Урок по математике в 1-м классе "Состав числа 10"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • закрепить знания состава числа 10;
  • закрепить умения решать уравнения;
  • простые и составные задачи, работать над умением проводить их самостоятельный анализ;
  • привить любовь к чтению книг;
  • проверить знания по окружающему миру о службе пожарных.

Оборудование:

  • счётный материал;
  • книжки с разрядным составом чисел;
  • табличный состав чисел; схемы,
  • изображение человечков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

- Сегодня мы вместе с гномиком Васей отправляемся в гости к гномику Ване. Но чтобы к нему попасть, надо преодолеть несколько препятствий, которые нам устроила Злючка - Грязнючка.

1 испытание:

- дан ряд чисел 2 4 8

Что можно сказать про эти числа?

(чётные числа, расположены в порядке возрастания.)

-Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа (10, 14, 16).

2 испытание:

Вставьте вместо * знаки + или –

10 * 3 * 3 = 5

10 * 3 * 2 = 9

3 испытание:

“Волшебный квадрат” (Сумма чисел по строкам и столбцам равна).

Заполните пустые ячейки:

2 6  
  3  
  1 4

4 испытание:

Игра: “День и ночь”.

5 + 5 – 9 + 8 – 7 + 4 – 0 + 3 + 1 (10)

5 испытание:

Решить уравнения (2 человека решают на доске самостоятельно)

3 + x = 10 x – 3 = 7
x = 10 – 3 x = 7 + 3
x = 7 x = 10
3 + 7 = 10 10 – 3 = 7
10 = 10 7 = 7

(Устно в это время с остальными учениками)

  • найдите сумму чисел 4и 3;
  • на сколько 9 больше 6;
  • найдите разность чисел 8 и 4;
  • на сколько 2 меньше 7;
  • найдите сумму длин сторон (периметр) многоугольников:

Рисунок 1

  • О какой величине шла речь в этих задачах? (Длина.)
  • Какой единицей измерения мы пользовались? (см)
  • Какие ещё величины вы знаете? (Масса, объём.)
  • Какие вы знаете единицы измерения массы, объема? (Килограмм, литр.)

6 испытание:

- Вот мы подходим к дому гномика Вани, но Злючка расставила “ловушки - схемы”.

- Составь задачу по выражению:

8 + 2

и выбери соответствующую схему к этому выражению:

Рисунок 2

III. Зарядка для глаз.

IV. Объяснение нового материала:

Мы подходим к домику гнома, но дверь закрыта. Надо подобрать код к замку. Это число!

  • С каким числом мы часто встречались, при прохождении различных испытаний? (10)
  • Как вы думаете, какая тема урока? (Число10, состав числа 10).

Цель урока: повторить состав числа 10, закрепить знания о составе числа 10.

(У каждого ученика по 2 палочки).

  • Как из двух палочек сделать число 10? (X)
  • Где вы видели такое обозначение числа 10?

(На часах - это римская цифра 10.)

  • Какую ещё римскую цифру можно составить из двух палочек? (2)
  • А какие цифры нужны, чтобы записать это число так, как это чаще всего мы делаем?

(Цифры 1 и 0.)

(Учитель на доске выставляет 01).

  • Я правильно записала число 10? (Нет).
  • Почему? (Это не число 10, это номер вызова пожарных.)
  • Где мы с вами говорили об этом? (На уроке – окружающего мира.)
  • А как нужно записать это число? (Поменять местами.)

Расскажите всё о числе 10. (10 11, 10 стоит после 9, 10 на 1 больше 9, стоит между 10 и 11.)

  • Как можно получить число 10?

(Заполняется домик: состав числа 10)

Рисунок 3

V. Работа с учебником.

  1. Дополни до 10. (Стр. 40, №1.)
  2. Решение задачи:

Гномик Ваня благодарит вас за помощь. Он прислал вам письмо о том, как они живут.

“Добрый день, мой друг! Мы живём с Васей дружно и весело. Много играем и читаем. Перед нами возникла очень трудная задача, которую мы не можем решить. Помоги нам! Заранее благодарю. До скорой встречи. Ваня.”

Вася прочитал 4 страницы, а Ваня - на 3 страницы больше. Сколько страниц прочитал Ваня?

Оденьте схему и выберите правильное выражение: 4 + 3 4 - 3,

Рисунок 4

Разбор задачи:

  • Как называется задача, если её можно решить одним действием? (Простая задача.)
  • Как изменить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего страниц прочитали гномики?)
  • Как нужно изменить схему? (Добавить фигурную скобку.)
  • Какого вида стала задача? (Составная задача.)
  • Для чего люди читают? (Чтобы узнать много интересного.)
  • Кто из вас хочет много знать?
  • Что для этого надо делать?

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа. (Проверка знаний.)

Решение составной задачи. (Стр. 41 №5)

VIII. Подведение итога урока:

  • Чем сегодня на уроке мы занимались?
  • Что повторяли?

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Ваня благодарит вас за помощь. Кто ещё сомневается в своих знаниях по составу числа 10, тот может повторить дома и рассказать своим родителям.