Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в распознавании времени глагола"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • уточнение знаний о глаголе как части речи,
  • формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу и по суффиксу -л- в прошедшем времени,
  • отработка умения проверять слова с безударными гласными в корне,
  • развитие логического мышления и речи.

Оборудование: учебник “Русский язык 3 класс” авт. Т. Г. Рамзаева, рабочая тетрадь, веер гласных букв у каждого ученика;

На доске: карта страны “Глаголии”, рисунок сказочного дворца “Время глагола”, рисунки облаков с заданием, рисунок дятла.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в страну Глаголию посетить сказочный дворец “Времён глаголов”. Невидимые жители Глаголии приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, т. к. уже немного знакомы с этой частью речи, назначение которой “выражать само действие”.

II. Орфографическая работа.

- А вот и наши кораблики - облачка, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но, что это? Облака с заданием!

-Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.

-Как называются эти слова? Почему вы считаете, что это глаголы?

III. Выборочный диктант.

- Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на  лексическую полянку весенне-летнего сказочного леса страны Глаголии. Здесь  непременно присутствуют наши друзья - Глаголы. Узнайте их.

- Я буду читать стихотворение, а вы найдите в нём глаголы и запишите в тетрадь.

Апрель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
(С. Маршак “Двенадцать месяцев”)

- Какие глаголы вы выписали? Докажите.

- Определите время глаголов?

IV. Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

V. Работа с учебником. (Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 3 класс, упр.558)

- Прочитайте текст. Определите тему текста.

- Что нового вы узнали о дятле? (На доске рисунок дятла)

- Выпишите из текста глаголы. Поставьте вопрос к каждому глаголу и определите время.

VI. Лексико-словообразовательные упражнения.

- Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь.

- Какой же глагол он выбрал?

сверкать

- В какой форме этот глагол?

- На какой вопрос отвечает?

- Дятел ударил по окончанию (сверкать) и заменил его окончанием - ют (сверкают)

Запишите, какой глагол получился. Определите число и время глагола.

(сверкают - мн.ч., наст. в.)

- Добавил мастер приставку за- . Запишите, какой глагол получился.

(засверкают – мн. ч., буд. в.)

- А теперь мастер Дятел заменил окончание -ют на -и, добавил суффикс -л- .

-Какой глагол получился? (засверкали – мн. ч., пр. в.)

Вывод: - Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем времени?

Чтение вывода в учебнике. (С.87)

VII. Самостоятельная работа. Работа по учебнику. (Упр.563)

- Определите время глаголов.

-Вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная проверка с использованием веера букв)

VIII. Обобщение.

-Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

-Как определить время глагола? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.

IX. Домашнее задание.

Упр. 564.