Цель урока:
- закрепить знания состава числа 10;
- закрепить умения решать уравнения;
- простые и составные задачи, работать над умением проводить их самостоятельный анализ;
- привить любовь к чтению книг;
- проверить знания по окружающему миру о службе пожарных.
Оборудование:
- счётный материал;
- книжки с разрядным составом чисел;
- табличный состав чисел; схемы,
- изображение человечков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
- Сегодня мы вместе с гномиком Васей отправляемся в гости к гномику Ване. Но чтобы к нему попасть, надо преодолеть несколько препятствий, которые нам устроила Злючка - Грязнючка.
1 испытание:
- дан ряд чисел 2 4 8
Что можно сказать про эти числа?
(чётные числа, расположены в порядке возрастания.)
-Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа (10, 14, 16).
2 испытание:
Вставьте вместо * знаки + или –
10 * 3 * 3 = 5
10 * 3 * 2 = 9
3 испытание:
“Волшебный квадрат” (Сумма чисел по строкам и столбцам равна).
Заполните пустые ячейки:
2 | 6 | |
3 | ||
1 | 4 |
4 испытание:
Игра: “День и ночь”.
5 + 5 – 9 + 8 – 7 + 4 – 0 + 3 + 1 (10)
5 испытание:
Решить уравнения (2 человека решают на доске самостоятельно)
3 + x = 10 | x – 3 = 7 |
x = 10 – 3 | x = 7 + 3 |
x = 7 | x = 10 |
3 + 7 = 10 | 10 – 3 = 7 |
10 = 10 | 7 = 7 |
(Устно в это время с остальными учениками)
- найдите сумму чисел 4и 3;
- на сколько 9 больше 6;
- найдите разность чисел 8 и 4;
- на сколько 2 меньше 7;
- найдите сумму длин сторон (периметр) многоугольников:
Рисунок 1
- О какой величине шла речь в этих задачах? (Длина.)
- Какой единицей измерения мы пользовались? (см)
- Какие ещё величины вы знаете? (Масса, объём.)
- Какие вы знаете единицы измерения массы, объема? (Килограмм, литр.)
6 испытание:
- Вот мы подходим к дому гномика Вани, но Злючка расставила “ловушки - схемы”.
- Составь задачу по выражению:
8 + 2 |
и выбери соответствующую схему к этому выражению:
Рисунок 2
III. Зарядка для глаз.
IV. Объяснение нового материала:
Мы подходим к домику гнома, но дверь закрыта. Надо подобрать код к замку. Это число!
- С каким числом мы часто встречались, при прохождении различных испытаний? (10)
- Как вы думаете, какая тема урока? (Число10, состав числа 10).
Цель урока: повторить состав числа 10, закрепить знания о составе числа 10.
(У каждого ученика по 2 палочки).
- Как из двух палочек сделать число 10? (X)
- Где вы видели такое обозначение числа 10?
(На часах - это римская цифра 10.)
- Какую ещё римскую цифру можно составить из двух палочек? (2)
- А какие цифры нужны, чтобы записать это число так, как это чаще всего мы делаем?
(Цифры 1 и 0.)
(Учитель на доске выставляет 01).
- Я правильно записала число 10? (Нет).
- Почему? (Это не число 10, это номер вызова пожарных.)
- Где мы с вами говорили об этом? (На уроке – окружающего мира.)
- А как нужно записать это число? (Поменять местами.)
Расскажите всё о числе 10. (10 11, 10 стоит после 9, 10 на 1 больше 9, стоит между 10 и 11.)
- Как можно получить число 10?
(Заполняется домик: состав числа 10)
Рисунок 3
V. Работа с учебником.
- Дополни до 10. (Стр. 40, №1.)
- Решение задачи:
Гномик Ваня благодарит вас за помощь. Он прислал вам письмо о том, как они живут.
“Добрый день, мой друг! Мы живём с Васей дружно и весело. Много играем и читаем. Перед нами возникла очень трудная задача, которую мы не можем решить. Помоги нам! Заранее благодарю. До скорой встречи. Ваня.”
Вася прочитал 4 страницы, а Ваня - на 3 страницы больше. Сколько страниц прочитал Ваня?
Оденьте схему и выберите правильное выражение: 4 + 3 4 - 3,
Рисунок 4
Разбор задачи:
- Как называется задача, если её можно решить одним действием? (Простая задача.)
- Как изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего страниц прочитали гномики?)
- Как нужно изменить схему? (Добавить фигурную скобку.)
- Какого вида стала задача? (Составная задача.)
- Для чего люди читают? (Чтобы узнать много интересного.)
- Кто из вас хочет много знать?
- Что для этого надо делать?
VI. Физкультминутка.
VII. Самостоятельная работа. (Проверка знаний.)
Решение составной задачи. (Стр. 41 №5)
VIII. Подведение итога урока:
- Чем сегодня на уроке мы занимались?
- Что повторяли?
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Ваня благодарит вас за помощь. Кто ещё сомневается в своих знаниях по составу числа 10, тот может повторить дома и рассказать своим родителям.