Программа разработана с целью создания условий для развития мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой через современные оздоровительные виды спортивных тренировок.
Достижение цели программы обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой;
- обучение основам современных видов двигательных действий;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о питании, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- углубление знаний по оказанию первой помощи при травмах;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- углубление представления о современных оздоровительных видах спортивных занятий, снарядах и инвентаре.
В основу программы входит материал о занятиях фитнесом. В больших городах на сегодняшний день существует большое количество различных фитнес-клубов с различными направлениями, где любой желающий может узнать о новых видах спортивных тренировок, о новом современном спортивном инвентаре и оборудовании и получить практические навыки. Поэтому данная программа для больших городских школ окажется, конечно, не в диковинку. В нашем маленьком городке еще нет таких спортивных клубов. Но мы стараемся не отставать от новых технологий в области физической культуры и спорта. Три года назад в школе оборудовали фитнес-класс, приобрели спортивное оборудование и инвентарь для занятий фитнесом. А приобщить к таким занятиям учащихся решили через элективный курс, преследуя конкретные цели и задачи.
Программа элективного курса «Культура твоего тела» предназначена для девушек девятых классов. Занятия рассчитаны на одно полугодие в объеме 34 часа (два занятия в неделю) или на год в объеме 34 часа (одно занятие в неделю).
Фитнес – это комплекс оздоровительных видов спортивных занятий, которые включают в себя не только практические занятия, но и теоретические. Фитнес включает в себя занятия различными видами аэробики и гимнастики. Аэробика – это динамичный вид занятий под ритмичную музыку на развитие всех двигательных качеств (выносливость, сила, координация, гибкость, скорость).
Практическая часть программы предлагает ознакомить обучающихся с такими видами аэробики, как:
- танцевальные виды аэробики – аэробика с применением танцевальных движений разной степени интенсивности и сложности;
- стэп-аэробика – занятие с применением специальной степ-платформы;
- фитбол-аэробика – упражнения со специальным мячом, рекомендуется для улучшения осанки, баланса и гибкости;
- флекс-аэробика – упражнения на гибкость и растягивание, уменьшают тугоподвижность мышц, увеличивают диапазон движений в суставах.
Также программа предполагает знакомство с такими видами гимнастики, как:
- фит-йога – это смесь дыхательных, растягивающих и расслабляющих упражнений, благотворно действующих не только на мускулатуру, но и на внутренние органы;
- пилатес – это полный и гармоничный метод физического тренинга, без внимания не остается ни одна часть тела;
- калланетика – вид гимнастики, развивающий группу мышц от талии до колен с щадящим режимом работы на спину и суставы.
В практической части программы подобран материал с учетом особенностей развития каждого двигательного качества и возрастных особенностей девушек. Все основные упражнения имеют три варианта выполнения: динамический вариант, вариант с утяжелением, статический вариант, растягивание. Последнее носит обязательный характер, так как способствует восстановлению мышц после напряжения. Выполнение статических упражнений и вариант с утяжелением вслед за динамическим обеспечивает максимум воздействия на мышцы. При выполнении данных упражнений даются методические рекомендации: увеличить число повторов, сократить продолжительность пауз отдыха, выполнять упражнения с утяжелением, но уменьшить число повторов, выполнять упражнения при возможности с напряжением мышц или ускорить темп.
При разучивании несложных двигательных действий используется метод целостного разучивания, а метод обучения по частям – при разучивании более сложных упражнений. Также в процессе учебных занятий используются методы словесного воздействия (объяснение, команда, разбор, замечание, словесная оценка). Незаменим в этой работе метод наглядного воздействия (непосредственный показ движений). При разучивании комплексов аэробики применяются жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений и т. д.
Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Предлагаемые упражнения с музыкальным сопровождением создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, содействуют формированию правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии занимающихся. Специальные наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений занимающиеся получают во время занятий, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.
В теоретический раздел программы входят следующие темы:
- организация самостоятельных занятий;
- анатомия и антропометрия;
- питание;
- медицинские аспекты.
Этот раздел программы нацелен на освоение знаний о том, как правильно организовать тренировку самостоятельно, как выбрать подходящий вид нагрузки, как составить индивидуальный план тренировки, как правильно питаться, как укрепить здоровье в зависимости от индивидуальных возможностей своего организма. Занимающиеся должны ставить перед собой вопрос «зачем?» и «почему?», а не только потому, что это модно и полезно. Только в этом случае можно рассчитывать на успех и решать реальные цели, как краткосрочные, так и долгосрочные, и последовательно их добиваться.
Программа предусматривает приобретение коммуникативных, организационных, презентационных компетентностей у учащихся: умение работать в группе, коллективе, умение представить себя и свою деятельность, умение организовать режим дня и активный досуг.
Практический раздел программы реализуется на учебно-тренировочных занятиях. Теоретический раздел программы реализуется через беседы во время учебно-тренировочной работы и отдельные занятия.
Промежуточная аттестация проводится через карточки-задания, состоящие из вопросов практического и теоретического разделов.
Итоговая аттестация практического раздела программы – открытое занятие с демонстрацией освоенных комплексов упражнений. Теоретический раздел программы – через тестирование. Тестирование оценивается по пятибалльной шкале:
Выполнение теста | Балл |
100-85% | 5 |
85-70% | 4 |
70-50% | 3 |
Для реализации данной программы необходим следующий спортивный инвентарь и оборудование: степ-платформы, фитоболы (большие резиновые мячи), гантели (2-3 кг), набивные мячи (2-3 кг), гимнастические коврики, обручи, скакалки, тренажеры «Жимфлекстор», магнитофон с воспроизведением аудиокассет и компакт-дисков.
В результате освоения данной программы, занимающиеся по окончании курса должны:
Знать:
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- контролировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
- комплекс силовых упражнений;
- комплекс упражнений в партере на развитие различных групп мышц;
- комплекс упражнений танцевальной аэробики или степ-аэробики;
- комплекс упражнений на растягивание и расслабление.
Содержание программы
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
I | Теоретический раздел. | 10 |
1.1 | Организация самостоятельных занятий:
|
2 |
1.2 | Анатомия и антропометрия:
|
2 |
1.3 | Питание:
|
4 |
1.4 | Медицинские аспекты:
|
2 |
II | Практический раздел. | 24 |
2.1 | Танцевальная аэробика. | 4 |
2.2 | Степ-аэробика. | 6 |
2.3 | Комплексы силовых упражнений. | 4 |
2.4 | Комплексы упражнений в партере на различные группы мышц. | 6 |
2.5 | Комплексы упражнений на растягивание и расслабление. | 4 |
Литература:
- Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. Под редакцией В. И. Ляха. Москва «Просвещение», 2000.
- Ритмические упражнения, хореография и игры. Методическое пособие. Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. Москва «Дрофа», 2003.
- Физкульт-ура! Ура! Ура! Учебное пособие. Ю. Г. Каджаспиров. Москва «Педагогическое общество России», 2002.
- Фитнес. Стратегия успеха в личной жизни. Зорина И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
- Пилатес. Синтия Вейдер. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Фит-йога. Синтия Вейдер. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Степ-аэробика. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.