Цель урока: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время.
Задачи: проверка знаний полученных на предыдущем уроке по теме “Великая война и Великая победа”; воспитание патриотизма; сформировать представления учащихся о жизни страны в 50 – 60 годах, познакомить с темой “Страна, открывшая путь в космос”: познакомить с космонавтами Ю.А. Гагариным, Ю.П. Артюхиным, В.В. Терешковой, С.Е. Савицкой; учёным изобретателем К.Э. Циолковским, учёным конструктором С.П. Королёвым (мини доклады); учить анализировать и делать выводы.
Оборудование: учебник “Мир вокруг нас” часть 2, автор А.А.Плешаков; тетрадь на печатной основе “Проверь себя”; комплект открыток “Лётчики космонавты СССР”; лента времени с датами (22 июня 1941 год – 9 мая 1945 год, 4 октября 1957 год – 12 апреля 1961 год, 1991 год, 20 февраля 1986 год – 22 марта 2001 год); карточки с вопросами для игры при проверке домашнего задания; выставка книг посвящённых космосу: “Звёзды” из серии “Что есть что”, “Космос” Ленинград “Детская литература”, комплект фото открыток “Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского”, газетный материал и материал из брошюр; ребусы со словами ВСЕЛЕННАЯ, ГАЛАКТИКА, КОСМОДРОМ; аудиозапись с сообщением о первом полёте в космос.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка знаний (домашней подготовки) по теме: “Великая война и Великая Победа”.
На доске размещена лента времени на ней отмечены две даты: (поэтапное восприятие в виде схем – опор).
22 июня 1941 год – 9 мая 1945 год
- Дата начала и окончания, какого события указаны на ленте времени?
БЛИЦ ОПРОС, Игра “Морской бой”.
На доске размещены вопросы по теме домашнего задания в виде игрового поля, как при игре в морской бой. Дети называют любой квадрат (по цифре и букве), а учитель переворачивает карточку с вопросом. Ученик должен прочитать вопрос и ответить на него. За правильный ответ получают жетон.
ВОПРОСЫ:
- Когда началась вторая мировая война?
- Когда Германия напала на Советский Союз?
- Сколько городов получили названия “город – герой” и перечисли их?
- Почему война называлась Великой Отечественной?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Когда советская армия перешла в наступление?
- Когда территория советского союза была полностью освобождена от захватчиков?
- Когда начался штурм Берлина?
- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?
- Какие героические страницы Великой Отечественной войны вам известны? Перечислите.
- Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете?
ВЫВОД: - Какую тему мы с вами повторили, отвечая на эти вопросы?
3.Изучение нового материала:
Учитель: Велика была цена Победы. Страна потеряла свыше 26 миллионов человек. В руинах лежали города и сёла. Враги взорвали древние храмы Новгорода, разрушили великолепные Дворцовые ансамбли пригородов Ленинграда. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства. В США и других странах считали, что Советскому Союзу понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чём–то их обогнать.
(На доске появляется следующая дата: 4 октября 1957 год – 12 апреля 1961 год).
Однако 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой лайкой, потом третий – с разными приборами для изучения атмосферы Земли и солнечного излучения.
В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую – то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники разведчики.
А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Ю.А. Гагарин.
Ученик: МИНИ СООБЩЕНИЕ о Ю.А.Гагарине. (Демонстрация фотографии).
Родился 9 марта 1943 года в городе Гжатске Смоленской области. Ю.А. Гагарин лётчик – космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества совершил полёт в космос на космическом корабле “Восток”. Облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полёта на самолёте 27 марта 1968 года. Имя Ю.А. Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. Именем Ю.А.Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны. Его родина – город Гжатск переименован ныне в город Гагарин. Одна из улиц нашего города носит имя первого космонавта.
Прослушивание сообщения, которое прозвучало по радио о первом полёте человека в космос (прослушивание аудиозаписи).
Наша Клинская земля тоже гордится своим героем лётчиком – космонавтом Юрием Петровичем Артюхиным.
Ученик: МИНИ СООБЩЕНИЕ о Ю.П. Артюхине. (Демонстрация фотографии).
