Цели и задачи урока:
- Совершенствовать навыки чтения.
- Совершенствовать умения учащихся по обработке бумаги (складыванию, резанию и склеиванию).
- Обучать элементам конструирования.
- Развивать мышление, внимание, воображение, память, речь учащихся.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением осени и лесных животных (например, иллюстрации картин художников И.И.Левитана, В.Д.Поленова и др.).
- Карточки с текстом и кроссвордом для каждого ученика.
- Готовые образцы изделий в технике “Оригами”: лисичка, белочка, зайчик.
- Цветная бумага; квадраты из цветной бумаги, приготовленные на предыдущем уроке; ножницы, клей-карандаш – у каждого ребёнка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
- Послушайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Что это? (Осень)
- Какие признаки осени вы знаете? Как готовятся к зиме лесные звери? Рассмотрите иллюстрации на доске. Какие признаки осени изобразили художники? Каково настроение этих картин?
3. Работа с текстом.А) Первичное чтение текста учителем.
Деревья и кустарники ещё одеты в разноцветный наряд. Шумит в лесу листва, пугает осторожных зайцев. Вдруг это лиса крадётся опушкой, прячется за бугорком, затаивается в сухой траве? В шорохе листьев трудно услышать её неслышную поступь.
По-разному готовятся лесные жители к зиме. Жучки забираются в трещины коры деревьев, под жухлую листву. Тритоны вылезают из воды и закутываются в мох по берегам лесных озёр. Лягушки забиваются в вязкий ил на дне речушек. Лесные мыши роют под землёй новые от норки, таскают туда зёрна – делают запасы на зиму.
Белки сушат на зиму грибы, насаживая их на веточки ёлок и сосен. Ёж пыхтит, ворочается в сухих листьях – обкладывает себе бока на зиму, готовится к долгому сну до весны.
Бурый медведь ищет в лесу под поваленной старой елью глубокую яму. Найдёт и завалится в неё как в мягкую постель. Припорошит его сверху мелким снежком – вот и готова тёплая берлога!
Заяц меняет серую шубку на белую. Ему ведь всю зиму по белому снегу скакать, от волков да лисиц прятаться.
- Так как же лесные звери готовятся к зиме?
- Почему шуршание листвы пугает зайцев?
Б) Чтение текста детьми (текст напечатан на индивидуальных карточках).
В) Выборочное чтение.
- Рассмотрите кроссворд и послушайте его задания. Нужно найти в тексте ответ на вопрос, прочитать предложение, заполнить клетки кроссворда.
По горизонтали:
По вертикали:
4. Какой зверёк предпочитает сушёные запасы на зиму? |
4. Физкультминутка.
Зайка.
5. Работа по изготовлению фигурок животных в технике “Оригами”.Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
А) Загадки.
- А теперь, ребята, отгадайте загадки:
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубу?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
3.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Б) Анализ образцов фигурок животных в технике “Оригами”.
В) Повторение правил безопасного обращения при работе с бумагой, ножницами, клеем.
Г) Складывание лисички, белочки, зайчика из квадратов (по выбору детей).
Д) Оформление работ.
6. Физкультминутка.Движениями покажите тех животных, которых я покажу на картинке. (Медведь, лиса, сорока, змея, белка, заяц, ёж, барсук).
7. Инсценировка.- Посмотрите, какие звери пришли к нам в гости. Послушаем их.
(Инсценировка).
Выходят Белка, Заяц, Ёж и Барсук.
Белка (оглядывается по сторонам): |
Явилась в лес царица-осень, |
Заяц: |
А мне припасы не нужны. |
Ёж: |
Мы, ёжики, все в октябре
ложимся спать, |
Барсук: |
Мы, барсуки, ложимся в спячку
тоже, |
Все звери уходят.