Цели:
- Помочь детям в приобретении и закреплений знаний о природе
- Воспитание экологической культуры учащихся, обеспечивающей устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Задачи:
- Углублять и систематизировать знания об окружающей среде, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе.
- Развивать активный интерес учащихся к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Все имеется у нас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег
И земля - одна на всех!
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
Мы - жители нашей планеты являемся частью природы, которая нас окружает. Мы не можем существовать без воды, света, тепла, воздуха. Природа дает нам все и наш долг охранять ее, дабы продлить жизнь на земле.
А то, что мы знаем об окружающем нас мире, мы сегодня попытаемся выяснить и посоревноваться в своих знаниях на лучшего знатока природы.
Нас окружает живая и не живая природа. Но ближе нам всем – это растения и животные, которые нас окружают повсюду и нуждаются в нашей любви и внимании. Они и станут героями игры – викторины.
Класс делится (заранее) на две команды со своими названиями и рассаживаются за круглые столы. Выбираются капитаны команд.
Из присутствующих выбираем жюри для подсчета баллов. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде листочка.
КОНКУРС №1
“Разминка”
У каждой команды флажок. Кто первый готов ответить поднимает его. Если ответ не верный, ход переходит к другой команде.
- Может ли сазан забраться в океан?
(нет. Речная рыба)
- Может ли дрозд отморозить хвост?
(нет. Зимует на юге)
- Может ли оса взлететь на небеса? (да)
- Может ли барсук залезть за шишками на сук?
(нет. Не лазает по деревьям)
- Может ли кулик прикусить себе язык?
(нет. У птиц нет зубов)
- Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
- Может ли синица на крыше поселиться? (да)
- Может ли медведь зимою потолстеть?
(нет. Зимой он спит)
КОНКУРС №2
Ребусы
На доске развешаны листы с нумерацией. На обратной стороне ребус. Капитаны команд поочередно называют номера и угадывают попавшие им ребусы.
КОНКУРС №3
Викторина “Поразмысли не спеша”
На доске записаны ответы. Дети выбирают нужный вариант ответа и выставляют на листочек.
1. - Почему тюлененок растет как на “дрожжах”?
1. много спит
2. много ест
3. мало двигается
2. – Зачем страус голову в песок прячет?
1. от страха
2. освобождается от паразитов
3. ищет пищу
3. – Зачем звери раны зализывают?
1. Чтобы быстрее заживали
2. просто от боли
3. с целью гигиены
4. – Прополис- это что?
1. лекарство
2. светящаяся краска
3. замазка для окон
5. – Какая змея самая ядовитая?
1. гадюка
2. кобра
3. гремучая змея
6. – Почему мышка дрожит?
1. боится кошку
2. чтобы согреться
Чтобы проветрить шкурку
ФИЗМИНУТКА (игра)
Детям раздаются карточки с названиями героев сценки, подчеркнутых в тексте чертой.
Театр (6 участников)
Как прекрасно утро в лесу. Из-за горизонта выплывает яркое улыбающиеся солнце, разбросав свои лучи на зеленую поляну. Цветочки (2-3шт.) рады первым лучам солнца, они радостно тянутся к нему. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг откуда ни возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками, и радуясь жизни. Неподалеку полз маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Кузнечик напевал песенку, а червячок подпевал, на только ему знакомом языке. Вдруг появляется замученный и голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затряс в нервной лихорадке и быстро спрятался. А червячок не успел спрятаться. И петух, заметив его, начал весело танцевать, а потом склевал его. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух довольный своим обедом расправил крылья и гребень, громко кукарекнул. Заметил цветы. Они ему очень понравились и он, не раздумывая, сорвал их и счастливый пошел домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку и зарыдал, потеряв друга. Так закончилась эта трагедия. И наступила ночь.
КОНКУРС № 4
“Загадалки”
На столе из отдельных лепестков сложен цветок. На них написаны загадки. По одному участнику из команды выходят, выдергивают лепесток и отгадывают загадку.
- Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
- Мерзнет, дрожит на ветру.
Какое это дерево? (осина)
- Живет в лесу работник -
Лесной носатый плотник. (дятел)
- Белые сапожки, зеленые сережки (береза)
- Все иголки да булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят,
Молоко они хотят. (еж)
- В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора строит себе город. (муравьи)
- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти – рожки:
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (рысь)
- Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет;
Откроет нам поляна лесного великана. (лось)
- Юркий, маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (белка)
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
- Что за зверь зимой холодной
Ходит в чаще злой, голодный? (волк)
- Есть в реке работники –
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину. (бобры)
КОНКУРС №5
“Доскажи пословицу”
В конвертах каждой команде приходят по две пословицы. Посоветовавшись дети записывают последнее недостающее слово в каждой пословице.
1. Волка ноги …….. (кормят)
2. Сколько волка не корми, он все в лес …….. (смотрит)
3. Слово не воробей вылетит - ………. (не поймаешь)
4. Волков бояться, в лес ……… (не ходить)
КОНКУРС №6
“Обгонялки”
Каждой команде дается 1 минута. За эту минуту они должны как можно больше дать ответов на поставленные вопросы.
1 команда
- Кто спит вниз головой? Летучая мышь
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? Умирает
- Когда чаще всего бывает гроза? В мае
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Кукушка
- Кровожадный хищник наших лесов? Волк
- Животное наших лесов, похожее на кошку? Рысь
- Зимуют ли птицы в скворечниках? Нет
- Что теряет лось каждую зиму? Рога
- Животное, которое строит дом на реке? Бобр
- Прилет каких птиц означает начало весны? Грачи
- Какое животное почти все время проводит под землей? Крот
- Трава, которую можно узнать на ощупь? Крапива
- Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? Одинаковые
- Как называется период смены шерсти у животных? Линька
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? Лисичка
- Состояние реки, когда вода заливает большие территории? Половодье
- Какой снег тает быстрее- чистый или грязный? Грязный
- Какая птица выше всех летает? Орел
- У какого дерева ствол белый? У березы
- Какая ягода бывает черной, красной? Смородина
2 команда
- Дом белки? Дупло
- Куда ходят по грибы? В лес
- Какое животное было одомашнено первым: собака или кошка? Собака
- Освободитель Мухи- Цокотухи? Комар
- Дерево с шишками? Ель, сосна
- Эту птицу называют сплетницей. Сорока
- Слоновий нос? Хобот
- Дарит нам яйца? Курица
- Рыжая, пушистая, шерстка шелковистая, всех хитрей она в лесу? Лиса
- Какая птица строит гнездо на крыше дома? Аист
- Какой птице помогала Дюймовочка? Ласточке
- Животное, имеющее на носу рог? Носорог
- У кого из животных есть сумка? Кенгуру
- Полосатая африканская лошадь? Зебра
- Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? Кузнечик
- Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами? Петух
Подведение итогов по всем конкурсам. Подсчет баллов.
Награждение победителей.