Программа деятельности летнего профильного лагеря "Творческая школа"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Программой развития гимназии, ее Уставом, Положением о профильных классах, а также на основе анализа работы профильного лагеря за прошедшие годы.

Цель: создание педагогической воспитательной среды, способствующей социально-психологической адаптации учащихся вновь сформированных 8-х классов к специфике предпрофильного обучения, укреплению их здоровья и социально-нравственному развитию

Задачи:

  • эффективно стимулировать раннюю профилизацию, способствовать воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии;
  • способствовать раскрытию способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего, духовных, интеллектуальных и двигательных;
  • развивать одаренность через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся;

Ожидаемые результаты работы

  • укрепление здоровья детей;
  • получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля;
  • самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
  • адаптация к специфике предпрофильного обучения, сплочение коллектива учащихся.

Кадровое обеспечение

К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя-предметники профильных классов, имеющие первую и высшую квалификационные категории, психологическая служба гимназии, педагог-организатор, вожатые из числа студентов педколледжа и КГУ, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники гимназии.

Педагогическое кредо коллектива

  • принцип уважения личности ребенка
  • принцип сотрудничества, сотворчества, содружества
  • принцип самоуправления детского коллектива
  • принцип сочетания общечеловеческих и национальных

культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей

  • принцип позитивного решения конфликтных ситуаций

Содержание деятельности

Вся работа профильного лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также общественно-полезного труда.
Она строится с ориентацией на следующий примерный распорядок дня:

7.45–8.00 Встреча детей
8.00–8.15 Утренняя зарядка
8.15–8.30 Завтрак
8.30–8.45 Общий сбор отряда
8.50–11.30 «Науки юношей питают…» Школа занимательных уроков
11.30–12.30 Час спорта и здоровья
12.30–13.00 Обед
13.00–14.00 «Твори, выдумывай, пробуй» (интерес-классы)
14.00–15.00 Общелагерное мероприятие

Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в гимназии, и строится с учетом специфики избранного учащимися профиля, профориентационной направленности; предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи

Основные принципы организации учебной деятельности

  • обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
  • создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
  • обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей

С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:

  • ежедневно проводятся 3 занятия по 40 минут
  • между занятиями – 20-минутные физкультурные разминки
  • ежедневно проводится Час спорта

Учебные дисциплины, изучаемые в лагере, зависят от профиля, выбранного учащимися:

  • гуманитарный профиль – русский и английский языки, литература;
  • физико-математический профиль – физика, математика, информатика;
  • социально-экономический профиль – география, математика;
  • химико-биологический профиль – химия, биология, экология.

Помимо учебных предметов, в расписание включены уроки психологической культуры, психологические тренинги, библиотечные уроки, часы профориентации.

Основные принципы организации воспитательной деятельности

  • Принцип открытости
  • Принцип обратной связи
  • Принцип сотворчества
  • Принцип успешности
  • Принцип деятельности
  • Принцип свободы выбора
  • Принцип привлекательности будущего дела

Основные направления воспитательной работы

  • Направление «Здоровье»
  • Направление «Интеллект»
  • Направление «Общение»
  • Направление «Нравственность»
  • Направление «Досуг»

Направление “Здоровье”

Цели: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Формы работы:

Спортивные викторины
Спортивно-игровые программы: “В лабиринтах пещеры”, “Зов джунглей”,
“Пираты XXI века”
Спортивные игры: “Украденный полдник”, “Зелёная пятка”
Военно-спортивная игра “Большие маневры”
Спортивно-игровая эстафета “Молодецкие забавы”
Познавательная сюжетно-ролевая игра-эстафета “Тайна пиратского клада”
Спортивно-интеллектуальные эстафеты: “Гимнастика ума”, “Гармония”
Спортивно-туристская эстафета “Тропою туриста”
Малые Олимпийские игры
Парад спортивных достижений “Слабо?!”
Спортландия
Ярмарка аттракционов
Путешествие в Страну игр
Зоологические забеги
“Весёлые старты”
Комический футбол
Беседы “Вредные привычки. Как от них избавиться?”,
“Здоровье не купишь – его разум дарит”, “Спорт и интеллект – понятия совместимые?”, “Спорт в моей жизни”.

Направление ”Интеллект”

Цели: Оказание помощи учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.

Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

Формы работы:

Предметные викторины (экологический марафон, историческое путешествие, математический турнир, географический серпантин, литературный лабиринт, конкурс знатоков русского языка).
Защита интеллектуальных проектов.
Интеллектуально-творческие игры: “Морской бой”, “Крестики-нолики”,
“Проще простого”, “Черный ящик”, “НОБУ” (на одну букву),
“Интеллектуальный хоккей”.
Ярмарки идей.
Эрудицион “Науки юношей питают”.
“Званый вечер в честь ученых знаменитостей”.
Аукцион знаний.
Познавательный базар.
Творческий конкурс “Науки разные нужны, науки разные важны”.
Интеллектуально-творческая игра по станциям “Кругосветка”.
Праздник интеллектуальных рекордов.
Бал науки.
Интеллектуальные олимпийские игры.
Эрудит-лото “Мир вокруг нас”.

