Цель:
- способствовать формированию у учащихся представления о правах человека как главной общечеловеческой ценности;
- формировать у учащихся представление о том, что каждый человек должен знать свои права и основные документы, в которых эти права закрепляются;
- развивать творческую активность и побуждать учащихся к самостоятельному мышлению;
- воспитывать уважительное отношение к правам других людей
В турнире принимают участие 5 команд по 5 человек ( 8-х -9-х классов)
Каждая команда имеет свой порядковй номер.
Жюри: Председатель жюри Заместитель директора по БЖ
Члены жюри: учитель истории; педагог – организатор; зам. директора по социальным вопросам.
Система оценок: за каждый правильный ответ до трех баллов.
Ведущий:
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.
Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.
Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод Власть утверждает такие формы правления , которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости .
Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года.
Первое задание командам.
У вас на столе лежит “Конституция Российской Федерации” и таблица за три минуты командам необходимо выписать из Конституции наибольшее количество статей , в которых говорится о правах и свободах граждан и подписать какие права и свободы гарантирует эта статья.
П/н | Статья Конституции Российской Федерации | Право и свобода, которые она гарантирует |
Второе задание командам.
Каждой команде будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда должна объяснить какие права и свободы , согласно Российской Конституции , были нарушены .
Если команда не ответила, или ответила неправильно, отвечать может команда под следующим номером и т. д.
Задание 1-й команде
“Сказка о царе Салтане …” ( А.С. Пушкин )
…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
“Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром ,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.”
( Ответ: “Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)
Задание 2-й команде
Какие конституционные права были нарушены?
“Сказка о золотом петушке” ( А.С. Пушкин )
Молвил царь ему, - что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?”-
“Царь! – ответствует мудрец,-
Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу
Шамаханскую царицу..”
Крайне царь был изумлен.
………………………
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол царства моего!”-
“Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу”,-
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь:”Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась
( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение обязательств по договорам ( гражданское право))
Задание 3-й команде
Поэма А.С. Пушкина
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит
( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)
Задание 4-й команде
А.С. Пушкин “ Сказка о золотой рыбке
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
“ Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)
Задание для пятой команды
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темноА сороки - белобоки
Поскакали по полям ,
Закричали журавлям:
“Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!”
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.Плачет серый воробей:
Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!”
( Нарушено право на благоприятную окружающую среду )
Третье задание командам
Каждой команде будет предложен кроссворд и для его решения выделяется 5 минут, а болельщикам будет предложена мини - викторина на знание истории конституции и Конституции Российской Федерации.
За каждый правильный ответ зрители получают жетон. Призами награждаются зрители получавшие более трех жетонов.
Четвертое задание командам.
Из детских книг, которые находятся у вас на столах найти примеры:
- Нарушения права на отдых;
- Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;
- Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;
- Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;
( “Золушка”, “Три поросенка”, “Багаж”, “Красная шапочка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Серая шейка”
Пятое задание командам
Создайте свое государство. Определите структуру власти и полномочия.
Определите какими бы главными правами вы бы наделили своих граждан, что бы они жили счастливо!
Зачитываются проекты.
Пока жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.
Вопросы для зрителей
Одновременно с речью ведущего вопросы будут появляться на экране интерактивной доски
- Конституция какой страны считается самой первой ?( США)
- В какой развитой европейской стране до настоящего времени нет писаной Конституции?( Великобритания)
- Какое второе название конституционного права ?( Государственное право)
- Сколько конституций было принято в нашей стране после революции 1917 года?( 4 )
- Сколько конституций было принято в США со времени принятия независимости?( 1)
- Сколько глав в первом разделе Конституции Российской Федерации( 9 глав )
- Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?( народ)
- Кто, что является высшей ценность в государстве по Конституции Российской Федерации?( народ)
- Какие формы собственности , признаваемые и защищаемые государством указаны в Конституции?( частная, личная, государственная, муниципальная, иностранных граждан)
- Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных , демократических государств? ( права и свободы человека )
- Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции?( обязанности)
- Какая обязанность закрепленная в Конституции касается только части граждан Российской Федерации?( служить в армии)
- Чем является по государственному устройству Россия?( федерацией)
- Чем является Россия по форме правления?( республика )