В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество.
В воспитании детей с интеллектуальными нарушениями становится актуальным развитие этнического самосознания путем приведения к традиционной культуре через декоративно-прикладное творчество.
Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов).
Прямой и тонкий ствол рогоза, заканчивается темно-коричневым, бархатистым початком. Листья рогоза саблевидные. Наиболее распространены широколистный и узколистный. Высота узколистного рогоза до 3-х м., ширина листьев до 1 см. Высота широколистного рогоза до 2,5 м, ширина листьев до 2,5 см.
В центральных областях России рогоз известен под названием камыш, а в Астраханской области и Краснодарском крае – чакан. Иногда его ошибочно называют тростником и соломкой.
В плетении используют солому ржаную, пшеничную, рисовую, овсяную, липовое мочало, осиновую стружку, а также бамбук, корень хвойных пород деревьев, ну и, конечно, традиционно на Украине и Кубани очистки от кукурузных початков, называемые в народе талашом.
Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение. Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни.
Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели.
Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места.
Материалы для плетения также доступны. В частности талаш растет в огороде, рогоз – у ближайших водоемов.
Плетение не требует хорошего зрения. Часто плетением занимаются совершенно слепые люди, создающие тем не менее прекрасные изделия. Для плетения не требуется также и большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приемов работы.
Уроки плетения из талаша и природных материалов позволяют расширить объем знаний учащихся об окружающем мире и пробудить творческие качества личности. Программа предмета знакомит учащихся с образцами народного творчества, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у них художественный вкус, любовь к Родине, ее истории, традициям, формирует у школьников с интеллектуальными нарушениями способность осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, развивает воображение, фантазию, пробуждает творческую активность.
Учебный материал доступен для понимания и овладения учащимися коррекционной школы VIII вида.
Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности.
Образность материала заставляет работать воображение. В процессе творческой деятельности формируются необходимые социальные навыки.
Включение детей с интеллектуальными нарушениями в художественную деятельность снимает присущие им скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг ребят творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению.
Умения, которые учащиеся приобретают на занятиях творческого труда, с успехом применяются ими дома. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе этой деятельности у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощь. Посредством творческих занятий удается коррегировать нарушение психофизических функций.
Занятия прикладным искусством способствуют выявлению и развитию потенциальных способностей ребят, развитию компенсаторных возможностей.
В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка.
Дети с интеллектуальными нарушениями слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Прикладное искусство способствует развитию умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.
Программой предусмотрено постоянное усложнение приемов плетения и изделий, и изготовление не просто образцов, а вещей, которые украсят дом или станут полезными в быту.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. В работе представлен учебно-тематический план первого года обучения (Приложение № 1).
Целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных работ с помощью репродуктивного метода, а также представляет систему коррекционного воздействия, направленную на формирование у детей с интеллектуальными нарушениями пространственного мышления, развитие эмоционально- волевой сферы, речи, мышления, мелкой моторики, личности ребенка в целом.
Программа плетения из талаша и природных материалов в целом решает образовательную проблему, дает в руки детям основы ремесла, помогает им адаптироваться в жизни, найти свою нишу, помогает решить задачи эстетического воспитания и ранней профориентации
Основные цели программы – удовлетворить потребности детей и их запросы по следующим направлениям:
- через эмоциональное восприятие времен года, праздников подвести детей к творческому процессу;
- приобщить детей к культурным и духовным ценностям;
- создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать в детях способность к развитию творческих способностей, т.к. не бывает бездарных детей;
- воспитывать чувство гармонии, творческого отношения к любимому занятию;
- воспитывать чувство вкуса, меры, ощущения материала, понимания характера и стиля вещи;
- формировать в ребенке общественно-активного человека, чтобы он чувствовал свою значимость и необходимость в коллективе и в обществе в целом.
Основные задачи:
- мотивационная – включение детей в активную деятельность школы; познавательная – развитие познавательного интереса ребенка к декоративно-прикладному творчеству;
- обучающая – обучение основным приемам плетения, подбору и подготовки материалов по цвету фактуре, условным обозначениям и схемам;
- развивающая – развитие креативных предпосылок;
- социально-педагогическая – социальная адаптация ребенка в коллективе и современном обществе;
- оздоровительная – формирование здорового образа жизни детей.
- эстетическая – обучение культуре поведения, опрятности, умению ценить красоту и бережному отношению к своему труду и творчеству других людей.
Цели и задачи будут достигнуты в результате систематически получаемых знаний и закрепления их на практике.
Занятия помогают детям раскрепоститься, разбудить познавательный интерес, формировать устойчивый интерес к работе, выработать навыки сотрудничества в группе, научат детей получать удовольствие от собственной работы и от работы товарищей.
Условия реализации программы.
- Хорошо освещенное, просторное помещение.
- Столы по росту детей.
- Электроприборы: утюг, пистолет.
- Посуда для замачивания листьев.
- Набор дидактического материала.
- Наличие стендов-раскладушек для выставок.
- Книги и журналы по предмету.
- Прищепки для фиксации, палочки.
Дидактические материалы и наглядные пособия.
- Правила по технике безопасности (планшет, журнал).
- Планы воспитательной работы
- Методические разработки учебного занятия, открытого урока.
- Схема поурочного планирования
- Фотографии различных изделий и выставок (альбомы, стенды).
- Учебный курс (программа, поурочное планирование).
- Упражнения для кистей рук (дидактические карточки).
- Упражнения для пальцев (дидактические карточки).
- Упражнения для глаз (дидактические карточки).
- Упражнения для расслабления (дидактические карточки)
Первый год обучения.
Задачи первого года обучения:
- социальная адаптация в коллективе;
- мотивация к новому виду деятельности;
- развитие познавательного интереса;
- формирование работоспособного коллектива;
- создание комфортной обстановки;
- развитие трудолюбия, внимания;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики рук, пальцев.
- отработка правил посадки при плетении
- освоение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- овладение основными приемами плетения;
- умение плести изделия от простейших к более сложным;
- умение ценить красоту и получать удовольствие от своего труда и труда товарищей.
К концу 1-го года обучения дети должны:
ЗНАТЬ:
- первоначальные знания об истории плетения;
- основные приемы плетения;
- основные базовые узоры;
- терминологию;
- правила техники безопасности при работе.
УМЕТЬ:
- работать в коллективе над индивидуальным заданием и над коллективной работой;
- воспринимать подаваемый педагогом материал внимательно, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- быстро включаться в творческий процесс;
- различать материал, с которым они работают, по цвету, фактуре и использовать его в конкретной ситуации или задании.
Контроль знаний, умений и навыков декоративно- прикладного плетения:
Зачетная работа.
Творческая выставка. (Приложение № 2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Дотрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологике общения. – М.: "Просвещение", 1987.
- Малер А.Р., Цикото Г.В. Дефектология. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М.: "Педагогика", 1988.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Сборник 2. Трудовое и профессиональное обучение. – М.: "Просвещение", 1989.
- Мейнард Б. Плетение. – М.: "Просвещение", 1981.
- Караманский С.А. Плетеные изделия. – М.: "Экология", 1992.
- Вануленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность. Монография. КГУК и И. – Краснодар, 2002.