Урок по математике "Деление двузначного числа на двузначное", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Развитие умения делить однозначные, двузначные числа;
  2. Отработка навыка табличного и внетабличного умножения и деления;
  3. Развитие памяти, внимания, мышления..

Задача: отработать навыки деления двузначного числа на двузначное.

Оборудование:

  • плакат зоопарка с пустыми клетками;
  • животные на больших картинках (пингвины, лиса, слон, дельфины);
  • животные, которых можно «посадить» в клетку (в уменьшенном виде: пингвины, лиса, слон, дельфины);
  • кольца для дельфинов с примерами;
  • попугай;
  • волшебный мешочек;
  • карточки с ответами и с зашифрованным словом;
  • графический диктант, распечатанный на бумаге разного цвета для трех вариантов (см. Приложение);
  • веера с цифрами.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Запишите в тетради число, классная работа.

- Кто мне скажет, чем мы занимались на прошлом уроке?

- Сегодня на уроке мы будем продолжать отрабатывать навыки умножения и деления вне таблицы. Деление двузначного числа на двузначное.

- Но урок не простой, а урок-путешествие. А вот куда мы будем путешествовать вы мне скажите сами, решив примеры, которые записаны на доске. И так, внимание.

2. Устный счет.

(на доске)

56:8 48:6 51:3 72:4 4·11 23·2 6·9 (карточки)
7 8 17 18 44 46 54
з о о п а р к

- Так куда же мы с вами отправимся? (В зоопарк)

- А какие правила поведения нужно соблюдать в зоопарке?

Открывается карта зоопарка.

- Молодцы. Вот мы и заходим в зоопарк. Хорошо, что для школьников вход бесплатный.

- Посмотрите, все вольеры пустые. Хотите узнать, к каким животным отправимся? Для этого нужно будет выполнить задания.

- Подойдем к первой клетке. Отгадайте, кто здесь может жить. Эти животные живут в Антарктиде. Это птицы, которые не умеют летать. У них маленькие крылья, с ними они могут только плавать. Эти животные интересны тем, что когда самка отложит яйцо с будущим птенцом, тогда самец-папа высиживает это яйцо 9 недель, а самка в это время гуляет и отдыхает. Самец не двигается, не ест, не пьет, а терпеливо ждет появления малыша. Кто же догадался, что это за животное? (пингвин)

- Правильно, это пингвин.

- Эти забавные животные приготовили для вас забавные задачки. Приготовьте свои веера. Ответы показываете по моему сигналу. Очень быстро.

1. Сколько ушей у трех мышей? (6)

2. Сколько хвостов у 8 котов (8)

3.

Хомячок по полю шел
Девять зерен он нашел
Посмотрел – к нему спешат
Трое маленьких мышат
Возле них остановился
И находкой поделился
Девять зерен на троих
Разделил он в тот же миг
Сколько зерен получил каждый мышонок? (по 3)

4.

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед,
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок.
Сколько съедено морковок? (10)

5.

Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ежика благодарят? (4)

- Молодцы, хорошо справились с задачками пингвинов.

- А мы продвигаемся к следующему вольеру. Вы узнаете, кто живет в этом клетке, если разгадаете загадку.

- Она живет в большом лесу.

Все знают хитрую куму
А про ее проказы
Есть сказки и рассказы.

- Кто же это? (лиса)

- Правильно. Это лиса. Лиса очень хитрое животное. В наших лисах живет лиса обыкновенная, а вот далеко на севере живет полярная лиса. Она называется песец.

- А вы знаете, что длина тела лисы 70 см, а длина хвоста 35 см. Скажите мне, во сколько раз длина тела лисы больше, чем длина хвоста?

- А как нашли?

- Правильно в два раза длина тела больше длины хвоста. Скажите, а тогда длина всей лисы от кончика носа до кончика хвоста какая будет? (105 см)

- Лисица живет в вольере. Площадь клетки лисы для содержания в неволе должна быть не меньше 60 метров в квадрате.

- Давайте проверим, подходит ли наша клетка для лисы?

- Клетка имеет прямоугольную форму. Длина клетки 9 метров, а ширина на 2 метра меньше. Найти площадь клетки.

- Как найти площадь фигуры прямоугольной формы? (Длину надо умножить на ширину)

- Можем мы сразу решить задачу? Почему?

