Цель: Воспитание нравственно-этического отношения к миру на примере образа Наташи.
Задачи:
- Раскрыть образ Наташи
- Развитие творческих способностей детей, интереса к классической музыке
- Воспитание чувства прекрасного
- Познание законов человеческой морали
Материал к уроку:
- Портрет С. Прокофьева
- Портрет Л.Н. Толстого.
- Роман “Война и мир” Л.Н. Толстого.
- Иллюстрации к опере “Война и мир ”
Музыкальный материал:
- Аудиокассеты с записью оперы “Война и мир ”
- Видеокассета с записью фильма С. Бондарчука “Война и мир ”
- Клавир оперы С. Прокофьева “Война и мир”
Ход урока
Хотя и война разлучила их судьбы,
Но память осталась о первом их бале
Единственном бале!(Иванков Николай, ученик 8 класса)
У: Ребята, вы знаете, что музыка и литература дополняют друг друга, помогают нам глубже понять и осмыслить, тот или иной художественный образ, проникнуться авторским настроением и стать активным участником творческого процесса. Цель нашего урока: соприкоснутся с прекрасной глубокой музыкой С. Прокофьева, великим романом Льва Толстого и сценами из кинофильма Сергея Бондарчука “Война и мир. Постараемся проследить, как раскрывается в вальсе обаятельный образ Наташи Ростовой, как музыка С. Прокофьева помогаем глубже воспринять нравственный облик Андрея Болконского и Пьера Безухова, любимых героев Л. Толстого. Ведь именно жизнь ума и сердца этих персонажей, их увлечения и заблуждения, душевные порывы особенно близки вам, юным, готовящимся вступить во взрослую жизнь.
Конечно, показать в опере всех героев Л. Толстого невозможно. Поэтому С. Прокофьев сконцентрировал внимание на взаимоотношениях Наташи и князя Андрея, уделил много внимания Пьеру. Остальных введенных в оперу героев показал эпизодически, насколько близко их отношение к истории Наташи и князя Андрея.
Своеобразен музыкальный язык оперы. Для С. Прокофьева нет мелочей. Герои буквально “вылеплены ” композитором, рельефны, “зримы ” их музыкальные характеристики.
Центральный эпизод второй картины – чудесный лирический вальс, поэтичный и одухотворенный. В нём вся гамма чувств Наташи: её робость и волнение, радостная надежда и нерешительность. Но если мы будем говорить, что вальс это только танец, этим мы сузим значение слова, обедним его.
У: Какую роль играет тот вальс в жизни Наташи?
Д: Вальс является завязкой всей композиции оперы. Именно в вальсе зарождаются глубокие чувства.
У: Раскрывает ли этот вальс целостный образ Наташи?
Д: Конечно нет. Наташе предстоит перенести много радостных и печальных минут. Вальс является отражением счастливых мгновений её жизни, её расцветающей юности, подчёркивает внутреннюю красоту и обаяние, которые составляют нравственную суть образа Наташи.
У: Чтобы ощутить атмосферу бала, нужно станцевать вальс. Я приглашаю учащихся 11 класса, которые познакомились не только с оперой, но и с романом “Воина и мир ”.
(Учащаяся 11 класса Краснова Наталья исполняет фрагмент из арии Наташи: “Неужели так никто ко мне не подойдет ...)
(Исполняется первый вальс Наташи)
У: Каково внутреннее состояние Наташи, что она чувствует?
Д: В Наташе воплощение легкости, подвижности. Она очарована балом. Послушайте, как это показано в романе Л. Толстого.
У: Совпадает ли впечатление от музыки с образом, любовно нарисованным автором в эпизоде, где Андрей приглашает Наташу на вальс?
(Учащаяся читает фрагмент из романа: “Давно я ждала тебя, – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовы слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Он был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело , а лицо её сияло восторгом счастья. Князь Андрей любил танцевать и, желая отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на неё указал Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и он не спускал улыбающихся глаз с лица с шеи, с оголенных рук Наташи. Он почувствовал себя помолодевшим, когда, переводя дыхание и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих).
У: Где впервые встретились князь Андрей и Наташа?
Д: В селе Отрадном.
