Развитие творческих способностей и экологическое воспитание на занятиях кружка "Дизайн-школы – природа и фантазия"

Разделы: Внеклассная работа


Важное место в работе учителя начальных классов занимает внеклассная работа. Одним из направлений внеклассной работы является организация занятий в кружках.

Хотелось бы поделиться опытом своей работы по организации кружковой работы в начальной школе.

Более 16 лет работаю в средней школе села Ундино-Поселье, Балейского района, Читинской области. За период своей работы пыталась работать в разных направлениях. Наиболее близкими оказались для меня мир природы, природоохранная деятельность, творчество, интерес ко всему новому. Наша школа уже много лет работает по созданию эколого-педагогической системы в школе. Поэтому и возникла необходимость в такой программе.

Изучаем природу своего края, проблемы взаимоотношения человека и природы. Вместе со своими питомцами ходим в походы и экскурсии, устраиваем разнообразные экологические праздники. Чем больше мы входим в мир природы, узнаем ее тайны, тем все больше возникает желание как - то передать, изобразить красоту окружающей природы - это и рисунки, различные творческие проекты и акции. Глубоко заинтересовавшись вопросами охраны природы, возникла необходимость организовать кружковую работу по экологическому направлению практического характера. И такая работа получилась – мною была разработана авторская программа кружка “Дизайн школы - природа и фантазия” для младших школьников.

Природный материал – это кладовая для развития детского творчества. Работа с ним сближает ребенка с родной природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней и формирует первые трудовые навыки.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные природные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Работы с применением природных материалов способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такие занятия оказывают на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность, с учетом общей цели, распределять операции. Работа в малой группе, небольшом коллективе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Исходя из этого, я попыталась создать программу, в которой постаралась все это четко отразить.

В программе объединены несколько разных техник выполнения работ, используются разные по своему происхождению материалы, а готовые работы – оформление для стен коридоров школы.

Цель моей программы: учить видеть и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя различные материалы.

Основные задачи:

  1. Обучать технике работы с различными материалами
  2. Формировать умения различать цвета и оттенки, умение классифицировать, элементы творческого и конструкторского мышления.
  3. Расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов.
  4. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
  5. Развивать речь и навыки общения в группе.
  6. Воспитывать чувство “прекрасного”, аккуратность, усидчивость.
  7. Воспитывать трудолюбие, бережное и заботливое отношение к природе.

Ведущей идеей программы является применение различных материалов для создания красоты вокруг себя, умение передать красоту природы через создание настенных панно и подарить людям радость и хорошее настроение.

В основе работы лежит создание дизайн –проектов и воплощение его в реальность как результат творчества, поиска нового, оригинального. В программе использован художественно- конструкторский подход, где все работы подразделены на три группы –а) работы по образцу, б) работы по определенному условию, в) работы, выполненные по собственному замыслу.

Выполняя работы по образцу необходимо точно передать изображение, предметы окружающего мира и т. д. При этом формируются навыки работы с тем или иным материалом, отрабатывается нужная в данной работе техника выполнения и последовательность работы. Когда же выполняются работы с дополнительным заданием, с определенным условием, детям предоставляется возможность внести свои изменения в проект, определить свой путь выполнения работы по заданию. А вот работа по собственному замыслу уже включает создание целых композиций.

Данная программа адресована учащимся начальной школы- 3-4 классов., рассчитана на 2 года.

Программа первого года состоит из 6 блоков, рассчитанных на групповое выполнение:

  • Инструменты и материалы
  • Изготовление настенных панно из пластилина
  • Изготовление настенных панно из бересты.
  • Изготовление панно из природного материала.
  • Изготовление панно из пластилина и природного материала (семян, круп, скорлупы и т.д.)
  • Изготовление панно из перьев птиц. (Приложение 1)

Приложение 1

Программа 2 года включает работу по составлению индивидуального эскизов и поэтапной работе по их выполнению. В программе 6 блоков, объединенных общей темой “Природоохранные знаки”. Каждый знак выполняется по определенному замыслу и алгоритму. (Приложение 2.)

Приложение 2

Общее количество занятий в год –36, всего 72 часа, периодичность 1 раз в неделю

Программой предусмотрены следующие формы работы - игра, беседа, экскурсии, конкурсы, практические работы как коллективные, так и групповые и индивидуальные.

В процессе работы по этой программе у ребят развиваются не только трудолюбие, но и коммуникабельность, дружелюбие, взаимопомощь.

