Цели:
- Развитие умения делить однозначные, двузначные числа;
- Отработка навыка табличного и внетабличного умножения и деления;
- Развитие памяти, внимания, мышления..
Задача: отработать навыки деления двузначного числа на двузначное.
Оборудование:
- плакат зоопарка с пустыми клетками;
- животные на больших картинках (пингвины, лиса, слон, дельфины);
- животные, которых можно «посадить» в клетку (в уменьшенном виде: пингвины, лиса, слон, дельфины);
- кольца для дельфинов с примерами;
- попугай;
- волшебный мешочек;
- карточки с ответами и с зашифрованным словом;
- графический диктант, распечатанный на бумаге разного цвета для трех вариантов (см. Приложение);
- веера с цифрами.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Запишите в тетради число, классная работа.
- Кто мне скажет, чем мы занимались на прошлом уроке?
- Сегодня на уроке мы будем продолжать отрабатывать навыки умножения и деления вне таблицы. Деление двузначного числа на двузначное.
- Но урок не простой, а урок-путешествие. А вот куда мы будем путешествовать вы мне скажите сами, решив примеры, которые записаны на доске. И так, внимание.
2. Устный счет.
(на доске)
56:8 | 48:6 | 51:3 | 72:4 | 4·11 | 23·2 | 6·9 | (карточки) |
7 | 8 | 17 | 18 | 44 | 46 | 54 | |
з | о | о | п | а | р | к |
- Так куда же мы с вами отправимся? (В зоопарк)
- А какие правила поведения нужно соблюдать в зоопарке?
Открывается карта зоопарка.
- Молодцы. Вот мы и заходим в зоопарк. Хорошо, что для школьников вход бесплатный.
- Посмотрите, все вольеры пустые. Хотите узнать, к каким животным отправимся? Для этого нужно будет выполнить задания.
- Подойдем к первой клетке. Отгадайте, кто здесь может жить. Эти животные живут в Антарктиде. Это птицы, которые не умеют летать. У них маленькие крылья, с ними они могут только плавать. Эти животные интересны тем, что когда самка отложит яйцо с будущим птенцом, тогда самец-папа высиживает это яйцо 9 недель, а самка в это время гуляет и отдыхает. Самец не двигается, не ест, не пьет, а терпеливо ждет появления малыша. Кто же догадался, что это за животное? (пингвин)
- Правильно, это пингвин.
- Эти забавные животные приготовили для вас забавные задачки. Приготовьте свои веера. Ответы показываете по моему сигналу. Очень быстро.
1. Сколько ушей у трех мышей? (6)
2. Сколько хвостов у 8 котов (8)
3.
Хомячок по полю шел
Девять зерен он нашел
Посмотрел – к нему спешат
Трое маленьких мышат
Возле них остановился
И находкой поделился
Девять зерен на троих
Разделил он в тот же миг
Сколько зерен получил каждый мышонок? (по 3)
4.
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед,
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок.
Сколько съедено морковок? (10)
5.
Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ежика благодарят? (4)
- Молодцы, хорошо справились с задачками пингвинов.
- А мы продвигаемся к следующему вольеру. Вы узнаете, кто живет в этом клетке, если разгадаете загадку.
- Она живет в большом лесу.
Все знают хитрую куму
А про ее проказы
Есть сказки и рассказы.
- Кто же это? (лиса)
- Правильно. Это лиса. Лиса очень хитрое животное. В наших лисах живет лиса обыкновенная, а вот далеко на севере живет полярная лиса. Она называется песец.
- А вы знаете, что длина тела лисы 70 см, а длина хвоста 35 см. Скажите мне, во сколько раз длина тела лисы больше, чем длина хвоста?
- А как нашли?
- Правильно в два раза длина тела больше длины хвоста. Скажите, а тогда длина всей лисы от кончика носа до кончика хвоста какая будет? (105 см)
- Лисица живет в вольере. Площадь клетки лисы для содержания в неволе должна быть не меньше 60 метров в квадрате.
- Давайте проверим, подходит ли наша клетка для лисы?
- Клетка имеет прямоугольную форму. Длина клетки 9 метров, а ширина на 2 метра меньше. Найти площадь клетки.
- Как найти площадь фигуры прямоугольной формы? (Длину надо умножить на ширину)
- Можем мы сразу решить задачу? Почему?
