Тема урока "Птицы – наши друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с вредными животными и насекомыми полей, садов, лесов и огородов.
  2. Показать роль птиц в истреблении вредителей.
  3. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • гербарные образцы хлебных злаков,
  • коллекции насекомых-вредителей.
  • картинки с изображением птиц,
  • таблицы с изображением вредителей полей (суслик, хомяк, мышь). грамзапись “Весенние голоса”

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

- Какие хлебные растения вы знаете?

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются?

- Почему их называют хлебными?

3. Рассказы учащихся о хлебных растениях по гербарным образцам:

А) рожь
б) пшеница
в) овес
г) просо
д) ячмень

4. Обобщение и переход к новой теме:

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с хлебными растениями, с растениями лесов, полей, лугов, огородов. Но в природе очень много врагов всего этого зеленого мира. (Показать коллекцию насекомых)

- Это тли, жучки, мушки, гусеницы, мыши, хомяки. суслики. (показать таблицы)

Они грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, зерно, разрушают даже самую толстую и твердую кору деревьев.

- Кто же выступает в защиту зеленого мира?

(ответы детей)

- Скажите, ребята, каких птиц вы знаете? (ответы детей)

5. Физминутка.

6. Работа над темой урока:

Работа по вопросам.

- А почему перелетные птицы улетают на юг? Чем они питаются?

(ответы детей)

- А если на юге много насекомых круглый год, то почему же птицы с наступлением весны возвращаются к нам?

Прочитать стихотворение.

“Там всю зиму нет зимы!
Там всю зиму-лето!
Там снега не замели
Ни травы, ни веток!

Почему ж они весной
Возвращаются домой?
Почему им не сидится
Там, где зной, где много мошек?
Видно птица, даже птица,
Жить без Родины не может!

- А сейчас несколько фактов:

Один выводок скворца за двухнедельный период уничтожает около 8000 мошек, жучков и их личинок.

Грач за день поедает около 500 личинок.

А ласточки и стрижи прямо на лету уничтожают бессчетное множество мошек и комаров.

В желудках филинов находили по 12 мышей, съеденных за ночь.

Обыкновенный канюк каждое лето уничтожает больше 1000 мышей, а иногда и больше.

- Кроме мышей, все хищные птицы уничтожают также хомяков, крыс, песчанок и сусликов.

Поэтому крылатых хищников надо оберегать. Охота на них запрещена.

Ученик читает отрывок.

- Птиц нужно любить и беречь не только за то, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют сады и леса. Кроме того многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее . радостное настроение. Будем же беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Прослушивание в грамзаписи “Весенние голоса”.

- А знаете ли вы, ребята, какие птицы – лучшие певцы.

В роще – соловей (картина)

В поле – жаворонок (картина)

В лесу – певчий дрозд (картина)

7.. Итог урока:

- Какую же пользу приносят птицы? Почему нужно их беречь и заботиться о них?

(Прочитать отрывок)

“Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь наших насекомоядных птиц – дятлов, скворцов, синиц, мухоловок, соловьев, горихвосток, ласточек, поползней, а также хищных птиц, то у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов, садов, полей и огородов.

8. Домашнее задание.

Приготовить ответы на вопросы викторины и найти загадки о птицах.

  1. Почему так называют птиц: зарянка, поползень, зяблик, лесной конек, горихвостка, кукушка, мухоловка, щегол, снегирь?
  2. Какая птица не выводит сама птенцов? Чем интересны маленькие кукушата?
  3. Какая самая быстролетающая птица?
  4. Какую птицу называют “лесным доктором”?