Цели урока:
- познакомить детей с непроизносимыми согласными;
- учить находить непроизносимую согласную в словах;
- воспитывать интерес к русскому языку и чтению.
1. Организационный момент
-Урок русского языка. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
- Поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, встретимся с новой орфограммой. Готовы?
Покажите, какое у вас настроение на урок.
/Стук в дверь/
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?
Это он, это он, дядя Печкин почтальон. / рис.1./
Печкин передал нам посылку, а в ней письмо и диск. Интересно, что это значит! А вам тоже интересно?
Письмо:
“Здравствуйте, друзья! Наступила долгая зима и у нас в Простоквашине стало очень скучно. Даже на фотоохоту я не хожу, там фотоохотиться не на кого. Приезжайте к нам в гости, будет веселей. Ваш Шарик.”
- А еще и диск. Посмотрим?
/ фрагмент из мультфильма “Зима в Простоквашине”/.
- Ну что, ребята, примем приглашение? Надо помочь Шарику. Ведь и зимой есть чем заняться интересным и увлекательным. Тогда в путь! Но для начала надо приготовиться к дороге.
1) Эмоциональный настрой учащихся:
-улыбнитесь друг другу, мне.
2) Гимнастика для рук:
-пальчики здороваются;
- лепим снежки;
- греем руки (потирание), кистью руки рисуем
солнышко и лучи.
2. Чистописание.
Запишем дату нашей поездки: двадцать второе декабря, классная работа.
Внимательно слушаем и пишем орфограммы и буквы:
*- БУРАН (безударная гласная) | У |
- ВЕС (парная согласная) | С |
- КНОПКА (парная согласная) | П |
- СНЕЖОК (безударная гласная) | Е |
- НИНА (Имя собственное) | Н |
- МАСКА (парная согласная) | С |
*- ГАЛКА (согласный, парный, глухой, твердый), | К |
- ПИСЬМО (безударная гласная) | И |
*- ЗАЙКА (согласный, непарный, звонкий, всегда мягкий) | Й |
- Какое же слово получилось? УСПЕНСКИЙ
-Кто это? Что вы про него знаете? / рис.2/
3. Беседа о писателе.
Сегодня 22 декабря – день рождения Эдуарда Николаевича Успенского. Сегодня у него Юбилей. Ему исполняется 70 лет. Эдуард Николаевич Успенский – один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, сказки, рассказы и веселые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Это именно он придумал для нас Чебурашку и Крокодила Гену, Дядю Федора, кота Матроскина, Шарика и почтальона Печкина, Колобков, которые ведут следствие, Бабу Ягу, которая против и многих, многих других. /рис. 3/
4. Введение в тему урока.
Ребята, Колобки тоже хотят с нами отправиться в гости, но они ведут следствие. Из слов пропали буквы. Поможем Колобкам? /рис.4/
ГРУС..НЫЙ, ЗВЕЗ..НЫЙ, КАПУС..НЫЙ, СО..НЦЕ.
- Прочитать, определить орфограмму, проверить слова.
- Какие буквы вставили? Т,Д,Т,Л
Превратились сразу в тень!
Были звуки и звучали!
А теперь вдруг замолчали.
-Исчезли отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных, так как трудно их произносить: СТК, ЗДН, СТН, ЛНЦ.
- А в какой части слова находятся непроизносимые согласные? (в корне)
Выделим умело линию родства,
Однокоренные подберем слова.
Звёздный – звезда, капустный – капуста, солнце – солнышко, грустный – грустит.
- Теперь мы услышали пропущенные буквы? Кто скажет, как же проверить непроизносимые согласные?
Читаем правило.
ФИЗМИНУТКА.
(звучит песня “Чебурашка”) /рис. 5/
Под музыку: упражнения для глаз, движения.
5. Работа над предложением.
- Любите ли вы лепить из пластилина? Из него можно слепить что угодно и даже это… /рис.6/
(Звучит песня “Пластилиновая ворона”)
- Ребята, ворона тоже просится с нами. А найдется ли для нее в Простоквашине друг? Конечно же, это галчёнок. Но ворона – мудрая птица и увидела непорядок: ветер перемел слова. Надо составить предложение: ИЗВЕС..НЫЙ, В, П..САТЕЛЬ, ШКОЛУ, ПРИШ..Л.
Записать с комментированием. Дать характеристику предложению. Какую работу можно выполнить? (дифференцированно: разобрать по членам предложения, обозначить части речи, выделить орфограммы и т.д.)
6. Закрепление изученного.
(Звучит музыка “Пусть бегут неуклюже”) /рис.7/
Крокодил Гена и Чебурашка приготовили подарки, ведь в гости без подарков не ходят. Давайте узнаем, какие же это подарки?
(На стенде изображение стола. К столу прикреплены слова с пропущенными орфограммами).
РАДОС..НЫЙ, СЧАС..ЛИВЫЙ, ЗДРА..СТВУЙ, СЕР..ЦЕ.
На наборном полотне буквы С, Т, В, Д, Т, Л.
Вставить, проверить, записать, выделить корень.
Буквы – подарки (Т – косточка, Т – пакет молока, В – семечки, Д – книга
Э. Успенского) с другой стороны крепятся на стол.
7. Работа с сигнальными карточками.
НЕНАСТНЫЙ, МЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ПОЗДНО, УСТНО.
8. Итог урока.
-Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока? /рис. 8/
9. Самооценка.
- Оцените свою работу.