Цели:
- научиться защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека;
- развивать логическое мышление и воображение;
- изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой,
- помнить, что самое ценное богатство на земле это жизнь, ее надо беречь и любить
Методы: беседа, обсуждение, рассказ, диалог, игры, релаксация, творческие минутки.
Оборудование: картинки с изображением грибов и растений, змеи и собаки, карта необитаемого острова, плакаты: “как собирать грибы”, “на вас напала собака”, “признаки солнечного ожога”
Ход классного часа
I. Организационный момент
Сейчас на дворе зима.
А нынче ... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
Очень скоро красивые узорчатые снежинки превратятся в капельки воды. Солнце будет пригревать все теплее и теплее, земля покроется зеленой травкой, и наступит самое любимое время года и для детей, и для взрослых.
-Что за время года, как вы думаете? (Показ картинок о лете).
Дети поют песенку о лете (из м/ф “Дед мороз и лето”).
-Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами помечтаем. Представьте, что наступило лето, и мы отправляемся с вами в путешествие. Не просто в путешествие, а в путешествие к самому Робинзону Крузо.
- Кто такой Робинзон Крузо? Вы знаете?
Робинзон Крузо - моряк из Йорка. Прожил 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб...
Робинзон Крузо: Я, несчастный Робинзон Крузо, потерпев кораблекрушение во время страшной бури, был выброшен на берег этого угрюмого, злополучного острова, который я назвал островом Отчаяния. Все мои спутники с нашего корабля потонули, и сам я был полумертв.
Учитель: Робинзон Крузо любил географию, но очень многого в жизни не знал, а мы, где бы ни были, всегда должны помнить, что самое ценное богатство на земле - это жизнь, и ее надо беречь, а чтобы беречь, надо многое знать. Опасности подстерегают нас на каждом шагу, особенно если мы в путешествии и если мы неграмотны. Сценка (приложение1).
Учитель: Давайте и мы немного поучимся, чтобы в нашем путешествии нечего не бояться, а только радоваться.
II . Проверка пройденного. Выставка условных знаков.
-Посмотрите на эти знаки. Что они обозначают?
III. Опасное солнце.
Робинзон Крузо держит в руках дневник, читает: Было 30 сентября, когда нога моя впервые ступила на ужасный остров. Произошло это во время осеннего равноденствия, солнце в этом месяце стоит почти прямо над головой.
Учитель: И нам в пути светит солнце. Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Защищайте голову и шею от солнца, надевайте панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога. Предположим, что солнечный ожог случился. Как узнать об этом? (Дети называют). Запомните, дети, самый верный барометр (показатель нашего состояния) - это наш организм. И он обязательно даст о себе знать, мы должны увидеть это.
-А что мы можем увидеть? Каковы признаки солнечного ожога? (дети называют). Молодцы, вы все правильно назвали. Еще раз взгляните на признаки солнечного ожога и запомните. Вывешивается плакат: покраснение кожи, высокая температура, рвота, головная боль.
-Предположим, что вы заметили один из признаков. Как оказать первую помощь?
Ученик: Положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его.
Вывод: Солнце - наш великий друг. Без него невозможна жизнь на земле, но солнце может быть и опасно. Вы должны это знать и помнить.
IV. Ядовитые растения и грибы.
Робинзон Крузо: (открывает дневник). Вся окрестность звенела, цвела и благоухала, точно сад, насажденный руками человека, в котором каждое растение блистало красой весеннего наряда. Я увидел такие растения, каких раньше не видел. Алоэ и сахарный тростник. Но я не знал, можно ли как-нибудь употреблять алоэ. Что же касается сахарного тростника, то он рос в диком состоянии и потому вряд ли годился в пищу.
Учитель: Красивые растения на острове Робинзона Крузо. А в наших лесах есть красивые растения? А все ли растения вы знаете? Давайте проверим. Я показываю рисунок, а вы назовете растение.
1 ученик: Волчье лыко. Красивые душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Даже животные обходят стороной волчье лыко.
2 ученик: Вороний глаз. Это опасное растение. Его единственная ягода сизовато-черного цвета, похожа на глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не срывай и не бери в рот. Вороний глаз не любит солнечного цвета, а если окажется на солнце, то долго не выдержит и погибнет. Животные вороний глаз обходят стороной. А вот птицы его склевывают. Наверное, лечатся.
