Цель: воспитание любви к матери.
Задачи: вызвать желание быть достойным (ой) сыном или дочерью своих родителей, формировать внимание, чуткость, уважительное отношение к матери.
Библиографическая справка: (к прослушиванию грамзаписи): “Аве Мария” - приветствие Марии. Сначала написано И. Бахом на слова неизвестного поэта и обработано французским композитором Ш. Гуно. Это знаменитое произведение рождественских праздников можно было услышать и на свадебных торжествах. Оно необыкновенно лирично и красиво.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель. “Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, это - мать”, - так сказал писатель ХХ века Н. Островский. Вторит ему и поэт Н. Старшинов:
Никаких гимназий не кончала,
Бога от попа не отличала.
Лишь детей рожала и качала,
Но жила, одну мечту тая:
Вырастут – и в этой жизни серой
Будут мерить самой строгой мерой,
Будут верить самой светлой верой
Дочери твои и сыновья.
Чтобы каждый был из нас умытым,
Сытым, с головы до ног обшитым,
Ты всю жизнь склонялась над корытом,
Над машиной швейной и плитой.
Всех ты удивляла добротою
Самой ослепительной мечтою…
Нет святых! Но ты была святой!
(Н. Старшинов)
Учитель. Сегодня на классном часе мы поговорим о том, как нужно относиться к своим матерям.
Звучит грамзапись Ф. Шуберта “Аве Мария”. На доске репродукция картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.
Учитель. Ребята, внимательно вглядитесь в картину Рафаэля “Сикстинская Мадонна”. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего ребёнка - маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед ней преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы.
Глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Под ногами Матери облака. Она видит грозу. И в глазах ребёнка – предчувствие беды. Ветер растрепал его волосы. Малыш прижался к маме. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён взгляд Марии. Она словно спрашивает: “Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?”
Мария – идеал материнства. Художник прославляет величие женщины, которая способна во имя высшего долга пойти на жертву. И на всех полотнах Рафаэля прекрасные Мадонны. Он воспевает женственность, красоту, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.
Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха – мать дарит такую бескорыстную любовь, заботу, привязанность, как в легенде украинского народа “Сердце матери”. Эту старинную легенду выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский рассказал в одном из писем сыну.
- Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. “Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская мудрость, - то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем”.
Человечество существует потому, что существует материнская любовь. “Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна по сравнению с нею”, - я думаю, что в этих словах В. Г. Белинского нет ни капли преувеличения.
Люди не уважают того, кто обижает мать, забыл о ней. По отношению к матери определяют личность человека.
- На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился. Такой была и та, что дала России великого поэта С. Есенина, - простая крестьянская женщина Татьяна Фёдоровна.
Включить грамзапись воспоминаний о матери поэта.
Вспоминает сестра поэта Александра Александровна: “Наша мама была неграмотной и всю жизнь об этом жалела. Уже будучи пожилой женщиной, она пыталась ходить в ликбез, но старческие руки плохо слушались. Несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по слогам… С раннего детства мы слышали от неё прекрасные сказки, рассказывать которые она была большая мастерица, а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела она переложенные на музыку стихи – Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов. Она обладала хорошей памятью и, слушая, как разучивают стихи её дети, запоминала их и иногда читала вслух”.
Вот опять я за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную ложку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
С. Есенин
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей не мало,
И всё-таки лучше всех на земле –
Мамаю Моя мама.
Р. Рождественский
- Так сказал поэт. И может сказать каждый из вас. Я тоже хочу рассказать о своей маме.
Рассказ учителя.
- Дети – самое дорогое для матери. С детства вы знаете материнскую любовь, ласку, заботу. И должны отвечать тем же. Однако не всегда помните об этом. Послушайте, как иногда бывает, и подумайте, не так ли с вами происходит?
Как вызвать ссору (педагогическая ситуация).
Ты дома. Мама вернулась с работы (толкучка в автобусе, очередь в магазине, слякоть, тяжёлая сумка с покупками) и заглянула на кухню:
- Опять ты оставила всё на столе. Это ужасно!
- Ну почему ты опять кричишь на меня?
- Потому что ты безалаберна!
Одна из вас хлопает дверью и уходит в комнату.