У: В каком состоянии находился князь Андрей?
Д: Разочарован жизнью, остался вдовцом, сравнивает себя со старым дубом.
У: Что привлекло eго в Наташе?
Д: Наташа – полная противоположность князю Андрею. Натура мечтательная и чувствительная, рвётся к жизни. Именно она зародила в Андрее любовь к жизни. Он желает поближе познакомиться с ней.
У: К сожалению, жизнь преподносит суровые испытания юной романтической девушке, мечтающей о любви и счастье. В третьей картине Наташа с отцом приезжает с визитом к старому князю Болконскому.
У: Что происходит в доме Болконских?
Д: Суровый князь не может принять Ростовых. Наташа в смятении и тревоге.
У: Послушайте, как тонко передаёт это музыка. Ариозо с неустойчивой, скользящей и хрупкой мелодией в порыве надежды вдруг взлетает вверх.
(Дети, слушаем фрагмент из оперы: “Какое право они имеют ..)
У: Это первый жизненный урок для Наташи.
Четвёртая картина приводит нас на бал к Элен
Безуховой. Ариозо Наташи с
простой, открытой, немного наивной мелодией
передаёт не только её характеристику. Прокофьев
здесь словно объясняет нам, как Наташа
воспринимает Элен. Чистая и доверчивая,
покоренная красотой жены Пьера, она думает, что
та так же добра и честна, как её муж. Не случайно
те же интонации прозвучат потом в обращении
Наташи к Пьеру.
(Дети слушают ариозо Наташи из четвёртой картины)
У: Здесь же звучит ещё один вальс: “Вальс обольщения”.
Послушайте и скажите, этот вальс чем – то отличается от того прекрасного первого вальса , который звучал в начале урока ?
(Дети слушают вальс в доме Элен Безуховой)
Д: Мелодия напряженная, страстная, слышатся интонации полонеза.
У: С кем знакомится Наташа на этом балу?
Д: С Анатолием Курагиным.
У: Послушайте, как эту сцену описывает Л. Толстой в своём романе.
(Учащийся читает фрагмент: “Наташа, несомненно, знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему-то ей тесно, жарко и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрит на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд , чтоб он уж лучше смотрел в ее глаза . Но, глядя ему в глаза , она со страхом чувствовала, что между ним и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Анатоль пригласил Наташу на вальс, и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она обворожительна и что он любит ее. Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее . Наташа была в сомнении , не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку.
Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро. Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
Не говорите мне про это. Что мне за дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны?
У: Анатоль искренен в своих чувствах?
Д: Нет. Он безответственен, эгоистичен. Зная жизнь Андрея, так поступает.
У: Истинная сущность Анатолия – его музыкальная характеристика. В мелодии слышны прыжки, скачки. Послушайте и постарайтесь определить схожесть с другим произведением. С каким?
(Дети слушают ариозо Анатолия из четвёртой картины)
Д: Мелодия ариозо близка с симфонической сказкой “Петя и волк” С. Прокофьева.
У: Какое детское чувство присутствует у Наташи?
Д: Неопытность. Она наивно верит Анатолию.
У: Кто старается помочь Наташе в такой ситуации?
У: В сцене неудачного похищения из уст Ахросимовой Наташа слышит характеристику истинного облика Элен. Она старается разрушить ошибочное представление об Элен. Это ещё один горький урок для Наташи. Искренняя, доверчивая натура впервые столкнулась с миром лжи, фальши и светской пустоты. Увлечение Анатолием Курагиным, считает Толстой, – следствие Наташиной неопытности, доверчивости, молодости, когда так трудно увидеть за красивой светской оболочкой бездуховность, порочность, двуличие.
Ярко показана эта сцена в фильме С. Бондарчука “Война и мир ”.
(Просмотр сцены из фильм)
У: Кровью обливается сердце Пьера, который узнает о подлости своего шурина, он разрушил счастье Наташи и князя Андрея. Как истинный рыцарь Пьер готов спасти честь и достоинство прекрасной девушки, к которой в глубине души чувствует искреннюю любовь. Послушайте, как это описано в романе Л. Толстого.
