В своей работе логопеда я постаралась учитывать то обстоятельство, что подавляющее большинство детей с нарушением звукопроизношения бывают двигательно-неловкими, а мелкая моторика пальцев рук у них развита слабо.
Помимо этого они испытывают некоторые трудности в определении цветов и оттенков предметов. Так дети обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо фиолетового - голубой, синий, вместо салатового - зеленый), правильно называют такие цвета как голубой и оранжевый, а на другие цвета словесных реакций не дают.
Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому я решила объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря колоративной лексикой. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, мною широко использовался игровой прием “Пианино”. В частности, в индивидуальной тетради ребенка я записывала чистоговорку, набрасывала рисунок к ней и рисовала пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносил чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем, во время выполнения домашнего задания, раскрашивал и “клавиши”, и рисунок.
Аналогично я использую данную игру в пособиях по коррекции звукопроизношения. В этом случае “клавиши” представляют собой пять кружков, вырезанных из бархатной бумаги и наклеенных внизу пособия. Положительное влияние “Пианино” заключается в том, что при произнесении звуков и слов подключается мелкая моторика рук совместно с цветовосприятием ребенка. Движения пальцев по “клавишам” способствуют развитию концентрации зрительного внимания в ходе слежения глазами за пальцами и синхронизации движения пальцев руки и речи. Такие упражнения очень важны в практике предупреждения темпо - ритмических нарушений речи. В течение нескольких лет мною были апробированы игры по коррекции звукопроизношения, с помощью развития сенсомоторики, с внедрением новых, как мне представляется, игровых приемов, наряду с уже имеющимися и широко используемыми в логопедической практике. Это игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, так называемые “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, игры по автоматизации и дифференциации звуков с использованием игрового приема, условно названного “подбери звук к цвету”, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса. Более подробно я остановлюсь на некоторых игровых приемах далее.
Игры на развитие речевого дыхания и воспитание воздушной струи.
Для развития плавного длительного или сильного короткого выдоха использую игровые пособия, которые носят комплексный характер, позволяющий не только развивать речевое дыхание, но и автоматизировать определенные звуки в словах, предложениях и стихотворных текстах.
“ВОЛШЕБНАЯ ИЗБУШКА”
ЦЕЛЬ: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях.
ОБОРУДОВАНИЕ: Вырезанные из картона сказочные избушки. Окна избушек закрыты шелковыми шторками. Внизу приклеены разноцветные кружки из бархатной бумаги.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
Логопед: Кто - кто в волшебной избушке живет?
Кто - кто в невысокой живет?
Предлагает детям плавным длительным выдохом поднять занавеску сначала на первом, потом на втором этажах и рассмотреть, кто выглядывает из окошка. Затем логопед спрашивает детей: “ Кто живет в волшебной избушке?”
Дети:
В моей избушке живет мышка-норушка и лягушка-квакушка.
В моей избушке живет петушок-золотой гребешок и пушистая кошка.
В моей избушке живет мушка-полетушка и мишка-шалунишка.
Одновременно с проговариванием предложений ребенок “играет на пианино”.
“ЖУК НА ЦВЕТКЕ”
ЦЕЛЬ: Развитие сильного длительного выдоха. Активизация мышц губ. Четкая артикуляция изолированного звука “Ж”.
ОБОРУДОВАНИЕ: Прямоугольник из картона, в центре которого изображение цветка. В углу прямоугольника под листочком прикреплена длинная нитка, на другом конце которой прикреплена фигура желтого жука. Внизу листа приклеены кружки бархатного “пианино”.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Логопед спрашивает, знают ли дети каких - либо насекомых. Предлагает посадить желтого жука на середину цветка. Затем произносит:
Я сердитый желтый жук.
У меня шесть ножек.
Я ползу и жужжу,
Я жужжу и ползу
Быстро по дорожке.
Над лужайкою кружу.
На ромашке сижу: ж - ж - ж.
