Воспитательные возможности урока математики

Разделы: Математика


В современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения-это одна из важнейших задач школы, т.к. именно школа является в наше время,
когда девальвируют нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения, существует огромный разрыв поколений,
психологическая неустойчивость молодежи, именно в таких условиях школа является почти единственным очагом понимания, доверия, гуманности.
Воспитание эффективно там, где есть постоянная заинтересованность взрослых о ребенке. Для педагога личность школьника -главная ценность и основной
объект его заботы.

Учение всегда было и остается делом трудным, а истинную ценность имеет тогда,когда образовательные и воспитательные задачи учитель решает комплексно.
Особенно важно, чтобы ученик пропустил через свое сердце знания, которые он получил, пережил и осмыслил их как личность.
Личность ребенка, подростка формируется тогда, когда рядом с ним яркая личность педагога, когда педагог создает и сохраняет красоту в делах, в отношениях.
Переступая порог класса, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его воспитанию.
Для меня человек, его самочувствие, благополучие-главная ценность. И поэтому окужающее его пространство должно способствовать этому.Классная комната-
один из элементов этого пространства, ее чистота, уют, информативность, полезность материалов, новизна в оформлении должны быть направлены на создание
удобства, удовольствия для занятий.

Убеждена, что запретить легче, чем разрешить. Поэтому переступая порог класса, каждый должен быть уверен в мом, что здесь больше разрешается, чем запрещается. Этого принципа стараюсь придерживаться не только во внеурочное время, но и на уроке. Можно пользоваться оборудованием кабинета, можно обратиться ко мне по любому вопросу,выбрать вариант работы , форму ответа (письменно, устно, у доски, с места), придумать свое задание или подойти к выполнению домашнего задания иначе (применяю в своей практике вариант свободного решения домашних заданий с указанием срока выполнения и текущего контроля). Оценка за работу выставляется в открытую ведомость. здесь реализуются седующие воспитательные возможности:открыта перспектива движения к достижению наивысшего при различных способностях; упорство,настойчивость, вера в свои силы;взаимопомощь,взаимоконтроль, но не списывание; для учителя-видение затруднений, текущий контроль.

Право выбора, свободу ребенка я прежде всего связываю с верой в него, с пониманием, уверенностью в себе. Хочу, чтобы он научился выражать свои мысли свободно, чтобы делился сомнениями, переживаниями, чтобы умел адекватно оценивать свои успехи.

Атмосфера свободы,творчества,комфорта, но не беспредел, а сочетание с требовательностью, вниманием.

Изо дня в день , каждый урок математики имеет два основных воспитательных воздействия:специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать у учащихся общую логическую культуру мышления; с другой стороны предметно-содержательное оснащение математических задач дает широкий простор для сообщения цифр и данных,способных значитеельно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

Воспитание логической культуры мышления требует полноценности аргументации- нигде, ни на каком уроке учащиеся не встречаются с более высокой требоватнльностью к полноценной аргументации. Убеждаемся на практике, что это вначале очень трудно (стереометрия), а в последствии, почувствовав четкость, локаничность, красоту мысли, ему самому станет нравиться. Важно научить аргументированно отвечать (это понадобится и любой жизненной ситуации), впимательно слушать, уметь теоретически полно обосновывать свою точку зрения, а это не достичь, если не работать упорно, ежедневно, ежечасно над культурой математической речи, как устной, так и письменного изложения( обязательное выявлени ошибок и их анализ). Часто использую метод недописанного тезиса для проверки теоретических знаний (здесь и логика , и аргументация,и математическая речь).

Информация из различных явлений природы и окружающей жизни , позволяют расширить интересы учащихся, воспитывают черты, имеющие моральную окраску. Желательно, чтобы наши учебники и учебные пособия содержали намного больше такого типа задач, которые раскрывали бы составляющую основу жизни общества - экономику, познание природы, окружающей действительности - еще одно направление задач и ,поскольку, здоровье -основное богатство человека и общества, то эта тема должна быть ведущей среди познавательных задач учебников математики.

