Цели:
- повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;
- орфографические и пунктуационные правила;
- комплексный анализ текста.
1. Лексическая работа.
Определите значение слов КАМПАНИЯ и КОМПАНИЯ.
Составьте с данными словами словосочетания.
2. Орфоэпическая “разминка”.
Расставьте ударение в словах:
Арахис, ассиметрия, баловать, банты, граффити, досуг, завидно, каталог, квартал, кухонный, мизерный, мышление, обеспечение, положить, приговор, созыв, столяр, танцовщица, феномен, христианин.
3. Орфографический тренинг.
Вставьте пропущенные буквы:
Аб…тур…нт, а…естат, бр…ш…ра, б…рдовый, в…н…грет, га…ерея, д…рма…ин, ижд…венец, инц…дент, кокт…ль, ко…форка, мир…во…рение, мороже…ое, нове…а, ор…нтир, пр…ц…дент, ра…чёт, стаж…р, трещ…тка, хр…стоматия, ц…низм, ч…порный, ш…фон…р, э…игрант, э…ект.
4. Грамматика.
Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости.
Внесите исправления:
а) ихние проблемы;
б) с пятидесятью учащимися;
в) уплатить за квартиру;
г) в противовес к нему;
д) оказать вред;
е) абонент на концерт;
ж) благодаря безнаказанности.
5. Орфография и пунктуация. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки:
а) (В)ряд(ли) возможно (с,з)делать так что(бы) все жили хорошо.
б) (Не, ни)обижайтесь на меня за(то) грубое слово сказа…ое мною вчера.
в) Он пишет (не)красиво за(то) рисует очень хорошо.
г) Относись к людям так(же) как хотел(бы) что(бы) они относились к тебе.
д) Начал читать и(так) увлекся что (не, ни)заметил как прол…тело время.
е) (В)следстви(е, и) (не, ни)осторожного обр…щения со спичками возник пожар.
ж) (На)встречу с этим человеком я ш…л ужасно волнуясь.
з) Мы шли долго и(так) устали что скорее хотели добра(т, ть)ся до привала.
6. Работа с текстом (комплексный анализ).
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем,
а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.
(5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А “косая сажень”, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.
(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
(А. Гербер)
- Определите основную мысль текста.
- К какому стилю и типу речи относится текст?
- Приведите примеры эпитетов, используемых в тексте, укажите номера предложений.
- Докажите, что слово открытый (предложение 6) многозначное.
- Какой частью речи является слово то (предложение 8)?
- Назовите способ образования слова ближайшем (предложение 9).
- Из предложения 1 выпишите словосочетание(я) со связью управление.
- Какова роль союза а в предложении 2?
- Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.
- Сколько частей в предложении 9? Дайте характеристику, составьте схему.