Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Программой развития гимназии, ее Уставом, Положением о профильных классах, а также на основе анализа работы профильного лагеря за прошедшие годы.
Цель: создание педагогической воспитательной среды, способствующей социально-психологической адаптации учащихся вновь сформированных 8-х классов к специфике предпрофильного обучения, укреплению их здоровья и социально-нравственному развитию
Задачи:
- эффективно стимулировать раннюю профилизацию, способствовать воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии;
- способствовать раскрытию способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего, духовных, интеллектуальных и двигательных;
- развивать одаренность через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся;
Ожидаемые результаты работы
- укрепление здоровья детей;
- получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля;
- самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
- адаптация к специфике предпрофильного обучения, сплочение коллектива учащихся.
Кадровое обеспечение
К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя-предметники профильных классов, имеющие первую и высшую квалификационные категории, психологическая служба гимназии, педагог-организатор, вожатые из числа студентов педколледжа и КГУ, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники гимназии.
Педагогическое кредо коллектива
- принцип уважения личности ребенка
- принцип сотрудничества, сотворчества, содружества
- принцип самоуправления детского коллектива
- принцип сочетания общечеловеческих и национальных
культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей
- принцип позитивного решения конфликтных ситуаций
Содержание деятельности
Вся работа профильного лагеря состоит из
комплекса учебных, воспитательных,
физкультурно-оздоровительных
мероприятий, а также общественно-полезного
труда.
Она строится с ориентацией на следующий
примерный распорядок дня:
7.45–8.00 Встреча детей
8.00–8.15 Утренняя зарядка
8.15–8.30 Завтрак
8.30–8.45 Общий сбор отряда
8.50–11.30 «Науки юношей питают…» Школа
занимательных уроков
11.30–12.30 Час спорта и здоровья
12.30–13.00 Обед
13.00–14.00 «Твори, выдумывай, пробуй»
(интерес-классы)
14.00–15.00 Общелагерное мероприятие
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в гимназии, и строится с учетом специфики избранного учащимися профиля, профориентационной направленности; предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи
Основные принципы организации учебной деятельности
- обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
- создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
- обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
- ежедневно проводятся 3 занятия по 40 минут
- между занятиями – 20-минутные физкультурные разминки
- ежедневно проводится Час спорта
Учебные дисциплины, изучаемые в лагере, зависят от профиля, выбранного учащимися:
- гуманитарный профиль – русский и английский языки, литература;
- физико-математический профиль – физика, математика, информатика;
- социально-экономический профиль – география, математика;
- химико-биологический профиль – химия, биология, экология.
Помимо учебных предметов, в расписание включены уроки психологической культуры, психологические тренинги, библиотечные уроки, часы профориентации.
Основные принципы организации воспитательной деятельности
- Принцип открытости
- Принцип обратной связи
- Принцип сотворчества
- Принцип успешности
- Принцип деятельности
- Принцип свободы выбора
- Принцип привлекательности будущего дела
Основные направления воспитательной работы
- Направление «Здоровье»
- Направление «Интеллект»
- Направление «Общение»
- Направление «Нравственность»
- Направление «Досуг»
Направление “Здоровье”
Цели: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
Спортивные викторины
Спортивно-игровые программы: “В лабиринтах
пещеры”, “Зов джунглей”,
“Пираты XXI века”
Спортивные игры: “Украденный полдник”,
“Зелёная пятка”
Военно-спортивная игра “Большие маневры”
Спортивно-игровая эстафета “Молодецкие забавы”
Познавательная сюжетно-ролевая игра-эстафета
“Тайна пиратского клада”
Спортивно-интеллектуальные эстафеты:
“Гимнастика ума”, “Гармония”
Спортивно-туристская эстафета “Тропою туриста”
Малые Олимпийские игры
Парад спортивных достижений “Слабо?!”
Спортландия
Ярмарка аттракционов
Путешествие в Страну игр
Зоологические забеги
“Весёлые старты”
Комический футбол
Беседы “Вредные привычки. Как от них
избавиться?”,
“Здоровье не купишь – его разум дарит”, “Спорт
и интеллект – понятия совместимые?”, “Спорт в
моей жизни”.
Направление ”Интеллект”
Цели: Оказание помощи учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.
Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формы работы:
Предметные викторины (экологический марафон,
историческое путешествие, математический
турнир, географический серпантин, литературный
лабиринт, конкурс знатоков русского языка).
Защита интеллектуальных проектов.
Интеллектуально-творческие игры: “Морской бой”,
“Крестики-нолики”,
“Проще простого”, “Черный ящик”, “НОБУ” (на
одну букву),
“Интеллектуальный хоккей”.
Ярмарки идей.
Эрудицион “Науки юношей питают”.
“Званый вечер в честь ученых знаменитостей”.
Аукцион знаний.
Познавательный базар.
Творческий конкурс “Науки разные нужны, науки
разные важны”.
Интеллектуально-творческая игра по станциям
“Кругосветка”.
Праздник интеллектуальных рекордов.
Бал науки.
Интеллектуальные олимпийские игры.
Эрудит-лото “Мир вокруг нас”.
