Пояснительная записка.
Программа курса по выбору “Американские писатели” рассчитана на 12 часов (1 час в неделю).
Создание данной программы продиктовано требованиями государства и общества по вопросу воспитания подрастающего поколения. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом “Об образовании” - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В концепции модернизации образования государство выдвигает требования по гуманизации отношений и формированию новых жизненных установок личности. Правительство утверждает, что на данное время обществу нужны современные, образованные, глубоко нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения; в ситуации выбора прогнозировать возможные варианты, способы сотрудничества; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Поэтому данная программа разработана в связи с заказом государства и общества на воспитание гармонично развитой личности.
Программа курса создана на основе программы, действующей в общеобразовательной школе по иностранному языку в 9-м классе.
Базовый курс дает лишь общее представление о творчестве некоторых американских писателей. Курс по выбору “Американские писатели” позволяет более углубленно изучить биографию писателей; дает возможность познакомить учащихся с их творчеством, работая с аутентичным материалом; ориентироваться в творчестве писателей, произведения которых рекомендованы для внеклассного чтения.
Курс способствует приобщению учащихся к культурным ценностям народа-носителя языка. Посредством чтения отрывков из произведений писателей учащиеся смогут пополнить свой лексический запас, совершенствовать навыки чтения, говорения.
Программа позволяет оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Курс включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах; позволяет сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний; включенный в программу материал может применяться для различных групп учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения.
Цель предметно-ориентированного курса предпрофильной подготовки: сориентировать школьников на сознательный выбор гуманитарного профиля в старших классах.
Задачи курса:
1. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
2. Познакомить учащихся со спецификой видов деятельности (работой с текстами, анализом источников), которые будут ведущими в данном профиле.
3. Формировать и развивать общеучебные умения и навыки учащихся.
В процессе обучения школьники приобретают следующие конкретные умения:
- понимать основное содержание аутентичных текстов;
- извлекать требуемую информацию из текста;
- использовать навыки и умения монологической речи (высказывание собственного мнения, оценочное суждение по тематике и проблематике прочитанных текстов;
- оценивать позицию автора.
Методы и приемы организации учебно-воспитательной деятельности:
- получение новых знаний через рассказ, объяснение, лекцию, беседу;
- выработка учебных умений и навыков через практическую работу;
- закрепление изученного материала через повторение, беседу, проектную работу.
Содержание курса.
Тема 1. Биография и творчество М. Твена.
Биографические сведения. Чтение и перевод рассказа М. Твена
“The 1 000 000 Banknote”. Обсуждение прочитанного. Краткое монологическое высказывание (собственное мнение).
Тема 2. Биография и творчество Д. Лондона.
Биографические сведения. Чтение и перевод отрывка из рассказа Д. Лондона “Brown Wolf”. Обсуждение, анализ прочитанного отрывка. Краткое монологическое высказывание (собственное мнение).
Тема 3. Биография и творчество О’Генри.
Биографические сведения. Чтение и перевод рассказа “The Last Leaf”. Обсуждение и анализ прочитанного рассказа. Краткое монологическое высказывание (собственное мнение).
Тема 4. Биография и творчество Э. Хемингуэя.
Биографические сведения. Чтение и перевод отрывков из рассказа
Э. Хемингуэя “The old man and the sea”. Обсуждение и анализ прочитанного.
Краткое монологическое высказывание (собственное мнение).
Зачет (на выбор):
- Защита рефератов.
- Письменный ответ на вопросы.
- Проектная работа.
Проектная работа. Приблизительные темы проектных работ: “Если бы у меня был миллион рублей”, “Животное, которым я восхищаюсь”, “Если бы я попал на необитаемый остров”. После защиты проектной работы предлагается проанализировать работу над ним (приложения 2,3).
Анализ произведения (приложение 1).
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
1 | Марк Твен (3 часа) | 1 1 1 |
Урок-лекция, экскурс в
произведения Практикум Эвристическая беседа |
Самоконтроль
Аргументированное высказывание о прочитанном |
2 | Джек Лондон (3 часа) | 1 1 1 |
Урок-лекция, экскурс в
произведения Практикум Эвристическая беседа |
Самоконтроль
Аргументированное высказывание |
3 | О' Генри (2часа) | 1 1 |
Урок-лекция, экскурс в
произведения Эвристическая беседа |
Самоконтроль Аргументированное высказывание |
4 | Эрнест Хемингуэй (3 часа) | 1 1 1 |
Урок-лекция, экскурс в
произведения Практикум Эвристическая беседа |
Самоконтроль
Аргументированное высказывание |
5 | Зачет | 1 | Защита творческих работ или Викторина | Анализ собственного реферата,
проектной работы Выполнение теста |
Информационное обеспечение программы:
- Богословский В.Н. Зарубежная литература XX века. - М., “Просвещение”, 1979.
- Богословский В.Н. История зарубежной литературы. - М., “Просвещение”, 1984.
- Тураев С.В. Зарубежная литература. - М., “Просвещение”, 1984.
- Hemingway E. The old man and the sea. - М., “Прогресс”, 1971.
- О’Henry The last leaf.
- London D. Вrown Wolf.
- Ribe R. Handbooks for the English Classroom. Project Work. - Heinemann.
- Twain M. The 1 000 000 Banknote.