Цель: формировать у школьников умение решать уравнения, составлять по данному условию и решать их.
Задачи: развивать умение составлять уравнения, читать и решать их; научить детей решать задачи способом составления уравнения; закреплять понятия “Уравнение”, “корень уравнения”, “решение уравнения”; воспитывать аккуратность, коллективизм и взаимопомощь среди ребят.
Оборудование:
- индивидуальные карточки для вычислительных навыков по (вариантам), учебник математики, индивидуальная тетрадь на печатной основе, плакат – схема задачи, уравнения, музыкальный центр, плакат “Гимнастика для глаз”.
- Н.Б.Истомина Математика 4 класс Издательство “Ассоциация XXI век” Смоленск 2003 г.
- Н.Б.Истомина Тетрадь по математике 2 “Ассоциация XXI век” Смоленск 2005 г.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание
- Добрый день. Урок математики
- Сегодня, ребята, на уроке мы продолжим развивать умения при составлении уравнения, читать их и решать. И познакомимся со способом решения задач с помощью уравнения.
III. Совершенствование вычислительных навыков
Тема: Внетабличное умножение и деление
Индивидуальные задания по вариантам.
А сейчас мы потренируемся в устных вычислениях, ведь они нам пригодятся в течении всего урока.
Вариант 1:
- Как называются числа при умножении?(множитель, множитель, значение произведения)
- Как найти неизвестный множитель?(Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель, т.е. 60: 5 = 12)
- Смотрим на циферблат. 12 соответствует буква “в” ( Ваш ответ: Всемирный потоп)
Рассказ учителя: в мифологии ряда народов “божья кара”, ниспосланная на человечество и на всё живое на земле. По библейскому мифу, во время всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьёй и по паре “от всякой плоти”
Вариант 2:
Смотрим на алгоритм первого ряда. Как найдено число 19? (171 нужно разделить на 9, получится 19. Это число соответствует букве “А”. Справа находим данный ответ и подписываем нужную букву).
( Ваш ответ: Пиррова победа)
Рассказ учителя: 302 – 307 года до н. э. царь Эпир воевал на стороне г. Тарента с Римом. Одержал победы при Геракле и Аускулуме, последнюю ценой огромных потерь. Все воины погибли - пиррова победа одержана.
(Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь).
- У кого получилось?
Для того, чтобы найти свою ошибку проверьте по данному алгоритму.(на доску учитель помещает две таблицы с правильными ответами
IV. Работа в рабочих тетрадях. Повторение об уравнении.
-Я задумала число. Если увеличить его на 300, то получится наибольшее 3х значное число.
-Какое число я задумала?
-Запишите свои записи на доске.
(дети записывают свои варианты: х+300=999, х+300=999, х+300=999),
-Что это? (уравнение)
-Что значит решить уравнение? ( решить уравнение – значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство)
-Как называют это число?( это число называют корнем уравнения)
-Найдите корень уравнения. Чему он равен? (корень уравнения равен 699)
V. Работа с учебником
Прочитаем задание № 477 стр. 187
- Можно ли утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаково:
Х (35+4) = 234
Х (30+9) = 200+34
Х (34+5) = 210+24
- Ваши суждения?(я думаю, что можно утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаков)
- Чтобы ваши утверждения подтвердить мы, конечно же, уравнения решим. Наша задача: прочитать уравнение, правильно записать, найти корень уравнения.
1 ряд – первое уравнение, 2ряд – второе, 3ряд – третье уравнение.
Кто желает работать у доски?
( у доски работают три человека, затем они объясняют решение каждого уравнения. Ответ ученика с третьего ряда:
Чтобы решить данное уравнение, нужно его преобразовать
Х (34 + 5) = 210 + 24 | |
Х 39 = 234 | получилось простое уравнение с |
Х = 234 : 39 | неизвестным множителем. Чтобы |
Х = 6 | найти неизвестный множитель, |
6 (34+5) = 210+24 | нужно значение произведения |
234 = 234 | разделить на известный множитель |
Корень уравнения равен шести. Теперь вместо х подставляем число шесть и делаем проверку).
- Какой можно сделать вывод? ( утверждения подтвердились, значение х во всех уравнениях одинаково, оно равно шести).
VI. Работа с тетрадью на печатной основе.
Т.с 21 № 58
Прочитайте задание: Подчеркни уравнения, которые имеют одинаковые корни. Реши любое из этих уравнений.
Первый вариант выполняет работу под буквой “б”, второй вариант выполняет работу под буквой “а”,
а) х: 27 = 120 + 29 х : (3 9) = 130 + 270 х : (9 3) = 400 х : (54 :2) =200 2 |
б) х (47 – 35) = 312 х (40 – 27) = 300 + 12 х (43 – 30) = 290+22 х : 13 = 312 |
Ваша задача: нужно найти уравнения, которые имеют одинаковые корни и одно из них решить.
- А может кто – то решит уравнение из другого варианта?
Самостоятельная работа
Учитель следит за выполнением задания каждого ученика. Оказывается соответствующая помощь.
Проверка задания первого варианта(мы подчеркнули второе и третье уравнения, корень уравнения равен 24)
Проверка задания второго варианта(мы подчеркнули второе, третье, четвертое уравнения, корень уравнения равен 10800)
Учитель проверяет несколько работ учащихся и выставляет отметки.
VII. Физминутка
1. Гимнастика для глаз
- Ведем глазами по контуру красного круга вправо, затем влево
- Играем глазами (смотрим на красный круг, зеленый, синий и т. Д.)
- Выбрали для себя цвет.(звучит спокойная музыка, ученица читает стихотворение В. Жуковского “Песня”)
VIII. Знакомство со способом решения задач с помощью уравнения.
Учебник с 187 № 479. Читаем задачу
Наша цель – научиться решать задачи способом составления уравнений.
На доске схема к задаче №479 и варианты уравнения.
Ваша задача – рассмотри схему и выбери уравнения, которые соответствуют данной задачи.
(дети дают разные варианты ответов)
- Перед нами встала проблема, какое же уравнение соответствует схеме?
- Из скольких частей состоит отрезок? (из двух частей).
- Чему равна (как обозначена) первая часть отрезка? (х)
- Чему равна вторая часть отрезка? (12).
- Как обозначить весь отрезок? (х+12)
- А чему равен весь отрезок? (34)
- Какое получится уравнение? (Х+12 = 34)
- Что такое х в этом уравнении? (дети изучающие немецкий язык)
- Что означает 12? (дети изучающие английский язык)
- Что означает 34? (число учеников в классе)
Решение составленного уравнения (1 человек у доски с объяснением)
Х+12 = 34
Х = 34 – 12
Х = 22
22 + 12=34
34 = 34
Ответ: 34 человека изучают немецкий язык.
IX. Закрепление. Т.с.21 №57
Читаем задание. Выбери уравнения, которые соответствуют данной схеме, и реши их.
Задание усложняется – составить условие задачи к данным уравнениям. Учитель контролирует решение задания.
- Какие уравнения вы выбрали к данной схеме?
(уравнения 1, 4; дети составляют условия задачи к данному уравнению, решение данных уравнений в тетради)
Учитель и учащиеся выслушивают ответы детей по составлению и решению задач, выставляются отметки.
X. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Что помогает усваивать новый материал?
- Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- С какого задания вы бы хотели начать завтрашний день?
- Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.