Направление “Общение”
Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “взрослый – ребенок”, учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Формы работы:
- Интерактивные игры
- Тренинги личностного роста
- Тренинги общения
- Самопрезентации и представления
- Праздники, конкурсы, дебаты
Направление “Нравственность”
Цели: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру миропонимания, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
Уроки нравственности:
“Окна моего дома. Что они значат для меня?”,
“Душа народа к добру зовет”, “Это страшное слово “равнодушие”,
Этические беседы-размышления,
“Жить с достоинством – что это значит?”,
“Прекрасное и безобразное в нашей жизни”,
“Спешите делать добро”,
“Как научиться говорить НЕТ?”.
Уроки толерантности:
“Что такое толерантность?”,
“Народные традиции требуют уважения”.
Дискуссионный клуб “Иметь свое мнение – это важно?”.
Часы общения:
“Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности”,
“Качества человека”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Праздники:
Праздник славянской культуры,
Национальный калмыцкий праздник “Ур-Сар”,
“Жемчужины народной мудрости”.
Тематические дни:
День родного языка и культуры,
День России.
Заочные путешествия:
“Всякое дело человеком ставится, человеком и славится”.
Коллективно-творческие дела:
“Фамильный герб”,
“Святыни Российской державы”,
“Свалка по имени Земля”.
Акции:
“Фронтовикам с благодарностью”,
“Юный помощник степи”.
Операции:
“Игрушка”,
“Милосердие”.
Направление “Досуг”
Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах.
Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
Игровые развлекательные программы :
“Большая перемена”, “Калейдоскоп”,
“Будильник”, “Миксер”, “Радужные странствия”,
“КЧВГ” (кто во что горазд),
Теле-Ассорти, Шар-Шоу, “Бой-гёл Шоу, Шоу
сладкоежек,
Шоу “Каракули”
Походы в кино “Синемания”
Музей приглашает в гости
Фестиваль игры
Конкурс талантов “Минуты славы”, “Парад звёзд”
Встречи с людьми искусства
Экспромт-театр
Творческие игры “Фанты”, “Чудо-дерево”,
“Хотите – верьте, хотите – нет!”
С целью создания условий для максимального
раскрытия и развития творческого потенциала
каждого воспитанника, проявления творческого
мышления и индивидуальности, развития фантазии в
лагере организуются тематические дни,
которые предполагают активное погружение всех
детей и взрослых в выбранное дело.
Деятельность каждого тематического дня
логически продолжает урочную деятельность и
создаёт условия для реализации идеи
непрерывного образовательного процесса в работе
со всеми участниками лагеря.
Тематические дни |
Ключевые мероприятия |
|
1 день | День знакомств |
КТД “Здравствуй, это – я!” |
2 день | Старт мечты |
Сюжетно – ролевая игра “Выборы президента отряда” |
3 день | Пушкинский день |
“Пока в России Пушкин длится…” |
4 день | “Ты да я, да мы с тобой” |
Торжественное открытие лагеря (презентация отрядов) |
5 день | Политдень |
Деловая игра “Я – лидер” (выборы президента лагеря) |
6 день | Синемания |
Поход в кино |
7 день | День России |
КТД “Виват, Россия!” |
8 день | День театра |
Экспромт-театр |
9 день | День народной мудрости |
Игровая программа “Жемчужины народной мудрости” |
10 день | День смеха |
Банк весёлых затей |
11 день | Музей приглашает в гости |
Экскурсия в краеведческий музей |
12 день | День науки |
Эрудицион “Науки разные нужны, науки всякие важны” |
13 день | День любви, дружбы и сюрпризов |
Бой – Гёл Шоу |
14 день | День именинника |
Шоу сладкоежек |
15 день | День Гимназии |
Школьное лото “Такие вот прикольные уроки” |
16 день | День памяти и скорби 22 июня |
Реквием памяти |
17 день | День спорта и здоровья |
Парад спортивных достижений “Слабо?!” |
18 день | TV? TV! |
ТелеАссорти |
19 день | День калмыцкого языка |
Интеллектуально-творческая игра “Кругосветка” |
20 день | День талантов |
“Минута славы” |
21 день | “За расставаньем будет встреча…” |
Торжественное закрытие лагерной смены |
Развитие детского самоуправления
Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая
- развитие самостоятельности учащихся;
- оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
- подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Структура самоуправления
Общий сбор лагеря – высший
законодательный орган смены при равном
представительстве детей и взрослых. Избирается
на общем собрании детей и сотрудников лагеря,
принимает решения, касающиеся жизнедеятельности
всех участников смены, утверждает программы,
планы. Собирается 3–5 раз в смену.
Совет лагеря – детский исполнительный
орган самоуправления, состоящий из
представителей отрядов. Собирается один раз в
день. Планирует работу на день, подводит итоги
дня, осуществляет обмен информацией,
контролирует работу отрядов в течение дня.
Творческие микрогруппы – временные детские
объединения, которые разрабатывают и организуют
различные конкурсные программы, праздники и т.д.
Какие поручения могут быть в отряде
- командир отряда;
- дежурный командир;
- медицинская служба отряда;
- корреспондентская служба отряда;
- репортерская служба отряда;
- аналитическая группа;
- сценарная группа;
- диджейская группа;
- массовики-затейники;
- физорг отряда.
Законы лагеря
- Закон доброго отношения к людям.
- Закон охраны природы.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон соуправления.
- Закон свободы слова.
- Закон “ноль-ноль”.
- Закон поднятой руки.