Цель урока:
- уточнение знаний о глаголе как части речи,
- формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу и по суффиксу -л- в прошедшем времени,
- отработка умения проверять слова с безударными гласными в корне,
- развитие логического мышления и речи.
Оборудование: учебник “Русский язык 3 класс” авт. Т. Г. Рамзаева, рабочая тетрадь, веер гласных букв у каждого ученика;
На доске: карта страны “Глаголии”, рисунок сказочного дворца “Время глагола”, рисунки облаков с заданием, рисунок дятла.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в страну Глаголию посетить сказочный дворец “Времён глаголов”. Невидимые жители Глаголии приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, т. к. уже немного знакомы с этой частью речи, назначение которой “выражать само действие”.
II. Орфографическая работа.
- А вот и наши кораблики - облачка, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но, что это? Облака с заданием!
-Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
-Как называются эти слова? Почему вы считаете, что это глаголы?
III. Выборочный диктант.
- Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь непременно присутствуют наши друзья - Глаголы. Узнайте их.
- Я буду читать стихотворение, а вы найдите в нём глаголы и запишите в тетрадь.
Апрель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
(С. Маршак “Двенадцать месяцев”)
- Какие глаголы вы выписали? Докажите.
- Определите время глаголов?
IV. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
V. Работа с учебником. (Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 3 класс, упр.558)
- Прочитайте текст. Определите тему текста.
- Что нового вы узнали о дятле? (На доске рисунок дятла)
- Выпишите из текста глаголы. Поставьте вопрос к каждому глаголу и определите время.
VI. Лексико-словообразовательные упражнения.
- Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь.
- Какой же глагол он выбрал?
сверкать
- В какой форме этот глагол?
- На какой вопрос отвечает?
- Дятел ударил по окончанию (сверкать) и заменил его окончанием - ют (сверкают)
Запишите, какой глагол получился. Определите число и время глагола.
(сверкают - мн.ч., наст. в.)
- Добавил мастер приставку за- . Запишите, какой глагол получился.
(засверкают – мн. ч., буд. в.)
- А теперь мастер Дятел заменил окончание -ют на -и, добавил суффикс -л- .
-Какой глагол получился? (засверкали – мн. ч., пр. в.)
Вывод: - Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем времени?
Чтение вывода в учебнике. (С.87)
VII. Самостоятельная работа. Работа по учебнику. (Упр.563)
- Определите время глаголов.
-Вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная проверка с использованием веера букв)
VIII. Обобщение.
-Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
-Как определить время глагола? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.
IX. Домашнее задание.
Упр. 564.