Лётчик – космонавт СССР, полковник, кандидат технических наук. Родился 22 июля 1930 года в деревне Лаврово Московской области Клинского района. Космический полёт совершил с 3 – 19 июля 1974 года совместно с Поповичем Павлом Романовичем в качестве бортинженера на космическом корабле! “Союз – 14” и орбитальной станции “Салют – 3”. Это был пятнадцати – суточный полёт в космическом пространстве. Мы гордимся нашим земляком!
Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Павловича Королёва и учёного – изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского.
Ученик: МИНИ СООБЩЕНИЕ о С.П. Королёве и К.Э. Циолковском. (Демонстрация фотографии).
Сергей Павлович Королёв. (1906 – 1966) Учёный и конструктор. Под руководством Сергея Павловича созданы баллистические и геофизические ракеты, спутники различного назначения, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершён космический полёт человека и выход человека в космос.
Константин Эдуардович Циолковский. (1857 – 1935) Учёный и изобретатель, основоположник космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику в Калуге. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важнейших решений конструкции ракет.
Два года спустя после запуска первого космонавта была завершена подготовка нового группового полёта. 16 июня отправляется в космос первая в мире женщина космонавт.
Ученик: МИНИ СООБЩЕНИЕ о В.В.Терешковой и С.Е.Савицкой. (Демонстрация фотографии).
Валентина Владимировна Терешкова. Лётчик – космонавт СССР, полковник. Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. Первая в мире женщина – космонавт. Совершила космический полёт в июне 1963 года на космическом корабле “Восток -6”. Она пробыла в космосе 71 час, совершив 48 оборотов вокруг Земли.
Светлана Евгеньевна Савицкая. Лётчик – космонавт СССР. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Первый космический полёт совершила в августе 1982 года в качестве космонавта – исследователя. Второй космический полёт совершила в июле 1984 года. Светлана Евгеньевна впервые в мире женщина – космонавт осуществила выход в открытый космос.
Учитель: Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция “Мир”.
На ленте времени появляется следующая дата. (20 февраля 1986 год – 22 марта 2001 год).
Работа с учебником. Чтение текста под рубрикой “Ларец с историями”.
Статья “Космическая путешественница” страница 151 – 152 учебника.
ВЫВОД:
- Что вы узнали нового из прочитанной статьи?
- Какое событие произошло в 1957 году?
- Кто и когда первым побывал в космосе?
- Как назывался его космический корабль?
- Кто из лётчиков – космонавтом имеет звание почётного гражданина города Клин?
- Кто был первой женщиной – космонавтом?
Учитель: В стране к 70 – м годам 20 века большинство жителей проживало в городах. Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру.
В эти годы особо стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не только окончить школу, но и поступить в высшие учебные заведения. В стране строились новые заводы. На могучих сибирских реках были возведены мощные электростанции. Началась добыча богатейших запасов нефти и газа. В тоже время природные богатства не всегда использовались разумно. Случилось так, что вырубались ценнейшие леса. Заводы и фабрики, не имеющие очистных сооружений, загрязняли атмосферу и воду. В некоторых крупных промышленных городах возникала неблагоприятная экологическая обстановка. Под угрозой загрязнения оказалось уникальное озеро планеты – Байкал.
Работа с учебником. Чтение части текста на странице 149.
На ленте времени появляется следующая дата. (1991 год).
- Какое событие произошло в 1991 году?
- Назовите самое большое государство, возникшее на территории бывшего СССР?
- Что стало с республиками, входившими в состав СССР?
4.Закрепление пройденного материала.
Фронтальная беседа:
- Какие события произошли к 70 – ым годам в жизни простого народа?
- Что стало особенно цениться?
- Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка?
- Что произошло в 1991 году?
- Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР?
ВЫВОД: О чём мы сегодня говорили на уроке?
Итог, подсчитывание жетонов.
Дети отгадывают ребусы
ВСЕЛЕННАЯ, ГАЛАКТИКА, КОСМОДРОМ.
5. Домашнее задание: стр. 147 – 149 читать, стр. 150 подготовить ответы на вопросы.
Литература:
- Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 4 класс. Москва “Вако”, 2006 год.
- Учебник “Мир вокруг нас”. Часть 2. Автор А.А. Плешаков.
- Комплект открыток “Лётчики космонавты СССР”.
- “Глобус” Ленинград “Детская литература” 1976год.
- Книга “Звёзды” из серии “Что есть что”. Издательство “Слово”. 1990 год.
- Комплект фото открыток “Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского”.
- Энциклопедия “От А до Я”.