Математика в 4-м классе по теме "Решение уравнений. Ознакомление со способом решения задач с помощью уравнения"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать у школьников умение решать уравнения, составлять по данному условию и решать их.

Задачи: развивать умение составлять уравнения, читать и решать их; научить детей решать задачи способом составления уравнения; закреплять понятия “Уравнение”, “корень уравнения”, “решение уравнения”; воспитывать аккуратность, коллективизм и взаимопомощь среди ребят.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки для вычислительных навыков по (вариантам), учебник математики, индивидуальная тетрадь на печатной основе, плакат – схема задачи, уравнения, музыкальный центр, плакат “Гимнастика для глаз”.
  • Н.Б.Истомина Математика 4 класс Издательство “Ассоциация XXI век” Смоленск 2003 г.
  • Н.Б.Истомина Тетрадь по математике 2 “Ассоциация XXI век” Смоленск 2005 г.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

- Добрый день. Урок математики

- Сегодня, ребята, на уроке мы продолжим развивать умения при составлении уравнения, читать их и решать. И познакомимся со способом решения задач с помощью уравнения.

III. Совершенствование вычислительных навыков

Тема: Внетабличное умножение и деление

Индивидуальные задания по вариантам.

А сейчас мы потренируемся в устных вычислениях, ведь они нам пригодятся в течении всего урока.

Вариант 1:

  • Как называются числа при умножении?(множитель, множитель, значение произведения)
  • Как найти неизвестный множитель?(Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель, т.е. 60: 5 = 12)
  • Смотрим на циферблат. 12 соответствует буква “в” ( Ваш ответ: Всемирный потоп)

Рассказ учителя: в мифологии ряда народов “божья кара”, ниспосланная на человечество и на всё живое на земле. По библейскому мифу, во время всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьёй и по паре “от всякой плоти”

Вариант 2:

Смотрим на алгоритм первого ряда. Как найдено число 19? (171 нужно разделить на 9, получится 19. Это число соответствует букве “А”. Справа находим данный ответ и подписываем нужную букву).

( Ваш ответ: Пиррова победа)

Рассказ учителя: 302 – 307 года до н. э. царь Эпир воевал на стороне г. Тарента с Римом. Одержал победы при Геракле и Аускулуме, последнюю ценой огромных потерь. Все воины погибли - пиррова победа одержана.

(Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь).

- У кого получилось?

Для того, чтобы найти свою ошибку проверьте по данному алгоритму.(на доску учитель помещает две таблицы с правильными ответами

 

IV. Работа в рабочих тетрадях. Повторение об уравнении.

-Я задумала число. Если увеличить его на 300, то получится наибольшее 3х значное число.

-Какое число я задумала?

-Запишите свои записи на доске.

(дети записывают свои варианты: х+300=999, х+300=999, х+300=999),

-Что это? (уравнение)

-Что значит решить уравнение? ( решить уравнение – значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство)

-Как называют это число?( это число называют корнем уравнения)

-Найдите корень уравнения. Чему он равен? (корень уравнения равен 699)

V. Работа с учебником

Прочитаем задание № 477 стр. 187

- Можно ли утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаково:

Х (35+4) = 234

Х (30+9) = 200+34

Х (34+5) = 210+24

- Ваши суждения?(я думаю, что можно утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаков)

- Чтобы ваши утверждения подтвердить мы, конечно же, уравнения решим. Наша задача: прочитать уравнение, правильно записать, найти корень уравнения.

1 ряд – первое уравнение, 2ряд – второе, 3ряд – третье уравнение.

Кто желает работать у доски?

( у доски работают три человека, затем они объясняют решение каждого уравнения. Ответ ученика с третьего ряда:

Чтобы решить данное уравнение, нужно его преобразовать

Х (34 + 5) = 210 + 24
Х 39 = 234 получилось простое уравнение с
Х = 234 : 39 неизвестным множителем. Чтобы
Х = 6 найти неизвестный множитель,
6 (34+5) = 210+24 нужно значение произведения
234 = 234 разделить на известный множитель

Корень уравнения равен шести. Теперь вместо х подставляем число шесть и делаем проверку).

- Какой можно сделать вывод? ( утверждения подтвердились, значение х во всех уравнениях одинаково, оно равно шести).

VI. Работа с тетрадью на печатной основе.

Т.с 21 № 58

Прочитайте задание: Подчеркни уравнения, которые имеют одинаковые корни. Реши любое из этих уравнений.

Первый вариант выполняет работу под буквой “б”, второй вариант выполняет работу под буквой “а”,

а) х: 27 = 120 + 29
х : (3 9) = 130 + 270
х : (9 3) = 400
х : (54 :2) =200 2
б) х (47 – 35) = 312
х (40 – 27) = 300 + 12
х (43 – 30) = 290+22
х : 13 = 312

Ваша задача: нужно найти уравнения, которые имеют одинаковые корни и одно из них решить.

- А может кто – то решит уравнение из другого варианта?

Самостоятельная работа

Учитель следит за выполнением задания каждого ученика. Оказывается соответствующая помощь.

Проверка задания первого варианта(мы подчеркнули второе и третье уравнения, корень уравнения равен 24)

Проверка задания второго варианта(мы подчеркнули второе, третье, четвертое уравнения, корень уравнения равен 10800)

Учитель проверяет несколько работ учащихся и выставляет отметки.

VII. Физминутка

1. Гимнастика для глаз

 

  • Ведем глазами по контуру красного круга вправо, затем влево
  • Играем глазами (смотрим на красный круг, зеленый, синий и т. Д.)
  • Выбрали для себя цвет.(звучит спокойная музыка, ученица читает стихотворение В. Жуковского “Песня”)

VIII. Знакомство со способом решения задач с помощью уравнения.

Учебник с 187 № 479. Читаем задачу

Наша цель – научиться решать задачи способом составления уравнений.

На доске схема к задаче №479 и варианты уравнения.

 

 Ваша задача – рассмотри схему и выбери уравнения, которые соответствуют данной задачи.

(дети дают разные варианты ответов)

  • Перед нами встала проблема, какое же уравнение соответствует схеме?
  • Из скольких частей состоит отрезок? (из двух частей).
  • Чему равна (как обозначена) первая часть отрезка? (х)
  • Чему равна вторая часть отрезка? (12).
  • Как обозначить весь отрезок? (х+12)
  • А чему равен весь отрезок? (34)
  • Какое получится уравнение? (Х+12 = 34)
  • Что такое х в этом уравнении? (дети изучающие немецкий язык)
  • Что означает 12? (дети изучающие английский язык)
  • Что означает 34? (число учеников в классе)

Решение составленного уравнения (1 человек у доски с объяснением)

Х+12 = 34

Х = 34 – 12

Х = 22

22 + 12=34

34 = 34

Ответ: 34 человека изучают немецкий язык.

IX. Закрепление. Т.с.21 №57

Читаем задание. Выбери уравнения, которые соответствуют данной схеме, и реши их.

Задание усложняется – составить условие задачи к данным уравнениям. Учитель контролирует решение задания.

- Какие уравнения вы выбрали к данной схеме?

(уравнения 1, 4; дети составляют условия задачи к данному уравнению, решение данных уравнений в тетради)

Учитель и учащиеся выслушивают ответы детей по составлению и решению задач, выставляются отметки.

 X. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Что помогает усваивать новый материал?
  • Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?
  • С какого задания вы бы хотели начать завтрашний день?

- Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.