Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда во 2-м классе по теме "Осенние картинки"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки чтения.
  2. Совершенствовать умения учащихся по обработке бумаги (складыванию, резанию и склеиванию).
  3. Обучать элементам конструирования.
  4. Развивать мышление, внимание, воображение, память, речь учащихся.
  5. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. Иллюстрации с изображением осени и лесных животных (например, иллюстрации картин художников И.И.Левитана, В.Д.Поленова и др.).
  2. Карточки с текстом и кроссвордом для каждого ученика.
  3. Готовые образцы изделий в технике “Оригами”: лисичка, белочка, зайчик.
  4. Цветная бумага; квадраты из цветной бумаги, приготовленные на предыдущем уроке; ножницы, клей-карандаш – у каждого ребёнка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа учителя.

- Послушайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

Что это? (Осень)

- Какие признаки осени вы знаете? Как готовятся к зиме лесные звери? Рассмотрите иллюстрации на доске. Какие признаки осени изобразили художники? Каково настроение этих картин?

3. Работа с текстом.

А) Первичное чтение текста учителем.

Деревья и кустарники ещё одеты в разноцветный наряд. Шумит в лесу листва, пугает осторожных зайцев. Вдруг это лиса крадётся опушкой, прячется за бугорком, затаивается в сухой траве? В шорохе листьев трудно услышать её неслышную поступь.

По-разному готовятся лесные жители к зиме. Жучки забираются в трещины коры деревьев, под жухлую листву. Тритоны вылезают из воды и закутываются в мох по берегам лесных озёр. Лягушки забиваются в вязкий ил на дне речушек. Лесные мыши роют под землёй новые от норки, таскают туда зёрна – делают запасы на зиму.

Белки сушат на зиму грибы, насаживая их на веточки ёлок и сосен. Ёж пыхтит, ворочается в сухих листьях – обкладывает себе бока на зиму, готовится к долгому сну до весны.

Бурый медведь ищет в лесу под поваленной старой елью глубокую яму. Найдёт и завалится в неё как в мягкую постель. Припорошит его сверху мелким снежком – вот и готова тёплая берлога!

Заяц меняет серую шубку на белую. Ему ведь всю зиму по белому снегу скакать, от волков да лисиц прятаться.

  • Так как же лесные звери готовятся к зиме?
  • Почему шуршание листвы пугает зайцев?

Б) Чтение текста детьми (текст напечатан на индивидуальных карточках).

В) Выборочное чтение.

  • Рассмотрите кроссворд и послушайте его задания. Нужно найти в тексте ответ на вопрос, прочитать предложение, заполнить клетки кроссворда.

 

По горизонтали:

  1. Кто ищет в лесу глубокую яму?
  2. Кто зимует на дне речушек?
  3. Кто меняет свой костюм на зиму?

По вертикали:

  1. Какое животное делает запасы на зиму под землёй?

4. Какой зверёк предпочитает сушёные запасы на зиму?

4. Физкультминутка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

5. Работа по изготовлению фигурок животных в технике “Оригами”.

А) Загадки.

- А теперь, ребята, отгадайте загадки:

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)

2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубу?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

3.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

Б) Анализ образцов фигурок животных в технике “Оригами”.

В) Повторение правил безопасного обращения при работе с бумагой, ножницами, клеем.

Г) Складывание лисички, белочки, зайчика из квадратов (по выбору детей).

Д) Оформление работ.

6. Физкультминутка.

Движениями покажите тех животных, которых я покажу на картинке. (Медведь, лиса, сорока, змея, белка, заяц, ёж, барсук).

7. Инсценировка.

- Посмотрите, какие звери пришли к нам в гости. Послушаем их.

(Инсценировка).

Выходят Белка, Заяц, Ёж и Барсук.

Белка (оглядывается по сторонам):

Явилась в лес царица-осень,
Как будто кто-то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.
Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Я делаю езде запасы.
Работу в эту пору масса.
К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.
Мех стал густым, как год назад.
Тогда он тоже был густой,
Чтоб в нём не мёрзла я зимой.

Заяц:

А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.
Я тоже знаю, что зимою не легко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.
Нас мех зимою будет согревать.

Ёж:

Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И, чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять.
(Похлопывает себя по животу)
Мне надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.
Ежи зимой питаться не должны,
И нам поэтому запасы не нужны.
Нас, когда мы в спячке все лежим,
Накопленный питает жир.

Барсук:

Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чём на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.
Проснёмся раз в недельку, поедим
И снова сладко-сладко спим.
(Позёвывает)
Вот так я до весны просплю,
Я зиму очень не люблю.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я её расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придётся не впервые.
Когда к зимовке ты готов,
Весною будешь весел и здоров.

Все звери уходят.

8. Выставка работ учащихся.

9. Итог урока.

Приложение