- К доске идет решать Ильинова Ксения.
- Так подходит наша клетка для лисы?
- Ну что ж, идем дальше.
- Посмотрите, кто нас здесь встречает? Это самое крупное наземное млекопитающее, которое живет в жарких странах. Догадались, кто это? (слон)
- Правильно, это слон.
- И у слона есть к нам вопросы.
- Если мы правильно выполним задания слона, то мы сможем его покормить.
- А чем питается слон. Какое это животное?
3. Повторение компонентов арифметических действий. Решение уравнения.
- Скажите, как называются компоненты умножения? (множитель, множитель, произведение)
- Как называются компоненты деления? (делимое, делитель, частное)
- Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)
- Как найти неизвестное делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель)
- Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное).
-Молодцы, хорошо знаете правила. Ну тогда со следующим заданием вы справитесь очень быстро. Сможете без ошибок решить уравнения.
- Откройте учебники на странице 20 №2.
- Внимание! Дети (перечисляю фамилии) выполняют первое уравнение, а остальные делают по вариантам. Первый вариант 2 уравнение, а второй вариант – третье уравнение.
- К доске идет решать… (два ученика у доски с обратной стороны)
- Проверяем.
- Молодцы!
- Теперь мы можем покормить слона.
- Ребята, а вы знаете почему у слона такие большие уши? Уши слону служат для охлаждения, внутри этих ушей находится очень много кровеносных сосудов. Помашет слон ушами – и отдаст лишнее тепло воздуху. Не случайно, что у индийских слонов уши меньше, чем у Африканских, ведь в Индии не так жарко, как в Африке. А у предков слон – у мамонтов уши совсем были маленькими, потому что они жили в ледниковый период, у них даже была шерсть.
4. Физкультминутка.
- Мы с вами уже посетили нескольких животных, пора нам немного отдохнуть.
- Вспомним как раз нашу физ.минутку про зоопарк и слона.
В зоопарке ходит слон
Уши, хобот, серый он
Головой свое кивает,
Будто в гости приглашает.
5. Повторение решения примеров.
- Вот мы подошли к бассейну. Как вы думаете, кто здесь живет? (дельфины)
- Некоторые ученые считают, что мы произошли именно от них.
- Посмотрите какие они веселые, смешные, они даже умеют улыбаться. Они такие труженики! Какие замечательные представления показывают они в дельфинарии.
- Вот и у нас есть кольца с примерами, чтобы дельфины смогли перепрыгнуть через них, мы должны решить их. Поможем им?
(на кольцах примеры)
78:26 | 96:16 | 44:11 | 81:27 | 45:15 |
(решает ученик у доски и объясняет)
- Молодцы! Теперь они смогут перепрыгнуть через кольца.
6. Решение задач.
- Пока мы с вами были с дельфинами, к дельфинарию подошел клоун Вася со своим попугаем.
- У попугая есть мешочек со счастливыми билетиками. Кто хочет испытать свою судьбу?
(выходят два ученика и вытягивают билетики, а на них одинаковая запись с.20 №5)
- Как вы думаете, что же это за счастье такое?
- Решить задачку из учебника.
- Правильно, вы пока присаживайтесь на свои места, а вслух нам прочитает задачу…
- В туристский поход пошли 19 человек. На каждого взяли по 2 банки мясных консервов и по 3 банки овощных. Сколько всего банок с консервами взяли?
- Что известно в задаче?
- По скольку банок взяли овощных?
- По скольку банок взяли мясных?
- Сколько всего было туристов?
- Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- К доске идет решать…, а кто уверен в своих силах, может решать задачу самостоятельно, но не забудьте записать решение задачи в одну строчку.
- У кого так решена задача. А у кого по-другому?
- Кто объяснит решение задачи другим способом?
- Молодцы.
- Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но не расстраивайтесь, на следующем уроке мы математики мы продолжим наше путешествие.
7. Подведение итогов.
- Что же мы делали на уроке?
- Что нового узнали?
8. Домашнее задание.
- Ребята, а животные вам приготовили сюрприз-задание. В ваших тетрадях лежат цветные листочки. Если правильно выполните указанное задание, то вы узнаете, каких животных мы посетим следующий раз. И подготовьте небольшие сообщения о том животным, которое получится у каждого из вас, самые интересные факты.
- За работу на уроке получают оценки следующие ученики…
- На этом наш урок закончен.