3 ученик: Дурман. Дурман растет на пустырях, свалках, замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое, неприятное, ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.
4 ученик: Белена. Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.
5 ученик: Ландыш. Первый раз цветет в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь цветет всего 2-3 раза. Плод - круглая оранжево-красная ягода. Все растение ландыша ядовито. Но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
Учитель: Все, что мы видим в лесу, можно есть?
Робинзон Крузо: (с дневником, читает) 27 декабря... подстрелил двух козлят: одного убил, другого ранил, привел домой, забинтовал ему ногу. 16 июня. Нашел на берегу большую черепаху. 17 июня. Весь день жарил черепаху на углях, нашел в ней 60 штук яиц. Но можно ли их есть?
Учитель: А еще в наших лесах очень много грибов. А грибы вы знаете? Умеете отличать съедобные от несъедобных? Робинзон Крузо и его друзья, наверное, не умеют. Давайте продемонстрируем нашим друзьям свои знания.
(Выходят дети в костюмах грибов)
1 ученик:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я ... (подосиновик)
2 ученик:
Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще ...
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)
3 ученик:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
4 ученик:
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотые ... (лисички)
Учитель: Среди растений и грибов много таких, общаться с которыми опасно. Так, например, если гриб - бледную поганку просто потрогать руками, на руках уже остается яд, которым можно отравиться. Запомните следующие правила: (плакат)
- Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.
- Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.
- Постоянно пополняй свои знания о грибах - тогда и сомнения не будет
Запомните на всю жизнь эти советы.
V. Как уберечь себя от укуса осы или пчелы.
Мы с вами на необитаемом острове Робинзона Крузо. Над загадочными растениями летают пчелы. А у нас ведь тоже есть пчелы. Давайте поговорим об этих насекомых.
1 ученик: Укусы пчел или ос особенно опасны для людей, испытывающих аллергию на яд этих насекомых.
2 ученик: Пчела оставляет в ранке свое жало, к которому прикреплен мешочек с ядом. Это жало надо быстрее удалить. Но так, чтобы мешочек с ядом не разорвался. Осторожно поскрести по месту укуса тупой стороной ножа или ногтем, тогда и жало, и мешочек выйдет наружу.
3 ученик: Если после укуса появятся какие-нибудь признаки аллергии, надо, вытащив жало, срочно обратиться к врачу.
Учитель: Пчелиный укус - вещь неприятная и болезненная, но не злитесь на пчел. Пчелы существа мирные, не нападают ради удовольствия. И, если вдруг пчела начала кружить вокруг тебя, лучше замереть. Она изучит запах и улетит. Пчел привлекают блестящие украшения, запахи духов, яркая одежда. Одеваясь на прогулку, подумай, не примут ли тебя пчелы за цветочную клумбу.
VI. Если укусила змея.
Учитель: В траве живет очень много живых существ. Особенно там, где Робинзон Крузо. Дети, Робинзон Крузо хочет задать вопрос.
Робинзон Крузо: Есть животные, которых надо опасаться. Вы знаете их? (змея)
Учитель: Змея - это не такое безобидное животное, как нам кажется. Укус змеи может быть смертельным. Надо помнить: змея редко сама нападает на человека, если ее не тронешь. Поэтому будьте внимательны, не наступите на нее. А если увидели, ни в коем случае не трогайте. А если все-таки беда случилась? Как оказать первую помощь? Об этом нам расскажет медицинский работник.
VII. Гром и молния.
Робинзон Крузо: (читает) 13 ноября. Начался сезон дождей. Всю ночь гремел страшный гром, и сверкала молния, но я уже не боялся этого!
Учитель: В глубокой древности грозы боялись все. Люди боялись, что это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше чем молний боялись раскатов грома. Еще бы: как загремит - земля дрожит. Кажется, вот-вот расколется. Как научился Робинзон Крузо не боятся грозы? И как надо вести себя во время грозы?
1 ученик: Если вы находитесь на возвышении, спуститесь вниз. Держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагроможденных камней.
