Урок русского языка в 3-м классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с непроизносимыми согласными;
  • учить находить непроизносимую согласную в словах;
  • воспитывать интерес к русскому языку и чтению.

1. Организационный момент

-Урок русского языка. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

- Поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, встретимся с новой орфограммой. Готовы?

Покажите, какое у вас настроение на урок.

/Стук в дверь/

- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?

Это он, это он, дядя Печкин почтальон. / рис.1./

Печкин передал нам посылку, а в ней письмо и диск. Интересно, что это значит! А вам тоже интересно?

Письмо:

“Здравствуйте, друзья! Наступила долгая зима и у нас в Простоквашине стало очень скучно. Даже на фотоохоту я не хожу, там фотоохотиться не на кого. Приезжайте к нам в гости, будет веселей. Ваш Шарик.”

- А еще и диск. Посмотрим?

/ фрагмент из мультфильма “Зима в Простоквашине”/.

- Ну что, ребята, примем приглашение? Надо помочь Шарику. Ведь и зимой есть чем заняться интересным и увлекательным. Тогда в путь! Но для начала надо приготовиться к дороге.

1) Эмоциональный настрой учащихся:
-улыбнитесь друг другу, мне.

2) Гимнастика для рук:
-пальчики здороваются;
- лепим снежки;
- греем руки (потирание), кистью руки рисуем солнышко и лучи.

2. Чистописание.

Запишем дату нашей поездки: двадцать второе декабря, классная работа.

Внимательно слушаем и пишем орфограммы и буквы:

*- БУРАН (безударная гласная) У
- ВЕС (парная согласная) С
- КНОПКА (парная согласная) П
- СНЕЖОК (безударная гласная) Е
- НИНА (Имя собственное) Н
- МАСКА (парная согласная) С
*- ГАЛКА (согласный, парный, глухой, твердый), К
- ПИСЬМО (безударная гласная) И
*- ЗАЙКА (согласный, непарный, звонкий, всегда мягкий) Й

- Какое же слово получилось? УСПЕНСКИЙ

-Кто это? Что вы про него знаете? / рис.2/

3. Беседа о писателе.

Сегодня 22 декабря – день рождения Эдуарда Николаевича Успенского. Сегодня у него Юбилей. Ему исполняется 70 лет. Эдуард Николаевич Успенский – один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, сказки, рассказы и веселые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Это именно он придумал для нас Чебурашку и Крокодила Гену, Дядю Федора, кота Матроскина, Шарика и почтальона Печкина, Колобков, которые ведут следствие, Бабу Ягу, которая против и многих, многих других. /рис. 3/

4. Введение в тему урока.

Ребята, Колобки тоже хотят с нами отправиться в гости, но они ведут следствие. Из слов пропали буквы. Поможем Колобкам? /рис.4/

ГРУС..НЫЙ, ЗВЕЗ..НЫЙ, КАПУС..НЫЙ, СО..НЦЕ.

- Прочитать, определить орфограмму, проверить слова.

- Какие буквы вставили? Т,Д,Т,Л

Превратились сразу в тень!
Были звуки и звучали!
А теперь вдруг замолчали.

-Исчезли отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных, так как трудно их произносить: СТК, ЗДН, СТН, ЛНЦ.

- А в какой части слова находятся непроизносимые согласные? (в корне)

Выделим умело линию родства,

Однокоренные подберем слова.

Звёздный – звезда, капустный – капуста, солнце – солнышко, грустный – грустит.

- Теперь мы услышали пропущенные буквы? Кто скажет, как же проверить непроизносимые согласные?

Читаем правило.

ФИЗМИНУТКА.

(звучит песня “Чебурашка”) /рис. 5/

Под музыку: упражнения для глаз, движения.

5. Работа над предложением.

- Любите ли вы лепить из пластилина? Из него можно слепить что угодно и даже это… /рис.6/

(Звучит песня “Пластилиновая ворона”)

- Ребята, ворона тоже просится с нами. А найдется ли для нее в Простоквашине друг? Конечно же, это галчёнок. Но ворона – мудрая птица и увидела непорядок: ветер перемел слова. Надо составить предложение: ИЗВЕС..НЫЙ, В, П..САТЕЛЬ, ШКОЛУ, ПРИШ..Л.

Записать с комментированием. Дать характеристику предложению. Какую работу можно выполнить? (дифференцированно: разобрать по членам предложения, обозначить части речи, выделить орфограммы и т.д.)

6. Закрепление изученного.

(Звучит музыка “Пусть бегут неуклюже”) /рис.7/

Крокодил Гена и Чебурашка приготовили подарки, ведь в гости без подарков не ходят. Давайте узнаем, какие же это подарки?

(На стенде изображение стола. К столу прикреплены слова с пропущенными орфограммами).

РАДОС..НЫЙ, СЧАС..ЛИВЫЙ, ЗДРА..СТВУЙ, СЕР..ЦЕ.

На наборном полотне буквы С, Т, В, Д, Т, Л.

Вставить, проверить, записать, выделить корень.

Буквы – подарки (Т – косточка, Т – пакет молока, В – семечки, Д – книга

Э. Успенского) с другой стороны крепятся на стол.

7. Работа с сигнальными карточками.

НЕНАСТНЫЙ, МЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ПОЗДНО, УСТНО.

8. Итог урока.

-Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока? /рис. 8/

9. Самооценка.

- Оцените свою работу.