Ребенок произносит звук “Ж”, одновременно играя на “пианино”. Затем сильным длительным выдохом помогают жуку улететь.
“КТО СИДЕЛ ПОД ЕЛКОЙ, ПРЯТАЛСЯ В ТРАВЕ”
ЦЕЛЬ: Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление представлений по теме “Дикие животные”. Автоматизация и дифференциация звуков “Л - ЛЬ” И “Р”.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с изображением большой ели и высокой травы. Под нижней лапой ели, вырезанной из цветной бумаги, прячется зверек (белка, волк, лось, лиса, олень). За высокой травой тоже скрываются животные (барсук, бурундук, крот, тигр, рысь). Внизу листа бархатное “пианино”.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Педагог рассказывает детям, что животные очень осторожны. Они прячутся в траве, кустах, под деревьями.
Педагог предлагает детям плавным длительным выдохом приподнять и удержать нижние ветви елки и разглядеть, кто там прячется. Затем также длительным выдохом раздвинуть траву.
- Назвать животных, в названии которых есть звуки Л или ЛЬ.
- Назвать животных, в названии которых есть звук Р.
Дети отвечают на вопросы логопеда, одновременно играя на “пианино”.
Под елкой сидела белка.
Под елкой сидел волк.
В траве прятался барсук.
В траве прятался тигр.
И т.д.
Игры на автоматизацию правильно произносимых звуков в словах и предложениях.
“МОТЫЛЬКИ”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звуков “Л” и “Ль” в словах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ: Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены цветы васильки из цветной бумаги разных цветов и оттенков (со звуками “Л” и “Ль” в названиях). Плоскостные фигурки мотыльков таких же цветов и оттенков с колечками для надевания на палец.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Ребенок надевает на каждый пальчик правой или левой руки колечко с мотыльком.
Логопед предлагает посадить мотылька на василек такого же цвета и оттенка. Ребенок пальчиком с мотыльком прикасается к соответствующему васильку.
Ребенок:
Лимонный мотылек сел на лимонный василек.
Желтый мотылек сел на желтый василек и т.д.
“ПОДАРОК ОСЛИКУ ИА”
ЦЕЛЬ: Автоматизация звуков “Р” и “Рь” в стихах и предложениях. Упражнять в подборе двух предметов одного цвета или оттенка. Учить использовать названия оттенков цвета в речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ: Прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены разноцветные карточки (со звуками “Р” и “Рь” в названии цвета или оттенка). Воздушные шары из картона такого же цвета или оттенка с колечками (для надевания на палец).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Ребенок надевает на каждый палец правой или левой руки колечко с шариком.
Логопед предлагает помочь Винни-Пуху и Пятачку сделать подарок ослику Иа. Для этого нужно к воздушному шарику одного цвета или оттенка подобрать такой же горшочек.
Ребенок: Розовый шарик подарим с розовым горшочком и т.д.
“ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК”
ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ. “Волшебный мешочек”, сложенный из подарочной бумаги. Прямоугольные полоски картона, на которые наклеены картинки со звуком “Ш” (в начале слова, в прямых слогах, в словах со стечением согласных). Эти полоски вставляются в “Волшебный мешочек”.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает поискать в “Волшебном мешочке” слова, в названии которых есть звук “Ш”. Ребенок вытягивает полоску, называя предметы изображенные на ней. Когда вся полоска оказывается вынутой, логопед спрашивает: “Что ты нашел в “Волшебном мешочке”?
Ребенок: “Я нашел в “Волшебном мешочке” шапку, шубу, шину, шаль, шашки”. Одновременно прижимает пальцы последовательно один за другим к называемым картинкам.
“ЗАЖГИ НА ЕЛКЕ СВЕЧИ”
ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Ч” в словах и предложениях. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ОБОРУДОВАНИЕ. Плоскостная фигура новогодней елки с игрушками. В ветвях елки прорези для свечек. Свечки из картона - 10 штук.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает зажечь на новогодней елке свечи. Ребенок вставляет свечи в прорези на елке и считает их: одна свечка, две свечки и т.д.