(Учащийся зачитывает фрагмент:“- Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер. Таким странным вдруг для Наташи показался этот кроткий, нежный, задушевный голос.
- Не будем говорить, мой друг, я все скажу ему, но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и, ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому- нибудь, вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду.- Пьер смутился.
- Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее руку. Он знал, что ему нужно что-то ещё сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
- Для меня? Нет! Для меня всё пропало,- сказала она со стыдом и самоунижением.
- Все пропало? – повторял он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей
У: А теперь посмотрим, как эта сцена показана в опере С. Прокофьева “Война и мир!
(Дети просматривают сцену из оперы)
У: Эта трагическая ситуация помогла Наташе понять суровую реальность жизни, научила разбираться в людях. Теперь она понимает, какую душевную рану нанесла князю Андрею, признаёт вину перед ним. Переживая за Андрея, она просит Пьера поговорить с ним и попросить у него прощение за все содеянное ею.
(Дети просматривают сцену из фильма)
У: Судьба вновь сталкивает их в 1812 году, после Бородинского сражения, в то трагическое время, когда тяжело раненный князь Андрей находился Мытищах. В оркестре возникают, как воспоминания, проносящиеся перед Болконским, различные темы: мелодия из арии Кутузова, как лейтмотив Родины, Москвы, тема Наташи. И сама она, словно призрак, появляется перед ним. Видя Наташу рядом с собой, Андрей понимает, что уже давно простил её и забыл ту обиду, которую она причинила ему: его сердце полно любви к ней.
(Учащийся читает фрагмент из романа на фоне мелодии вальса Наташи: “Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Князь Андрей облегченно вздохнул, улыбнулся и протянул руку. – Вы? – сказал он. – Как счастливо! Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрагиваясь губами. – Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и вглядываясь в него. – Простите меня! – Я вас люблю, – сказал князь Андрей – Простите. – Что простить? – спросил князь Андрей. – Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа, и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.- Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог видеть ее глаза, Он видел сияющие глаза, которые были прекрасны.
Д: Болконский вновь представляет первый бал, на котором познакомился с Наташей.
У: Ребята, давайте вспомним, когда мы изучали первую оперу М. Глинки “Иван Сусанин ”, где ярким примером была тема воспоминания в лесу. Сусанин мысленно прощается с родными и близкими ему людьми. Такие драматические сцепы- воспоминания являются яркими страницами мировой оперной литературы.
(Просмотр сцены в лесу из оперы “Иван Сусанин”)
У: Ребята, у вас сложилось впечатление о Наташе.
Какая же она в вашем представлении? Я предлагаю вам выбрать слова, которые бы смогли охарактеризовать её.
(На слайде признаки, характеризующие образ Наташи)
Чистая, открытая, эгоистичная, доверчивая, завистливая, увлекающаяся, жестокая, эмоциональная, живая, искренняя.
У: Таким образом, и музыка С. Прокофьева, и роман Л. Толстого раскрывают нравственную красоту героев произведения: глубину их чувств, способность быть верными в любви и дружбе. Особенно нам близка судьба Наташи. Прекрасная, одухотворенная, поэтическая девушка на наших глазах взрослеет, учится отличать добро от зла, постигает нелёгкие законы жизни, оставаясь верной своей совести, своим идеалам.
(Дети исполняют песню “Вальс Наташи Ростовой ”)
У: Ребята, мы только чуть-чуть коснулись вопроса, который вы глубже будете изучать в старших классах. Это роман Л. Толстого “Война и мир ”. Проследите взаимоотношения героев, их характеры. Большое влияние оказывает на чувства Наташи, князя Андрея, Пьера и других музыка.
Вы входите в тот возраст, в котором была Наташа. Вам придётся пережить, радости, огорчения, прекрасное чувство любви, дружбы, испытать, настоящую верность друзей и разочарование в неверности. Чтобы увереннее вращаться в многоликом человеческом обществе, мне хочется пожелать вам больше читать и обсуждать прочитанное произведение, слушать классическую музыку, она будит в человеке добрые чувства. А в заключении вновь звучит бессмертный вальс Наташи!
(Звучит вальс Наташи из оперы “Война и мир”)
Спасибо за урок!