Цели урока:
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
- расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
- воспитание любви к Родине, родной природе;
- развитие коммуникативности, умения работать в парах;
- создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке;
Оборудование:
- репродукции картин великих художников: “Первый снег”, Аркадия Пластова “Русская зима. Лигачёво” и “Конец зимы”, Константина. Юона, “Март” Исаака Левитана, “Зима. Мостик” Николая Барченкова;
- аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”;
- листы формата А-3;
- карандаши;
- фломастеры;
- ножницы;
- клей;
- раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. Сегодня у нас урок-проект. Тема его “И вот сама идёт волшебница зима”. И действительно, на улице зима. Вы любите зиму? За Что?
Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, живописные, фольклорные и музыкальные произведения увидеть красоту русской зимней природы. Результатом нашей работы будет литературная газета. Каждая её страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Работать будете в парах. Помните, что результат зависит от вас обоих, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
2. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.
Зима - одно из самых любимых в народе времён года. Это время покоя, отдыха. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. (У А.С. Пушкина: “Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы” )
В ней всё: обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, природа околдованная чарами зимы, зимние забавы детей и даже взрослых.
3. Основная часть урока.
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах есть несколько вариантов. ( найдите в раздаточном материале) Выберите один из них, тот который вам больше понравился, и оформите начало странички.
Варианты названия странички:
1. Здравствуй, гостья-зима!
2. Поёт зима – аукает…
3. Зимушка-зима.
4. Зима-чародейка.
(Время работы3 минуты) Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.
Задание №2
Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты – зиму.
А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке. Оформите работу.
(Время работы 8 минут)
По окончании работы и зачитывают ассоциограммы.
Задание №3
Во всех ваших работах повторяется слово “снег”. Конечно, ребята, зима не бывает без снега. Такого мягкого, пушистого, искрящегося на солнце всеми цветами радуги, пахнущего нежной свежестью и хрустящего под ногами.
Сейчас я предлагаю вам составить цепочку “снежных слов”, то есть таких слов, которые на уроке русского языка мы называем однокоренными или родственными словами и записать их.
(Время на работу 5 минут)
Проверка работ.
Задание №4
Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по разному. На уроке чтения мы с вами читали рассказ Сергея Иванова “Каким бывает снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы.
Снег у него будто живой.
Следующее задание называется “волшебная палитра” У каждой пары будет свой снег. У одних это октябрьский или апрельский снег, у других январский или февральский. Найдите отрывок из рассказа С. Иванова “Каким бывает снег”, внимательно прочитайте его и на “Волшебную палитру”, которая есть у вас в раздаточном материале, ваш снег выпишите те слова и словосочетания которыми автор изображает особенности снега.
Расположите палитру на листе и приклейте её.
(Время работы 8 минут) Проверка работ.
Задание №5
Художники слова, создавая свои рассказы, очень тщательно работают над словом, кропотливо подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.
Попробуем и мы создать небольшие тексты- зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть вот такая заготовка. Дополните уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте к ней название. Оформите работу.
Время работы 5 минут Проверка текстов-зарисовок.
ФИЗМИНУТКА.
(релаксационная)
Сейчас давайте немножечко отдохнём.
Задание №6.
Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения
Сегодня на уроке я предлагаю вам почитать стихотворения о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Чтобы они получились у вас правильными, помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Найдите у себя в файлах вот такое разрезное стихотворение соберите его и наклейте. Оформите работу.
Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Время для работы 10 минут)
Проверка работ. Напомнить детям о выразительном чтении.
Задание №7
Для русского народа зима – одно из самых любимых времён года.
Наблюдая за явлениями природы зимой, народ определял по ним, какими будут весна и лето. Например:
- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
- Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую.
- Грачи прилетели до середины марта – снег сойдёт рано, лето будет дождливое.
- Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибы, ни ягоды не ищи.
Народ слагал о зиме сказки, пословицы, поговорки, загадки. Найдите их, прочитайте, отгадайте и оформите на своём листе.
(Время работы 5минут) Проверка работ.
Хороший снежок посадки бережёт.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Время работы 5минут. Затем дети зачитывают загадки.
Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь к зимушке – зиме.
Задание №8
Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов.
Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И. Левитана, и нашего земляка, художника Сергиево-Посадской земли Николая Барченкова..
На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий нежной свежестью; у Юона изображена “Наша русская зима” с обилием снега, мягкого, пушистого; на могучих деревьях сказочная красота инея. На картине “Конец зимы” того же художника снег совсем другой. Он потерял свою прежнюю белизну, зима готовится к своему уходу, а у Левитана зима ещё не ушла, а весна уже наступила.
Наша зимняя страничка тоже не может обойтись без зимнего рисунка.. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и немного порисовать, оформить работу до конца. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их радость, восторг, восхищение зимней природой.
Ребята разрисовывают заготовки и украшают свои работы.
Время работы 7 минут. Представление работ.
4. Итог урока.
Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось? Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету. А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь на лыжах, санках, на коньках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года – ЗИМЕ!
Урок окончен. Спасибо!
Раздаточный материал. (Приложение)