2 ученик: Если у вас на голове волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Бросайтесь ничком на землю - это уменьшит риск вашего поражения.
3 ученик. Если вам некуда деться от высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги.
4 ученик: Сожмите колени вместе и обхватите их руками, опустите пониже голову.
5 ученик: Если вы в лодке, гребите к берегу, быть на воде во время грозы опасно.
6 ученик: Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место в ней.
7 ученик: В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.
8 ученик: Находясь дома, выключите радио и телевизор, закройте окна.
9 ученик: Молния может убить, если ударит человека в голову и пройдет через тело. Она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.
VIII Собака бывает кусачей.
Робинзон Крузо: (из дневника). 2 января. Сегодня взял собаку с собой, единственного моего друга на этом необитаемом острове. Моя собака отлично понимала меня и отлично чувствовала опасность.
Учитель: Но всегда ли собака - друг человека? Оправляясь на остров к Робинзону Крузо, мы, конечно же, тоже взяли собаку (рисунок). Собака - верный и преданный друг человека. Но незнакомым собаки могут нанести вред здоровью. Звучит песня “Собака бывает кусачей”. Что делать, если собака оказалась кусачей? Послушайте советы наших знатоков.
1 ученик: Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.
2 ученик: Встаньте боком к собаке.
1 ученик: Твердым голосом отдайте несколько команд: “Фу, нельзя, сидеть”.
2 ученик: Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо, топать ногами или убегать.
1 ученик: Не делая резких движений, позовите хозяина.
2 ученик: Если помочь вам некому, уходите от собаки немедленно, не ускоряя шага.
1 ученик: Если собака приседает, она готова прыгнуть, защитите горло и выставьте вперед локоть.
2 ученик: Если собака все-таки укусила, сообщите взрослым и обратитесь в больницу.
Вывод:
Не навязывайтесь животному в друзья, если оно не хочет - рычит, шипит. Не трогайте животных, если они едят и кого-то охраняют. Не толкай, не нападай в шутку на хозяина собаки. Не убегай на улице от собак. Не гладь незнакомых собак. Будь вежлив с чужой собакой, если ты в гостях. Можно ли играть, спроси у хозяина. Мой руки после общения с животными, иначе можно заразится различными кишечными заболеваниями. Есть болезни, опасные для животных и человека. Например, бешенство. Такие собаки становятся капризными, сторонятся людей и прячутся в темных местах, а иногда вдруг нападают на других животных и людей.
IX. Проверка изученного.
Учитель: Cегодня мы побывали в гостях у Робинзона Крузо и очень много узнали для себя. Давайте проверим, как вы запомнили и о чем говорили. Отвечайте “Да” или “Нет”.
Если на вас выбегает с лаем собака .
- Сохранять спокойствие (да).
- Убежать от нее (нет).
- Остановиться, повернувшись к собаке вполоборота (да).
- Подразнить собаку (нет).
- Громко позвать хозяина (да).
- Замахнутся палкой, и отогнать собаку (нет).
- При подготовке к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой (да).
- Упасть на землю (нет).
- При укусах промыть рану, отправится в медпункт по месту жительства (да)
X. Итог
Учитель: Молодцы, мы готовы с вами к лету, к новым походам и будем считать, что ничего, что бы угрожало нашей жизни, нет. Человек - хозяин своего здоровья, своей жизни. Убедимся еще раз в этом. Робинзон Крузо оказался на необитаемом острове совсем не сведущим человеком. Но он учился сам, учился у дикой природы, учился у Пятницы, человека из племени дикарей, которые ели даже людей, который привязался к Крузо, стал его другом, помощником и даже учителем. Учитесь всю жизнь! Учитесь у всех и у всего, что и кто вас окружает, берегите свою жизнь. Жизнь - богатство бесценное.
Учитель: Прощаемся с Робинзоном Крузо. Но я думаю, что встреча с этим удивительным человеком не последняя. Вам понравился Крузо? Отважный человек! Хотите узнать больше о его удивительных приключениях, почитайте книгу Даниэля Дефо “Робинзон Крузо” (показываю) и всю жизнь не забывайте те мудрые советы, которые вы услышали.
Все хором: “Век живи - век учись!”
Прощание с Робинзоном Крузо.
“Песенка о лете”