Статистические данные показывают, что в школе обучаются 15% здоровых детей. Об этом надо задуматься. Ведь выходя из школы , мы хотим иметь физически здоровых,душевно богатых, высоконравственных,образованнах молодых людей. В моей практике стали традиционными уроки " За здоровый стиль жизни" (итоги медицинского осмотра, посещение спортивных секций, другая интересная информация предоставляется в виде диаграмм, графиков, задач).
НА что еще в своей работе мы можем рассчитывать - так это на воспитание честности и правдивости ( невозможно никаким красноречием выдать незнания за знания, неполноценную аргументацию за полноценную, никто не смеет отстаивать неверное утверждение. Воспитание -процесс творческий, советский педагог С. Т. Шацкий отмечал: " Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства....... Но главное заключается не в этом.
Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать."

Мы рассчитываем в своей работе на воспитание настойчивости имужества. Задача должна быть решена верно, теорема доказана правильно. Математическая задача в большинстве случаев несет творческий характер. Она требует рассуждений- тем самым пусть скромный, но творческий акт. Тот, кто раз изведал благородную радость творческого достижениия, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать.

Решая задачи, мы преследуем развитие творческого и математического мышления учащихся, пповышение их интереса к математике. Этому способствуют так называемые красивые задачи, чаще всего это планиметрические задачи, которые способствуют формированию и развитию эстетического вкуса. Убеждена, что восприятие эстетической стороны задачи начинается с условия и чертежа. Чертеж должен соответствовать слову "красивый;, т. е. доставлять наслаждение, приятного внешнего вида, гармоничный, стройный. К к этому приучаю и требую от учеников.

Задача способствуют развитию эстетического вкуса,если условие интересно,чертеж красивый. Задача может установить интересный неожиданный факт, желательно, чтобы имела несколько способов решения. При этом дети не остаются равнодушными, начинают смотреть на геометрию не как на сухую точную науку, а видят, что и здесь нужна выдумка, фантазия, творчество. Доказательство теоремы несколькими способами - вынуждают искать нужный материал в дополнительной литературе, что способствует умению самостоятельно добывать знания.

Чтобы научиться самостоятельности учащиеся должны развивать навык самоконтроля. Для этого необходимо показать им способы проверки, взаимопроверки, находить ошибки. Желательно формировать умение контролировать успешность своей работы по теме в целом. Это должно войти в систему , т.к. В. А. Сухомлинский считал, что "воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это и есть по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание "

Стремясь воспитать из своих учеников рачительных хозяев, приучаю их заботливо относиться к общественному достоянию, природе, быть экономным и бережливым. Поэтому в качестве домашних заданий ребята получают задания ознакомиться с местным материалом и передать его в математическом формате.

В развитии человека идут количественно и качественно нарастая как бы два параллельных процесса: накопление знаний о мире, навыков и умений их применять в жизни, на практике и способов их получения; процесс формирования отношений к приобретаемым ребенком знаниям умениям навыкам их получения. Поэтому на каждом уроке математике кроме объема математического материала необходимо давать информацию о важности, необходимости математики, интересные исторические сведения , области применения, чтобы суметь сформировать отпошеня "Я буду хорошо учиться по математике, ведь без нее не обойтись." Если этого хоть отчасти добился, то ваши ученики вас не разочаруют в дальнейшем. Выйдя из стен школы они должны быть готовыми к различного рода испытаниям. Проводим различные конкурсы,зачеты, пробные экзамены, тестирование. Каждое мероприятие создает атмосферу новизны,творчества. Учащиеся занимаются в заочных математических школах, научном обществе. Прослеживаю свою работу по своим выпускникам.

Важно знать как чувствует ученик на вашем уроке,поэтому осуществляю обратную связь через анкетирование, условные жетоны и т.д.

Ребенка не надо переделывать, поскольку он хороший от природы. Его надо принимать таким, каков он есть, более того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки,развиать способности,демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего должен ребенок сам.

Воспитывать- значит создавать все условия, чтобы дети оставались хорошими.

"К воспитанию надо относитьсятак, как будто он уже такой, каким бы педагоги хотели его видеть",-Л.С. Выготский.