- К доске идет решать Ильинова Ксения.

- Так подходит наша клетка для лисы?

- Ну что ж, идем дальше.

- Посмотрите, кто нас здесь встречает? Это самое крупное наземное млекопитающее, которое живет в жарких странах. Догадались, кто это? (слон)

- Правильно, это слон.

- И у слона есть к нам вопросы.

- Если мы правильно выполним задания слона, то мы сможем его покормить.

- А чем питается слон. Какое это животное?

3. Повторение компонентов арифметических действий. Решение уравнения.

- Скажите, как называются компоненты умножения? (множитель, множитель, произведение)

- Как называются компоненты деления? (делимое, делитель, частное)

- Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)

- Как найти неизвестное делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель)

- Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное).

-Молодцы, хорошо знаете правила. Ну тогда со следующим заданием вы справитесь очень быстро. Сможете без ошибок решить уравнения.

- Откройте учебники на странице 20 №2.

- Внимание! Дети (перечисляю фамилии) выполняют первое уравнение, а остальные делают по вариантам. Первый вариант 2 уравнение, а второй вариант – третье уравнение.

- К доске идет решать… (два ученика у доски с обратной стороны)

- Проверяем.

- Молодцы!

- Теперь мы можем покормить слона.

- Ребята, а вы знаете почему у слона такие большие уши? Уши слону служат для охлаждения, внутри этих ушей находится очень много кровеносных сосудов. Помашет слон ушами – и отдаст лишнее тепло воздуху. Не случайно, что у индийских слонов уши меньше, чем у Африканских, ведь в Индии не так жарко, как в Африке. А у предков слон – у мамонтов уши совсем были маленькими, потому что они жили в ледниковый период, у них даже была шерсть.

4. Физкультминутка.

- Мы с вами уже посетили нескольких животных, пора нам немного отдохнуть.

- Вспомним как раз нашу физ.минутку про зоопарк и слона.

В зоопарке ходит слон
Уши, хобот, серый он
Головой свое кивает,
Будто в гости приглашает.

5. Повторение решения примеров.

- Вот мы подошли к бассейну. Как вы думаете, кто здесь живет? (дельфины)

- Некоторые ученые считают, что мы произошли именно от них.

- Посмотрите какие они веселые, смешные, они даже умеют улыбаться. Они такие труженики! Какие замечательные представления показывают они в дельфинарии.

- Вот и у нас есть кольца с примерами, чтобы дельфины смогли перепрыгнуть через них, мы должны решить их. Поможем им?

(на кольцах примеры)

78:26 96:16 44:11 81:27 45:15

(решает ученик у доски и объясняет)

- Молодцы! Теперь они смогут перепрыгнуть через кольца.

6. Решение задач.

- Пока мы с вами были с дельфинами, к дельфинарию подошел клоун Вася со своим попугаем.

- У попугая есть мешочек со счастливыми билетиками. Кто хочет испытать свою судьбу?

(выходят два ученика и вытягивают билетики, а на них одинаковая запись с.20 №5)

- Как вы думаете, что же это за счастье такое?

- Решить задачку из учебника.

- Правильно, вы пока присаживайтесь на свои места, а вслух нам прочитает задачу…

- В туристский поход пошли 19 человек. На каждого взяли по 2 банки мясных консервов и по 3 банки овощных. Сколько всего банок с консервами взяли?

- Что известно в задаче?

- По скольку банок взяли овощных?

- По скольку банок взяли мясных?

- Сколько всего было туристов?

- Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?

- К доске идет решать…, а кто уверен в своих силах, может решать задачу самостоятельно, но не забудьте записать решение задачи в одну строчку.

- У кого так решена задача. А у кого по-другому?

- Кто объяснит решение задачи другим способом?

- Молодцы.

- Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но не расстраивайтесь, на следующем уроке мы математики мы продолжим наше путешествие.

7. Подведение итогов.

- Что же мы делали на уроке?

- Что нового узнали?

8. Домашнее задание.

- Ребята, а животные вам приготовили сюрприз-задание. В ваших тетрадях лежат цветные листочки. Если правильно выполните указанное задание, то вы узнаете, каких животных мы посетим следующий раз. И подготовьте небольшие сообщения о том животным, которое получится у каждого из вас, самые интересные факты.

- За работу на уроке получают оценки следующие ученики…

- На этом наш урок закончен.