Урок по теме "Системы счисления. Магия числа"

Разделы: Информатика


Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: третий урок по теме “Системы счисления”.

Цели:

  1. Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока:

Развивающая:

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной в другую системы счисления.
  • расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническая база:

  • презентация “Магия числа”; (Приложение 1);
  • комплекс: мультимедиа;
  • плакаты “Позиционные системы счисления”, “Примеры преобразования целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную”;
  • рабочая тетрадь ученика (Приложение 2);
  • буклет по теме “Магия числа” (Приложение 3).

План урока:

Содержание этапа урока Время Вид и формы работы
1. Организационный момент 1 мин Приветствие
2. Мотивационное начало урока 5 мин Постановка цели урока.
3. Обобщение знаний 7 мин Использование слайдов, работа в тетради
4. Этап закрепления, проверки полученных знаний 10 мин Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
Физическая разминка 1 мин  
5. Этап систематизации, обобщения изученного 9 мин Самостоятельная работа за компьютером, работа в тетради.
6. “Магия числа” 5 мин. Показать применения числа в магии, в поэзии. Расширить знания по теме “Системы счисления”.
7. Подведение итогов, домашнее задание 2 мин. Работа в тетради

Ход урока

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Приложение1.ppt)

На доске (Приложение 1, слайд 1)

На партах детей разложены рабочие тетради.

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную.

Вопрос: Как перевести десятичное число в двоичное?

Ответ:

1 способ: Представить десятичное число в виде суммы чисел “второго” ряда (1, 2, 4, 8, 16, 32, …, 1024, …);

2 способ: Деление десятичного числа, а затем и его частных на 2. Далее выписать полученные остатки от деления (0 или 1) в обратном порядке.

(обратить внимание ребят на плакат “Позиционные системы счисления”)

Вопрос: Как перевести двоичное число в десятичное?

Ответ: Коэффициенты двоичного числа (начиная с меньшего разряда и заканчивая высшим разрядом числа) умножить на числа “второго” ряда, затем найти сумму.

(обратить внимание ребят на плакат “Примеры преобразования целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления”)

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную. Наш урок начну со слов Иоганна Гете (Приложение 1, слайд 2).

Сегодняшний урок мы посвятим не только работе с системами счисления, но и изучению числа, постараемся ответить на вопрос “В чем же магия числа?”

А впереди нас ждет “Веселая разминка” (Приложение 1, слайд 3, 4, 5)

(Ребята одновременно работают в рабочей тетради) (Приложение 2)

3. Обобщение знаний

Мы переходим к следующему этапы нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

“Эврика” (Приложение 1; слайд 6, 7)

Как быть? Не могу поделить яблоки, все время получается неправильный результат. Ребята, а может вы, поможете?

“В поисках истины” (Приложение 1, слайд 8, 9,10)

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа?

На эти вопросы, нам поможет ответить викторина “Сколько?”. (Приложение 1, слайд 11)

4. Этап закрепления, проверки полученных знаний.

(Из учащихся класса формируется две группы). Работа ведется в рабочей тетради (Приложение 2)

Далее нас ждут более сложные задания. Необходимо вспомнить два способа оформления перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (табличный и столбиком).

Победит та группа, которая сумеет: быстро решить задания; сделать пояснения; сумеет организовать свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Группе победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.

Задание 1

Перевести из десятичной системы счисления (столбиком) в двоичную систему счисления числа: 100; 37. (Приложение 1, слайд 12)

Задание 2

Перевести из десятичной системы счисления (таблица) в двоичную систему счисления числа: 168; 241. (Приложение 1, слайд 13)

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

Группа “победитель” приступает к выполнению задания на компьютере.

Задание: (Приложение 1, слайд 14, 15)

Необходимо в среде “Калькулятор” выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты, отметить на плоскости (в рабочей тетради) (Приложение 2), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.

Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления.

111 1100 1 1110
10 1101 1000 1011
10000 11 1010 101
1001 110 1111 100

Задание: (Приложение 1, слайд 16)

Необходимо выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. На доске выбрать полученный результат (на магнитах к доске прикреплены листы с соответствующими значениями от 1 до 16) и прикрепить лист на место ячейки с двоичным числом.

Результатом выполнения должен получиться квадрат (Приложение 1, слайд 17)

6. “Магия числа”

На этом этапе попросить ребят найти суммы по вертикали, по горизонтали, по основным диагоналям.

В результате полученные суммы - одинаковы (равны 34). Спросить детей, знают ли они как называются такие квадраты.

(Приложение 1, слайд 18,19)

Проверить результаты работы за компьютером (Приложение 1, слайд 20).

(Приложение 1, слайд 21, 22, 23, 24).

7. Подведение итогов, домашнее задание

Учитель: В чем же состоит магия числа?

Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 25)

Литература:

  1. Л.Л. Босова; Информатика: Учебник для 6 класса.
  2. Л.Л. Босова; Рабочая тетрадь по информатике 6 класс.
  3. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская; Занимательные задачи по информатике.