Цели:
- Познакомить с вредными животными и насекомыми полей, садов, лесов и огородов.
- Показать роль птиц в истреблении вредителей.
- Воспитание любви к природе.
Оборудование:
- гербарные образцы хлебных злаков,
- коллекции насекомых-вредителей.
- картинки с изображением птиц,
- таблицы с изображением вредителей полей (суслик, хомяк, мышь). грамзапись “Весенние голоса”
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
- Какие хлебные растения вы знаете?
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются?
- Почему их называют хлебными?
3. Рассказы учащихся о хлебных растениях по гербарным образцам:
А) рожь
б) пшеница
в) овес
г) просо
д) ячмень
4. Обобщение и переход к новой теме:
- На прошлых уроках мы с вами познакомились с хлебными растениями, с растениями лесов, полей, лугов, огородов. Но в природе очень много врагов всего этого зеленого мира. (Показать коллекцию насекомых)
- Это тли, жучки, мушки, гусеницы, мыши, хомяки. суслики. (показать таблицы)
Они грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, зерно, разрушают даже самую толстую и твердую кору деревьев.
- Кто же выступает в защиту зеленого мира?
(ответы детей)
- Скажите, ребята, каких птиц вы знаете? (ответы детей)
5. Физминутка.
6. Работа над темой урока:
Работа по вопросам.
- А почему перелетные птицы улетают на юг? Чем они питаются?
(ответы детей)
- А если на юге много насекомых круглый год, то почему же птицы с наступлением весны возвращаются к нам?
Прочитать стихотворение.
“Там всю зиму нет зимы!
Там всю зиму-лето!
Там снега не замели
Ни травы, ни веток!Почему ж они весной
Возвращаются домой?
Почему им не сидится
Там, где зной, где много мошек?
Видно птица, даже птица,
Жить без Родины не может!
- А сейчас несколько фактов:
Один выводок скворца за двухнедельный период уничтожает около 8000 мошек, жучков и их личинок.
Грач за день поедает около 500 личинок.
А ласточки и стрижи прямо на лету уничтожают бессчетное множество мошек и комаров.
В желудках филинов находили по 12 мышей, съеденных за ночь.
Обыкновенный канюк каждое лето уничтожает больше 1000 мышей, а иногда и больше.
- Кроме мышей, все хищные птицы уничтожают также хомяков, крыс, песчанок и сусликов.
Поэтому крылатых хищников надо оберегать. Охота на них запрещена.
Ученик читает отрывок.
- Птиц нужно любить и беречь не только за то, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют сады и леса. Кроме того многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее . радостное настроение. Будем же беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!
Прослушивание в грамзаписи “Весенние голоса”.
- А знаете ли вы, ребята, какие птицы – лучшие певцы.
В роще – соловей (картина)
В поле – жаворонок (картина)
В лесу – певчий дрозд (картина)
7.. Итог урока:
- Какую же пользу приносят птицы? Почему нужно их беречь и заботиться о них?
(Прочитать отрывок)
“Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь наших насекомоядных птиц – дятлов, скворцов, синиц, мухоловок, соловьев, горихвосток, ласточек, поползней, а также хищных птиц, то у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов, садов, полей и огородов.
8. Домашнее задание.
Приготовить ответы на вопросы викторины и найти загадки о птицах.
- Почему так называют птиц: зарянка, поползень, зяблик, лесной конек, горихвостка, кукушка, мухоловка, щегол, снегирь?
- Какая птица не выводит сама птенцов? Чем интересны маленькие кукушата?
- Какая самая быстролетающая птица?
- Какую птицу называют “лесным доктором”?