Направление “Общение”

Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “взрослый – ребенок”, учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Формы работы:

  • Интерактивные игры
  • Тренинги личностного роста
  • Тренинги общения
  • Самопрезентации и представления
  • Праздники, конкурсы, дебаты

Направление “Нравственность”

Цели: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у учащихся культуру миропонимания, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы:

Уроки нравственности:

“Окна моего дома. Что они значат для меня?”,
“Душа народа к добру зовет”, “Это страшное слово “равнодушие”,
Этические беседы-размышления,
“Жить с достоинством – что это значит?”,
“Прекрасное и безобразное в нашей жизни”,
“Спешите делать добро”,
“Как научиться говорить НЕТ?”.

Уроки толерантности:

“Что такое толерантность?”,
“Народные традиции требуют уважения”.

Дискуссионный клуб “Иметь свое мнение – это важно?”.

Часы общения:

“Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности”,
“Качества человека”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Праздники:

Праздник славянской культуры,
Национальный калмыцкий праздник “Ур-Сар”,
“Жемчужины народной мудрости”.

Тематические дни:

День родного языка и культуры,
День России.

Заочные путешествия:

“Всякое дело человеком ставится, человеком и славится”.

Коллективно-творческие дела:

“Фамильный герб”,
“Святыни Российской державы”,
“Свалка по имени Земля”.

Акции:

“Фронтовикам с благодарностью”,
“Юный помощник степи”.

Операции:

“Игрушка”,
“Милосердие”.

Направление “Досуг”

Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах.

Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей учащихся.

Формы работы:

Игровые развлекательные программы :
“Большая перемена”, “Калейдоскоп”, “Будильник”, “Миксер”, “Радужные странствия”, “КЧВГ” (кто во что горазд),
Теле-Ассорти, Шар-Шоу, “Бой-гёл Шоу, Шоу сладкоежек,
Шоу “Каракули”
Походы в кино “Синемания”
Музей приглашает в гости
Фестиваль игры
Конкурс талантов “Минуты славы”, “Парад звёзд”
Встречи с людьми искусства
Экспромт-театр
Творческие игры “Фанты”, “Чудо-дерево”, “Хотите – верьте, хотите – нет!”

С целью создания условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника, проявления творческого мышления и индивидуальности, развития фантазии в лагере организуются тематические дни, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело.
Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создаёт условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками лагеря.

 

Тематические дни

Ключевые мероприятия

1 день

День знакомств

КТД “Здравствуй, это – я!”

2 день

Старт мечты

Сюжетно – ролевая игра “Выборы президента отряда”

3 день

Пушкинский день

“Пока в России Пушкин длится…”
встреча с писателями

4 день

“Ты да я, да мы с тобой”

Торжественное открытие лагеря (презентация отрядов)

5 день

Политдень

Деловая игра “Я – лидер” (выборы президента лагеря)

6 день

Синемания

Поход в кино

7 день

День России

КТД “Виват, Россия!”

8 день

День театра

Экспромт-театр

9 день

День народной мудрости

Игровая программа “Жемчужины народной мудрости”

10 день

День смеха

Банк весёлых затей

11 день

Музей приглашает в гости

Экскурсия в краеведческий музей

12 день

День науки

Эрудицион “Науки разные нужны, науки всякие важны”

13 день

День любви, дружбы и сюрпризов

Бой – Гёл Шоу

14 день

День именинника

Шоу сладкоежек

15 день

День Гимназии

Школьное лото “Такие вот прикольные уроки”

16 день

День памяти и скорби 22 июня

Реквием памяти

17 день

День спорта и здоровья

Парад спортивных достижений “Слабо?!”

18 день

TV? TV!

ТелеАссорти

19 день

День калмыцкого языка

Интеллектуально-творческая игра “Кругосветка”

20 день

День талантов

“Минута славы”

21 день

“За расставаньем будет встреча…”

Торжественное закрытие лагерной смены

Развитие детского самоуправления

Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая

  • развитие самостоятельности учащихся;
  • оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
  • подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Структура самоуправления

Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников лагеря, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 3–5 раз в смену.
Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.

Какие поручения могут быть в отряде

  • командир отряда;
  • дежурный командир;
  • медицинская служба отряда;
  • корреспондентская служба отряда;
  • репортерская служба отряда;
  • аналитическая группа;
  • сценарная группа;
  • диджейская группа;
  • массовики-затейники;
  • физорг отряда.

Законы лагеря

  • Закон доброго отношения к людям.
  • Закон охраны природы.
  • Закон здорового образа жизни.
  • Закон соуправления.
  • Закон свободы слова.
  • Закон “ноль-ноль”.
  • Закон поднятой руки.

Приложение