Молчание… На этом можно было бы всё прекратить. Достаточно обнять маму, пробормотать “извини”, убрать, что надо, вымыть посуду. Но нет. Ты кипишь. Мама – тоже. Ждёшь, чтобы она первая позвала тебя обычным голосом, будто бы ничего и не случилось. И вот мама входит в комнату:
- Тебе даже в голову не приходит, что нужно мне помогать. Никогда не спросишь, что сделать. Как ты ведёшь себя, как ты относишься к матери?!
- Я у тебя всегда самая плохая! Придираешься! Хочешь – могу уйти, куда угодно…
Заметь, в этой стадии ссоры вы переходите от мелочей к обобщению. Дальше – к упрёкам, накопившимся за месяц, за год. И, наконец, - гробовое молчание с повышенным напряжением. Оно может длиться час или несколько дней. Ты убеждена, что скандал начала мама. Мама, скорее всего, считает, что ты. Дознание вины ничего не даст. Этой ссоре должна положить конец ты сама. Пусть тебя согревает мысль, что ты оказалась мудрее мамы.
Такое возникает, когда нет близости между детьми и взрослыми.
- Узнали себя? Уважайте мам! Об этом же пишет В. А. Сухомлинский своему сыну: “Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспоминаю, как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины… Как сейчас, помню вечер ранней осени, на горизонте собираются тучи, гремит гром, я собираюсь ехать в Полтаву, в институт. Взял маленький свой чемоданчик и пошёл на станцию. Мамы в это время не было на хате – что-то делала в огороде. Увидела, что я иду на станцию, стала, как изваяние, как живое воплощение материнской горечи. Слышу, говорит мама: “Оденься, ведь дождь собирается…” Я иду в одной сорочке, мне море по колено, а до станции километров семь… Не вернулся я, какое-то мелкое чувство себялюбия раздражало тогда моё сердце, какую-то мелкую обиду носил я в душе… Иду и всё время как будто слышу голос матери: “Оденься, ведь дождь собирается…” Сколько горечи вложила она в эти слова… Как много хотела она сказать: почему же ты не попрощался, сын, почему не обнял, не поцеловал меня; чем ты обижен; нельзя таить в сердце обиду на родную мать…
Прошло больше тридцати лет с той поры, маме больше семидесяти лет, живёт она так счастливо, как может быть счастливым пожилой человек, - и до сих пор у меня звучат эти слова: “Оденься, ведь дождь собирается…” И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвигаются те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспоминается, тем глубже переживаю угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувствую себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувствую себя ребёнком.
Женщина – мать – первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она - творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим человеком”.
- Ребята, кажется, вы всё знаете о своей маме, ведь видите её каждый день, живёте в одной квартире, слышите её голос, знаете её каждую морщинку. Насколько вы хорошо её знаете, покажет небольшой опрос. Я попрошу вас ответить, знаете ли вы:
- День рождения мамы.
- Любимое блюдо.
- Любимая песня.
- Любимая передача.
- Любимый цветок.
- Любимое дело, занятие.
- Нелюбимое дело, работа.
- Во сколько ложится спать?
- Любимое слово.
- А сейчас давайте на минуточку представим, что вы поменялись с мамой местами. Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы поступали?
Если бы ты был (а) твоей мамой, то…
Прочитать после ответов учащихся:
Анна: Я бы не тревожилась постоянно за свою дочь, что она простудится, заблудится, попадёт под автомобиль или в нехорошую компанию. Предоставила бы ей хоть немного самостоятельности: пусть поступает, как знает.
Марианна: Не была бы такой доброй. Она ведь требует, чтобы я что-нибудь делала в доме, и поэтому перегружена работой, не успевает заботиться о себе. Я бы хотела подольше выглядеть молодой.
Иоанна: Не терпела бы лжи (моя мама легковерная во всём, что я перестала говорить её неправду даже в мелочах). Не позволила бы дочери привередничать и капризничать. Мне не нравится, когда девочки дома прикидываются беспомощными.
Кристина: Я была бы последовательна. Если бы чего-то не позволяла, то накрепко, а не так, что один раз можно, другой – нельзя.
Хелена: Не допустила бы, чтобы моя дочь была одета лучше и дороже, чем я. Научила бы её готовить, вязать, шить. В общем, была бы такой, как моя мама. Наверное, чаще смеялась бы…
- Ребята, помните всегда, что все мы в долгу перед матерью.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Р. Гамзатов
В подготовке к классному часу использована литература:
- В. А. Сухомлинский. Письма к сыну: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – с. 73, 97-98.
- “Воспитание школьников” - №1, 1985.