самолет?
- Какое название в народе получили установки с реактивными снарядами? Когда они были впервые использованы на фронте?
- Сколько дней продолжалась блокада? Что вам об этом известно?
- После какого сражения гитлеровские уже не смогли одержать ни одной серьёзной победы?
- Где на территории нашей страны гитлеровские войска так и не перешли границу советского государства?
- Когда было водружено знамя Победы над рейхстагом в Берлине?
- С какой целью в годы войны применялись понтоны?
- Как назывались юные воспитанники воинских частей в годы ВОВ?
- Назовите города – герои.
- Кого в годы войны с Финляндией называли “кукушкой”?
- Капитуляцией какого государства завершилась II Мировая война?
II. Станция “Героическая”
- Назовите полководцев Великой Отечественной войны.
- Назовите имя лётчика, совершивший первый ночной таран.
- Какой подвиг совершил Николай Гастелло?
- Что вам известно о подвиге А. Матросова?
- Какая крепость в Белоруссии первой приняла на себя удар фашистов?
- Назовите имя советского разведчика, работавшего в годы войны в Японии.
- Где совершили свой подвиг 28 панфиловцев?
- Кого в годы войны называли “черными дьяволами”?
- Назовите летчиков, четырежды героев Советского Союза.
- Где в европейских городах установлены памятники советскому солдату-освободителю?
- В каком городе находится Дом Павлова?
- Что вам известно об Алексее Маресьеве?
- Назовите имена юных героев Великой Отечественной войны. Расскажите об этих подвигах.
- Что вам известно о Хатыни, Саласпилсе, Бабьем Яре, Бухенвальде, Освенциме?
- Таня Савичева. Что вы знаете о ней?
- Назовите имена героев , водрузивших знамя победы над рейхстагом?
III. Станция “Краеведческая”
- Расскажите о роли Калининского фронта в дни битвы над Москвой. Назовите имя командующего фронтом.
- В каком районе Калининской области проходили самые ожесточенные бои?
- Сколько человек было отправлено Бологовским горвоенкоматом на фронт и сколько из них не вернулось с полей срожения?
- Сколько бологовцев удостоены звания Героя Советского Союза? Назовите их имена и расскажите за что они были представлены к награде.
- Назовите выпускника нашей школы, Героя Советского Союза. Что вы о нем знаете?
- Назовите учителей нашей школы , участников войны.
- Расскажите о ветеранах войны, ваших соседях.
- Какой след оставила война в истории Вашей семьи?
- Назовите памятные места г.Бологое, связанные в ВОВ.
- Какая награда и когда была вручена станции Бологое за героический труд железнодорожников в годы Великой Отечественной войны?
- Назовите дату начала бомбёжек г.Бологое.
IV. Станция “Литературная”
- Назовите книги о войне , прочитанные вами.
- Какие фильмы о войне вы видели?
- Назовите имена писателей, поэтов , участников войны.
- Продолжите название кинофильма “В бой идут одни…”. О чем этот фильм?
- Известный советский детский писатель погибший в годы войны.
- Назовите имя известной блокадной поэтессы.
- Прочитать наизусть стихотворение о войне.
V. Станция “Музыкальная”
- Продолжить строку из песни, ставшей гимном советского народа в годы ВОВ. “Вставай , страна огромная…”
- Кто написал музыку к этой песне? Что вам известно об этом человеке?
- Угадайте мелодию
- Исполните песню военных лет или о войне.