Логопед: “А теперь ласково назови игрушки, висящие на елке, чтобы в слове появился звук “ч” (белка - белочка, звезда - звездочка и т.д.)”
Ребенок: На елочке висит белочка (цветочек, зайчик…).
“ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР”
ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “С” в словах и предложениях. Учить детей группировать одинаковые фигуры одного оттенка. Упражнять в определении первого звука в словах. Упражнять в чтении слов из трех, четырех букв.
ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица, на которой слева наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора. Большие картинки для телеэкрана: сом, сок, сук, соль, нос, сани, сова, мясо, мост, куст, стул, стол. Предметные картинки, в уголке которых наклеены геометрические фигуры голубого, синего и фиолетового цвета.
(Сок - собака, облако, куст - обозначают голубым треугольником, сом - стол, облако, маска - обозначают голубым крутом, нос - носки, ослик, сани - голубым квадратом, сук - сумка, утюг, кот - голубым прямоугольником, соль - сом, ослик, лиса - синим треугольником, сани - сок, ананас, нос, игла - синим кругом, сова - собака, облако, ваза, ананас - синим квадратом, куст - кот, улитка, стол, танк - фиолетовым треугольником, мост - маска, ослик, сани, туфли - фиолетовым кругом, стул - собака, тапки, утюг, лампа - фиолетовым квадратом, стол - стул, туфли, облако, лампа - фиолетовым прямоугольником).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает детям включить телевизор. Но для этого необходимо отобрать предметные картинки, в уголке которых наклеены совершенно одинаковые геометрические фигуры (например, голубой треугольник). Логопед вставляет их в верхний кармашек (например, собаку, облако, молоток), просит назвать первый звук в каждом из этих слов (С, О, М) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (СОМ). Затем демонстрирует картинку с изображением сома на экране. В нижнем кармашке дети выставляют буквы, обозначающие выделенный звук, и читают получившееся слово.
Игры на закрепление звуков в стихотворных текстах.
“БЕЛЫЕ СТИХИ”
ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Л” в стихотворном тексте. Обогащать речь детей колоративной лексикой. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ. Прямоугольник из темного картона, на который наклеены 2 длинных кармана, один под другим, для трафаретов из белого пластика (слона, пчелы, белого гриба, белки, волка, лося, фигурки девочки в белом платье, дельфина, голубя, зайца, облака).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает перечислить предметы на пособии.
Ребенок. Это белый слон. Это белая белка. И т.д.
Логопед. А какой из этих предметов действительно может быть белым?
Ребенок. Белый заяц, белое платье, белый голубь, белое облако.
Логопед. Мы будем учить с тобой “Белые стихи”. Будь внимателен, выбирай из кармашков пособия только те предметы, которые мы уже назвали в стихотворении, и раскладывай их на листе бумаги.
Это слон, большой и белый.
Это белая пчела.
Белый гриб у белой белки.
Возле белого дупла.
Белый волк за белой елкой.
Он и голоден и зол.
Белый лось боялся волка,
Испугался и ушел.
Это в белом платье Мила
В белой лодке на волне.
Вот дельфин с улыбкой милой
По волнам плывет ко мне.
Это голубь, тоже белый,
Выше белых облаков.
И кому какое дело,
Рисовала, что хотела
На асфальте белым мелом,
Если нет цветных мелков
Логопед предлагает обвести трафареты и раскрасить их цветными карандашами.
“РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХИ”
ЦЕЛЬ. Автоматизация звуков “Л” И “Р” в стихах. Обогащать речь детей колоративной лексикой.
ОБОРУДОВАНИЕ. Прямоугольный лист картона с изображением клоуна, два длинных кармашка /один под другим/ для шариков. Разноцветные воздушные шары из картона.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает выучить стихи про доброго клоуна.
По мере называния разноцветных воздушных шаров, дети достают их из кармашков и раскладывают на альбомном листе.