Прогнозируемые результаты:

В ходе обучения по данной программе дети должны :

  • Знать приемы обработки различных материалов;
  • Знать правила применения изученных способов работы
  • Научиться работать в группе и индивидуально
  • Уметь выполнять предложенные программой виды работ самостоятельно
  • Уметь красиво и эстетично оформлять свою работу
  • Уметь создать работу по своему замыслу.

Учебно-тематический план (Приложение)

Все это способствует развитию эстетического отношения к окружающей действительности, развивает художественный вкус, чувство прекрасного, гармонии, развитию творческой активности.

Повышаются творческие возможности учащихся, интерес к выполненной работе, формируется эстетический вкус посредством применения самых разнообразных техник и технологий. Именно применение разнообразных техник и технологий и помогает заинтересовать ребят, увлечь их и оживить внеклассную работу. На занятиях кружка проводим интересные беседы, увлекательные игры и конкурсы.

Расскажу о некоторых интересных работах, выполненных на кружке.

В блоке “Работы с использованием бересты” выполняем такие панно как “Розы”, “Нарциссы”, “Дятел”, “Снегирь” и другие. Особенность этих работ состоит в использовании пластинок в качестве основы, выбираем сюжет, рисуем, переводим на бересту, вырезаем и наклеиваем на пластинку. Далее можно прорисовать все недостающие детали или покрасить гуашью и покрыть лаком.

Очень интересны работы с использованием перьев птиц - “Снегирь на ветке сосны”, “Свиристель”, “Сорока-белобока” и другие (полный перечень работ можно увидеть в программе). Эти работы выполнены на прямоугольной основе из ДВП. Фон прорисован эмалевыми красками. Предварительно обдумываем сюжет, изготавливаем трафарет и переносим изображение на основу. Заранее приготовленные перья наклеиваем на изображение слоями. Каждый слой просушиваем. Работу дополняем бусинкой – для глаза, у снегиря дополняем веточками сосны и шишками из пластилина, в которых вдавлены крупинки гречки. У свиристеля добавляем изображение дерева, у сороки – из пластилина изображения ягод и ноги. Не менее оригинальны работы со спилами кустарников, семенами, листьями растений.

“Корзина с цветами”- так называется еще одна работа, выполненная на основе ДВП, с заранее приготовленным фоном и прорисованной корзиной. Изображение корзины промазываем пластилином, вдавливаем скорлупки кедровых орехов. Маки выполняем из пластилина, в серединки накрахмаленные нитки, на кончиках обмакнутые в манку, ромашки выполнены из пластилина, а в серединки вдавлено пшено, незабудки – из половинок гороха, растительная веточка- наклеенная вермишель. Работая по своему замыслу по теме “Природоохранные знаки” так же получаются оригинальные работы. Они сделаны на пластинках из пластилина, с использованием гуаши, а для рамки - запрещающего знака обыкновенные макаронные изделия. Готовые работы покрываем лаком. Вот так, используя такие разнообразные материалы можно научиться видеть и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя различные материалы.

Необходимое оборудование: старые пластинки (с грамзаписями), прямоугольные основы из ДВП., лак, эмаль, кисточки, клей ПВА, береста, гуашь, пластилин, бисер, засушенные листья, цветы, веточки, скорлупа от кедровых орехов, яичная скорлупа, ракушки, семена тыквы, бусинки, перья, рис, гречка, манка, овес, рожки, пшено и другие материалы.

Несколько занятий и веточки, травинки, семена оживают в творческих руках ребят. Увидев работы впервые не каждый догадается, что это всего лишь скорлупа орехов, рис и горох, пластилин и гуашь, а еще….тепло наших рук!

Работа в кружке увлекает ребят, хотя предлагаемые виды работ требуют предельной внимательности, усидчивости и аккуратности.

Мир природы! Это и очаровательный узор цветов, и свежий ветер, шелестящий в изумрудной листве, журчанье речушки, красавица осень и старушка зима, весенняя вербочка и жаркое лето… Вглядишься в выполненную работу и на какое - то мгновение попадешь в этот прекрасный и удивительный мир природы. А как приятно, сколько гордости за выполненную работу возникает у каждого, кто ее выполнял!

Полученные изделия красивы и оригинальны. Такие работы удобно хранить длительное время, используя для оформления любого кабинета или коридора школы, на различных выставках, районных конкурсах, что, несомненно, благоприятно скажется на эмоциональном настрое.

Воспитывать и обучать, приобщая к творчеству, эстетике, создавая гармонию ума, воли и чувств - вот основной принцип моей работы.