Добрый клоун раздавал
Все, что сам наколдовал,
Он воздушные шары
Доставал для детворы.
Из глубокого кармана
Шар зеленый для Романа.
Этот красный шар для Лары,
Ярко-желтый для Тамары.
Шар оранжевый для Веры,
Ярко-синий для Валеры.
Светло-розовый для Аллы.
Клаве шар достался алый.
Рае - светло-голубой.
Клоун дал и нам с тобой
Шар веселый, словно лето,
Яркий, круглый, разноцветный
В конце занятия ребенок обводит эти шары по контуру и самостоятельно раскрашивает их в соответствующий цвет. А затем дети считают свои шары.
Игры на дифференциацию звуков.
“ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА”
ЦЕЛЬ. Учить различать звуки “3” и “Ж”.
ОБОРУДОВАНИЕ. Лист картона с вырезанной в нем замочной скважиной, домики из картона желтого и зеленого цвета, предметные картинки со звуками “3” и “Ж”.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Логопед накладывает лист с замочной скважиной на стопку предметных картинок и предлагает расселить картинки по домикам. Но рассмотреть их можно только в замочную скважину. Предметы, в названии которых есть звук “3”, живут в зеленом домике, а звук “Ж” - в желтом.
Ребенок: Я вижу медвежонка. Он живет в желтом домике.
В конце игры ребенок перечисляет все предметы, которые живут в желтом домике, а затем - в зеленом.
“МОЕ ЛЮБИМОЕ МОРОЖЕННОЕ”
ЦЕЛЬ. Учить различать звуки “Р” и “Рь”. Упражнять детей в словообразовании, практическом употреблении относительных прилагательных.
ОБОРУДОВАНИЕ. Карта с аппликацией вазочки мороженого и четырьмя кармашками красного, коричневого, фиолетового и желтого цвета, предметные картинки ягод и фруктов.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает детям вложить предметные картинки с изображениями ягод и фруктов в кармашки пособий, соотнося цвет кармашка со звуком. Красный кармашек - звук “Р” (смородина, арбуз), коричневый - звук “Рь” (орех, абрикос), фиолетовый - звук “Ль” (малина, слива), желтый – звук “Л” (клубника, шоколад).
Логопед просит назвать любимое мороженое со звуком “Р”.
Ребенок: Мое любимое мороженое со звуком “Р” - смородиновое и арбузное.
Аналогично проводится работа и с другими звуками.
“АФРИКА”.
ЦЕЛЬ. Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”.
ОБОРУДОВАНИЕ. Фланелеграф, прямоугольный лист картона, на котором наклеены три полоски бархатной бумаги (оранжевого, малинового, светло-розового цвета) в форме Африканского континента. Предметные картинки животных жарких стран (носорог, кенгуру, леопард, тигр, лев, гепард, страус, орел, крокодил, жираф, антилопа, слон, зебра., черная пантера, и т.д.)
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки.
Дети работают у фланелеграфа, помещая животных в нужную цветовую часть “Африки”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- В.Б. Галкина.. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. Журнал “Дефектология”, 1999, 3
- Г.В. Дедюкина . Коррекционно - развивающие технологии в практической работе логопеда.. Журнал “Развитие и коррекция”, 1999, выпуск 5
- Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников. М., “Просвещение”, 1985
- Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В.И. Селиверстова. 4 -е издание, М., “Просвещение”, 1985
- Н.В. Нищева Разноцветные сказки. С - Петербург, “Детство - Пресс”, 1999
- Л.В. Парамонова “Стихи и занимательные
упражнения для развития речи”.
Дальневосточное книжное издательство, Владивосток, 1998 - З.А. Репина, В.И. Буйко Уроки логопедии. Екатеринбург, “Литур”, 1999.
- Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова Учись говорить правильно. М., 1993
- М.Ф. Фомичева Воспитание у детей правильного произношения. М.,“Просвещение”, 1989
- Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., “Просвещение”,1983